|
|||
Система педагогического общения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Система педагогического общения Учитель устанавливает в классе общение с детьми в следующей системе: 1 этап – моделирование общения. На этом этапе требуются знания особенностей аудитории, вероятностных затруднений, динамики работы. Материал должен быть представлен и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников (в различных вариантах). 2 этап – прогностический. Здесь необходима техника быстрого включения класса в работу. Необходимо владеть приемами самопрезентации (самопредставления, самоподачи) и динамического воздействия на окружающих. 3 этап – коммуникативная атака и управление общением. Необходимо учителю умение поддерживать инициативу детей. Организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. 4 этап – анализ общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата. 1. Межролевое (деловое) – т.е. каждый несет в себе определенную роль (начальник – подчиненный, учитель - ученик). 2. Межличностное (свободное) – реализуется вне организованной деятельности. Структура общения: I. Внешнее общение: · Межличностное (деловое, свободное). · Групповое (по интересам). · Массовое. · Коллективное.
II. Внутреннее общение: · Внутренний диалог. · Общение с самим собой. · Столкновение двух «я». Стили руководства: 1. Авторитарный стиль («разящие стрелы») – общение с принуждением. 2. Либерально-попустительский («плывущий плот») – общение полной свободы. 3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») – общение в стиле педагогики сотрудничества.
Стиль педагогического общения– это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя. Виды стилей педагогического общения: 1. Общение на основе увлеченности, совместной деятельности. 2. Общение на основе дружеского расположения. 3. Общение-дистанция. 4. Общение-устрашение. 5. Общение-заигрывание. 6. Общение-диалог. Барьер– это негативная установка на основании прошлого опыта общения. Барьеры общения: Боязнь класса – это психологическая настройка учителя. Физический барьер – удаление себя за стул, кафедру. Социальный барьер – разный уровень социального общения. Гностический барьер – разный уровень понимания учителя и учащихся.
Курс лекций ПЕШКОВА В.Е. Введение в педагогическую деятельность Учебное пособие
|
|||
|