Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Состояние прогнозирования и планирования в мире, в том числе в России



 Состояние прогнозирования и планирования в мире, в том числе в России

В настоящее время широким признанием пользуется точка зрения о том, что: во-первых, на уровне фирмы мож­но и нужно применять прогнозирование и директивное пла­нирование и, во-вторых, на уровне государства можно при­менять прогнозирование, индикативное планирование и про­граммирование.

Считается, что идея прогнозирования и планирования в экономике в целом разумна. Но опыт показал, что директивное планирование должно осуществляться лишь на уровне фирмы. Это связано с некоторыми особенностями внут­рифирменного плана (С13), который:

1) составляется как задание частного владельца, несу­щего полную ответственность (вплоть до разорения) за до­стижение успеха;

2) осуществляется в условиях гарантированной зако­ном свободы выбора партнеров по сделкам и согласования с ними цены продажи;

3) постоянно проверяется спросом покупателей;

4) разрабатывается тогда, когда вся существующая по вопросу социально-экономическая информация может быть собрана и осмыслена тем лицом, которое принимает реше­ния и полностью отвечает за их рациональность.

Однако эти особенности практически не проявляются в масштабе страны. Государственное централизованное пла­нирование бывает полезно лишь в условиях военного вре­мени или иного особого периода, когда рыночные законы, в частности влияние конкуренции, не могут нормально фун­кционировать. Существует два способа координации эконо­мической деятельности: централизованное руководство, со­пряженное с принуждением, и добровольное сотрудниче­ство индивидов. Для рыночной экономики характерен второй способ.

Главное в прогнозе и плане — это точность отраже­ния в них объективной жизни, в том числе разнообразных ее проявлений. Однако экономическая среда постоянно ис­пытывает влияние множества различных взаимодействую­щих и исключающих друг друга факторов, и все усилия должны быть направлены на непрерывное приспособление объекта хозяйствования к изменяющимся условиям работы. Но если для прогноза, по причине его вероятностного ха­рактера, это не страшно, то для плана это означает смерть. В рыночной эконо­мике прогнозируемость событий довольно низкая из-за того, что явления носят стохастический характер. Поэтому прогнозы и планы, принятые с учетом прошлой ин­формации, должны уточняться при изменении условий су­ществования.

В условиях же государствен­ного планирования обязательно возникает диктат центра. Разнообразие точек зрения уступает место единообразию. Но в обществе единообразие — это залог его будущей ги­бели, а единообразие экономических планов означает конец конкуренции. Возникают две существенные проблемы, сто­ящие на пути государственного централизованного плани­рования: первая — единообразие, вторая — конкуренция.

Любая система, в том числе экономическая, устойчива лишь при многообразии. Это аксиома жизни. Поэтому обществу необходи­мо разнообразие. Но государственный централизованный план этого обеспечить не может.

Другая проблема государственного планирования в условиях рынка — это наличие конкуренции, которая является движущей силой рыночных преобразований. Можно ли учесть в государственном централизованном плане интересы различных фирм, являющихся конкурентами? Вопрос риторический. Понятно, что цели фирм-конкурентов противоположны, и нельзя лишать рынок конкуренции, которая определяет динамичность рыночной среды, многократно формируя цену равновесия товаров, и придает стойкость процессам рынка. Рынок и его движущая сила — конкуренция допускают директивное планирование во имя конкуренции. А это возможно только на уровне фирмы.

(С14) Другое дело индикативный (рекомендательный) план или прогноз, который имеет вероятностный характер и более зависит от обстоятельств жизни, чем от действий отдельных лиц. Поэтому возможности индикативного планирования и прогнозирования используются как на уровне фирмы, так и на уровне государства.

Возрастание роли индикативного плана и прогноза в масштабах страны продиктовано усложнением экономических отношений, объективными потребностями увеличивающихся масштабов экономики, когда нужны координирующие действия центра. Достигнутый в мире уровень научно-технического прогресса требует высокой степени координации экономических мер предприятий, отраслей и стран. Усиление концентрации капитала в условиях конкуренции стимулирует массовое внедрение технологических новшеств, создавая тем самым предпосылки для применения более качественных методов обоснования совместных действий, увязанных по времени, целям и ресурсам. Индикативный план и прогноз государства в отличие от директивного пла­на не оказывают влияния на движущие силы рынка — сво­боду действий, собственность и конкуренцию. Поэтому они могут рассматриваться как средство достижения динамич­ности экономической жизни. Поэтому вот уже несколько десятилетий прогнозирование и индикативное планирова­ние на уровне государства успешно используются многими странами.

В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.) 

Так в США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий на­учно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждений (отделов) по разработке прогнозов. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х годов созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Зарубежная практика активно использует советский опыт планирования. Считается, что именно государственное вмешательство путем определенной достройки регулирующих институтов рынка может поправить положение. Так, в экономике организация институтов и соответствующая политика государства могут сократить время достижения целей социально-экономического развития страны. Поэтому в настоящее время многие государства активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию (госзакупки на контрактной основе). Лидером среди стран, уже имеющих большой опыт прогнозирования и программирования на уровне государства, является Япония. Еще в 1961 г. эта страна приняла "Десятилетний план удвоения национального дохода". План представлял собой среднесрочные и долгосрочные прогнозы народнохозяйственных показателей, которые использовались для обоснования бюджетов, и на их основе определялись налоговые поступления. С тех пор в Японии постоянно разрабатываются общенациональные планы. Каждый из них имеет основную концепцию, т.е. главную идею или систему целей. Так, основной концепцией первого плана комплексного развития территорий страны было создание "полюсов роста" в районах, удаленных от главных промышленных агломераций. В третьем комплексном плане страны основной концепцией было "интегрирование расселения". Четвертый комплексный план, рассчитанный до конца XX в., отражал общие цели развития во всех областях жизни.

Во Франции в X индикативном плане страны, рассчитанном на 1989-1992 гг., были установлены следующие шесть главных направлений развития:

♦ укрепление национальной валюты и обеспечение занятости населения;

♦ образование;

♦ научные исследования;

♦ социальная защита населения:

♦ обустройство территорий:

♦ обновление государственных служб.

Каждое направление (цель) получило статус государственной программы и обеспечивалось системой финанси­рования.

В ЕС с 1962 г. составляются кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных эконо­мик.

Страны мира в основном применяют индикативное, т. е. рекомендательное, планирование (ИП). За прошедшие три десятилетия в развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе планирование носило конъюнктурный характер, на втором — структурный и на третьем — стратегический характер.    

В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами пла­нирования на уровне государства. Во Франции - это Гене­ральный комиссариат по планированию, в Канаде — Экономический совет, в Японии — Экономический консультационный совет, в Нидерландах — Центральное плановое бюро.

По мере интернационализации рынков различных стран увеличивается опасность паралича кредитно-финансовой системы, в том числе за счет скоординированных действий крупных спекулянтов. Чтобы противостоять этому, применяются различные меры предупреждения, в том числе путем проведения активной политики в области экономической жизни общества.

В перспективе развитие прогнозирования и планирования, по мнению специалистов, будет характеризоваться, во-первых, усилением роли планирования после периода либерализации экономик капиталистических стран; во-вторых, технологической и институциональной модернизацией экономики России, которая должна начаться после кри­зиса.

Прогнозы и планы широко используются также на уровне предприятия. Многие фирмы, и не только крупного бизне­са, регулярно выполняют экономические расчеты на буду­щее. Развитие экономических отношений и рост экономи­ческого потенциала стран усиливают роль внутрифирмен­ного планирования. Корпоративная и государственная собственность определяют необходимость единой статисти­ческой отчетности в мире, планирования с учетом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности. Кроме того, выполнение межфирменных соглашений и государ­ственных заказов обусловливают организационные требо­вания к фирме вообще и к планированию в частности. Рабо­та по договорам требует стабилизации хозяйственной дея­тельности, надежности и взаимосвязи перспективной и текущей деятельности фирмы, согласованной со множеством партнеров по бизнесу, различными субподрядчиками, а так­же ориентации на выбранный сегмент рынка, что требует хорошего знания маркетинга. Эти факторы во многом опре­деляют современную организацию внутрифирменного пла­нирования. Ключом к пониманию задач, организации и ме­тодики планирования внутри фирмы является ее организа­ционная структура.

У российских предприятий с переходом на рыночные отношения происходит сближение подходов, применяемых в отечественной практике планирования, с практикой за­рубежных фирм.

К особенностям современной практики внутрифирменного планирования в условиях рынка относятся: (С15)

♦ дифференциация функций планирования;

♦ повышение сложности плана;

♦ учет требований маркетинга;

♦ значительный объем элементов перераспределения ресурсов.

(С16) Критерием эффективности внутрифирменного пла­нирования выступает степень использования плана в ре­альной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет со­бой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.

Адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и поте­ре времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адап­тации с учетом вновь поступающей информации.

В настоящее время в практике составления плана фир­мы нет четких правил. Здесь все определяется здравым смыс­лом. Но обычно началу планирования предшествуют два от­дельных этапа. (С17) На первом, предварительном этапе опреде­ляются реальные задачи фирмы, их возможные параметры и выявляются необходимые ресурсы. На втором этапе под­тверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение данных, а также определяются конкретные ме­тоды и способы их достижения. Любой план фирмы имеет свои особенности. Так, составление оперативного годового плана по сбыту (продаже) может включать такие этапы (С18):

♦ определение общих принципов;

♦ выбор методов достижения целей, которые разрабатываются и осуществляются в дальнейшем соответствующими службами (отделами, подразделени­ями). Эти службы предполагают конкретные способы и меры осуществления указанных в плане принципов;

♦ расчеты экономического эффекта, которые выпол­няются соответствующими службами фирмы совме­стно с экономическим отделом.

Все большую популярность в зарубежных фирмах приобретает контроллинг – планирование, которое характеризуется обращением к будущему. Контроллинг позволяет посредством экономических категорий анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность фирмы по достижению поставленных целей, выделять и учитывать интересы сторон.

В настоящее время прогнозирование и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.

К сожалению, в настоящее время многие российские предприятия предпочитают вовсе не составлять планы, так как в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.