|
|||
Венская классическая школа. Сонатно-симфонический циклСтр 1 из 3Следующая ⇒ Венская классическая школа. Сонатно-симфонический цикл Во 2-ой половине 18 века все большую роль начинает играть инструментальная музыка. Особенно важной она стала в творчестве венской классической школы (в.к.ш.). К ней принадлежат Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен (иногда к в.к.ш. причисляют и К. В. Глюка). Слово «классическая» происходит от латинского «classicus», в пер. – «образцовый». Для последующих поколений композиторов венские классики стали образцом. Большинство своих шедевров представители в.к.ш. создали в Вене, столице Австрийской империи: отсюда – название «венская». Слово «школа» означает стилистическую общность этих композиторов, общие основы творчества. Творчество венских классиков сформировалось в русле художественного направления «классицизм». Для него характерно стремление к ясности формы, логичности изложения материала, четким пропорциям. С классицизмом связана и ориентация на светские темы (в том числе из античной истории и мифологии), а также идея героического самопожертвования (Бетховен). На творчество композиторов в.к.ш. большое влияние оказало движение Просвещения (поэтому их творчество относят к стилю «просветительский классицизм»). Это сказалось как на образном строе, так и на музыкальном языке их сочинений. Так, в их творчестве происходит постепенный отход от мифологии, героями все чаще становятся обычные люди, при этом каждый из них обладает своими неповторимыми чертами (это говорит о реалистичности). Для авторов становятся важны и чувства героев, их эмоции, а не только разум, как это было на первых этапах классицизма. Сюжеты, содержание произведений тоже близки к реальной жизни. Порой в произведениях венских классиков соединяется комическое и трагическое, возвышенное и земное. Реалистичность, демократизм свойственны также мелодиям венских классиков – ярким, запоминающимся. В их музыке часто можно найти опору на бытовые жанры (танец, марш, песня, фанфарность и т. д.). В произведениях в.к.ш. окончательно утверждается гомофонный склад и квадратность построений, которые тесно связанные с бытовым музицированием. Заканчивают свое формирование нормы классической гармонической системы (на основе чередования функций Т S Д Т). Творчество венских классиков стало важным этапом в истории европейской музыкальной культуры. Главные темы их произведений масштабны и значительны, это темы философского звучания: человек и мир, человек и общество, человек и судьба. Таким образом, они преодолевают некоторую ограниченность и простоту, свойственную раннему классицизму. С творчеством венских классиков связано рождение так называемого сонатно-симфонического цикла. К нему относятся следующие жанры: 1. соната, 2. симфония, 3. концерт, 4. квартет. Часть из них – это новые жанры (симфония, квартет). Соната и концерт появились задолго до 18 века, однако, свой классический вид они обрели именно в этот период. Строение сонатно-симфонического цикла:
|
|||
|