|
|||
I часть. II часть. III часть. IV часть. Сонатная формаI часть
Действенная, событийная. В ней показаны многообразие и сложность жизни. Темп Allegro. Форма - сонатная.
II часть Лирический центр: 1. отражение образов внешнего мира, увиденных глазами героя (объективная лирика) 2. мир собственных чувств и переживаний героя (субъективная лирика) Темп - медленный - Аndante, Adagio, Largo. Форма - сложная трехчастная, вариации, рондо.
III часть Менуэт (у Бетховена – Скерцо) Темп - оживленный - Allegretto. Форма - сложная трехчастная da capo с контрастной серединой (трио) - АВА.
IV часть Финал – итог всего предшествующего развития. Характер музыки - чаще оптимистический, всеобщее ликование. Темпы Vivo, Vivace, Presto.
В концерте и сонате – три части (чаще выпускается III часть, т.е. Менуэт или Скерцо), в симфонии и квартете – четыре. Самый масштабный жанр сонатно-симфонического цикла – симфония (в переводе – «созвучие»). Произведения этого жанра предназначены для исполнения симфоническим оркестром.
Сонатная форма Это наиболее динамичная форма. Позволяет показать диалектику жизни, ее противоречивость и сложность. В ней 3 основных раздела (экспозиция, разработка, реприза) и 2 дополнительных (вступление и кода). 1. Экспозиция – это показ основных тем: главной партии (г.п.) – в главной тональности связующей парии (св.п.) – модуляция побочной парии (п.п.) – побочная тональность (доминанта в мажоре, параллельная тональность в миноре) заключительной партии (з.п.) – закрепление побочной тональности.
2. Разработка - развитие тем, (иногда - столкновение, конфликт образов) Самый напряженный и драматический раздел. Характерно свободное строение, чередование контрастных эпизодов. Здесь происходит постоянная смена тональностей, преобладают тональности субдоминантовой сферы. В разработке используется специфический прием – дробление основных тем (одной или нескольких) экспозиции на мотивы, вычленение одного мотива и его развитие. Этот прием внедрил Гайдн. Он называется «мотивная разработка». Переход к репризе звучит на доминантовом органном пункте.
3. Реприза – это возвращение первоначального облика тем в основной тональности. Но реприза - это не повтор, а итог развития! Образный строй этих тем может меняться в зависимости от их взаимодействия в разработке, особенно если там есть конфликт. Реприза может быть неполной (звучат не все темы), «зеркальной» (темы проходят в обратном порядке). У композиторов в.к.ш. сформировался малый симфонический оркестр парного состава (он определяется по количеству деревянных духовых). Схема партитуры:
|
|||
|