Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I часть. II часть. III часть. IV часть. Сонатная форма



I часть

 

Действенная, событийная. В ней показаны многообразие и сложность жизни.

Темп Allegro.

Форма - сонатная.

 

II часть

Лирический центр:

1. отражение образов внешнего мира, увиденных глазами героя (объективная лирика)

2. мир собственных чувств и переживаний героя (субъективная лирика)

Темп  - медленный - Аndante, Adagio, Largo.

Форма - сложная трехчастная, вариации, рондо.

 

III часть

Менуэт (у Бетховена – Скерцо)

Темп  - оживленный - Allegretto.

Форма - сложная трехчастная da capo с контрастной серединой (трио)  - АВА.

 

IV часть

Финал – итог всего предшествующего развития.

Характер музыки - чаще оптимистический, всеобщее ликование.

Темпы Vivo, Vivace, Presto.

 

В концерте и сонате – три части (чаще выпускается III часть, т.е. Менуэт или Скерцо), в симфонии и квартете – четыре. Самый масштабный жанр сонатно-симфонического цикла – симфония (в переводе – «созвучие»). Произведения этого жанра предназначены для исполнения симфоническим оркестром.

 

Сонатная форма

Это наиболее динамичная форма. Позволяет показать диалектику жизни, ее противоречивость и сложность.

В ней 3 основных раздела (экспозиция, разработка, реприза) и 2 дополнительных (вступление и кода).

1. Экспозиция – это показ основных тем:

главной партии (г.п.) – в главной тональности

связующей парии (св.п.) – модуляция

побочной парии (п.п.) – побочная тональность (доминанта в мажоре, параллельная тональность в миноре)

заключительной партии (з.п.) – закрепление побочной тональности.

 

2. Разработка - развитие тем, (иногда - столкновение, конфликт образов)

Самый напряженный и драматический раздел.

Характерно  свободное строение, чередование контрастных эпизодов.

Здесь происходит постоянная смена тональностей, преобладают тональности субдоминантовой сферы.

В разработке используется специфический прием – дробление основных тем (одной или нескольких) экспозиции на мотивы, вычленение одного мотива и его развитие. Этот прием внедрил Гайдн. Он называется «мотивная разработка».

Переход к репризе звучит на доминантовом органном пункте.

 

3. Реприза – это возвращение первоначального облика тем в основной тональности.

Но реприза - это не повтор, а итог развития!

Образный строй этих тем может меняться в зависимости от их взаимодействия в разработке, особенно если там есть конфликт.

Реприза может быть неполной (звучат не все темы), «зеркальной» (темы проходят в обратном порядке).

У композиторов в.к.ш. сформировался малый симфонический оркестр парного состава (он определяется по количеству деревянных духовых).

Схема партитуры:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.