Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 5. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес-план)



Тема 5. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес-план)

 

                         План темы

 

5.1 Сущность, цели и задачи бизнес- планирования

5.2 Анализ рыночной ситуации в ходе бизнес-планирования турфирмы

5.2 Характеристика основных разделов и показателей бизнес-плана туристской фирмы

 

5.1 Сущность, цели и задачи бизнес- планирования

 

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Основная цель бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должна развиваться фирма;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Необходимость разработки бизнес-плана обусловлена следующими задачами:

- обеспечение координации предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

- побуждение руководителя предприятия к определению методов достижения поставленных целей;

- определение необходимых ресурсов и показателей деятельности предприятия;

- формализация функций и ответственности работников предприятия;

- подготовка предприятия к изменениям рыночной среды;

- возможность непрерывного контроля результатов предпринимательской деятельности

В современной практике туристских компаний бизнес-план выполняет пять функций:

1. Разработка стратегии бизнеса. Эта функция жизненно - необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2. Планирование позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3. Привлечение извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект.

4. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность персонала о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. 

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы:

- руководитель проекта и команда - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

- другие заинтересованные стороны - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов.

Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим

основополагающим принципам:

- гибкости, что даёт возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;

- непрерывности, что предполагает «скользящий» характер планирования;

- коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, то есть в расчётах плана всё должно быть взаимосвязано взаимозависимо;

- интерактивности, что означает творческий характер планирования неоднократную проработку уже составленных разделов плана;

- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

- участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации;

- адекватности, то есть отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам документа. Эти материалы могут иметь разнообразный характер (от описаний и формулировок идей до расчётов, оформленных в виде таблиц произвольного типа); они постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются основополагающие принципы составления этого документа. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, менеджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.

Как правило, бизнес - план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по кварталам (возможно и месяцам). Годовой бизнес - план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.

Общеизвестно,что наилучший способ оценить свои шансы на успех - планировать и придерживаться назначенных ориентиров. План убережет предпринимателя от коммерческой деятельности, обреченной на провал. Если намечаемое дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению. Наконец, план снабдит необходимой информацией тех, кто заинтересован в объективной оценке данного бизнес-проекта, в особенности, если предприятию понадобится внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство кредиторов.

Особенности бизнес - планирования в туризме. Специфика бизнес-планирования в отрасли, в том числе и в туризме, определяется, прежде всего, особенностями видов деятельности, материально базой и организационно-правовыми формами их осуществления. В этом плане туризм как отраслевой комплекс, т.е. комплекс предприятий, деятельность которых непосредственно связана с предоставлением туристских услуг, представляет весьма сложный объект. Показатель туристкой привлекательности мог бы выступать как характеристика тех или иных объектов или территорий. Однако сложность здесь состоит в том, что туристский интерес обусловливается множеством разнородных и, порой трудно измеримых количественно, факторов.

 Туристский интерес должен стать в бизнес - планировании развития объектов туристской сферы важнейшим отправным моментом. Без его учета невозможно обосновать вероятный спрос на туристские услуги и определить их оптимальную структуру. В стратегических планах развития объектов туризма должны несомненно содержаться предложения по формированию и поддержанию к ним туристского интереса. Эти моменты должны быть базовыми в разделах маркетингового планирования отраслевых бизнес-планов. Рассмотрим некоторые особенности бизнес - планирования объектов, осуществляющих различные виды туристской деятельности.

Планировать деятельность предприятия, производящего нематериальный продукт, довольно непросто. Услугу нельзя охарактеризовать такими категориями, как прочность, надежность, жароустойчивость, оформление, дизайн, вес, размер, то есть всеми теми, которые можно применить к описанию любого материального товара. Услуга неосязаема, нескладируема, ее потребление длительно во времени, ее нельзя вернуть или обменять, если она не удовлетворила требованиям клиента.

 Особенно это относится к туристским услугам, так как их производство и потребление происходит, как правило, вдали от того места, где турист приобрел туруслугу. Убедить клиента приобрести туруслугу достаточно нелегко, поскольку единственным "доказательством" ее преимуществ являются слова продавца, предлагающего клиенту воспользоваться услугами именно "нашей" организации.

При планировании деятельности предприятия туризма вопрос разработки бизнес-плана становится наиболее остро. Ведь если раньше промышленные предприятия работали по планам, разработанным в отраслевых министерствах, то работу предприятий, связанных с туризмом, никто не планировал. Туризм даже не был признан отраслью народного хозяйства, и производство услуг не являлось составляющим валового национального продукта. Сейчас предприятиям туризма приходится с нуля создавать свой бизнес.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.