|
|||
Состояние прогнозирования и планирования в мире, в том числе в России ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Состояние прогнозирования и планирования в мире, в том числе в России В настоящее время широким признанием пользуется точка зрения о том, что: во-первых, на уровне фирмы можно и нужно применять прогнозирование и директивное планирование и, во-вторых, на уровне государства можно применять прогнозирование, индикативное планирование и программирование. Считается, что идея прогнозирования и планирования в экономике в целом разумна. Но опыт показал, что директивное планирование должно осуществляться лишь на уровне фирмы. Это связано с некоторыми особенностями внутрифирменного плана (С13), который: 1) составляется как задание частного владельца, несущего полную ответственность (вплоть до разорения) за достижение успеха; 2) осуществляется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделкам и согласования с ними цены продажи; 3) постоянно проверяется спросом покупателей; 4) разрабатывается тогда, когда вся существующая по вопросу социально-экономическая информация может быть собрана и осмыслена тем лицом, которое принимает решения и полностью отвечает за их рациональность. Однако эти особенности практически не проявляются в масштабе страны. Государственное централизованное планирование бывает полезно лишь в условиях военного времени или иного особого периода, когда рыночные законы, в частности влияние конкуренции, не могут нормально функционировать. Существует два способа координации экономической деятельности: централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов. Для рыночной экономики характерен второй способ. Главное в прогнозе и плане — это точность отражения в них объективной жизни, в том числе разнообразных ее проявлений. Однако экономическая среда постоянно испытывает влияние множества различных взаимодействующих и исключающих друг друга факторов, и все усилия должны быть направлены на непрерывное приспособление объекта хозяйствования к изменяющимся условиям работы. Но если для прогноза, по причине его вероятностного характера, это не страшно, то для плана это означает смерть. В рыночной экономике прогнозируемость событий довольно низкая из-за того, что явления носят стохастический характер. Поэтому прогнозы и планы, принятые с учетом прошлой информации, должны уточняться при изменении условий существования. В условиях же государственного планирования обязательно возникает диктат центра. Разнообразие точек зрения уступает место единообразию. Но в обществе единообразие — это залог его будущей гибели, а единообразие экономических планов означает конец конкуренции. Возникают две существенные проблемы, стоящие на пути государственного централизованного планирования: первая — единообразие, вторая — конкуренция. Любая система, в том числе экономическая, устойчива лишь при многообразии. Это аксиома жизни. Поэтому обществу необходимо разнообразие. Но государственный централизованный план этого обеспечить не может. Другая проблема государственного планирования в условиях рынка — это наличие конкуренции, которая является движущей силой рыночных преобразований. Можно ли учесть в государственном централизованном плане интересы различных фирм, являющихся конкурентами? Вопрос риторический. Понятно, что цели фирм-конкурентов противоположны, и нельзя лишать рынок конкуренции, которая определяет динамичность рыночной среды, многократно формируя цену равновесия товаров, и придает стойкость процессам рынка. Рынок и его движущая сила — конкуренция допускают директивное планирование во имя конкуренции. А это возможно только на уровне фирмы. (С14) Другое дело индикативный (рекомендательный) план или прогноз, который имеет вероятностный характер и более зависит от обстоятельств жизни, чем от действий отдельных лиц. Поэтому возможности индикативного планирования и прогнозирования используются как на уровне фирмы, так и на уровне государства. Возрастание роли индикативного плана и прогноза в масштабах страны продиктовано усложнением экономических отношений, объективными потребностями увеличивающихся масштабов экономики, когда нужны координирующие действия центра. Достигнутый в мире уровень научно-технического прогресса требует высокой степени координации экономических мер предприятий, отраслей и стран. Усиление концентрации капитала в условиях конкуренции стимулирует массовое внедрение технологических новшеств, создавая тем самым предпосылки для применения более качественных методов обоснования совместных действий, увязанных по времени, целям и ресурсам. Индикативный план и прогноз государства в отличие от директивного плана не оказывают влияния на движущие силы рынка — свободу действий, собственность и конкуренцию. Поэтому они могут рассматриваться как средство достижения динамичности экономической жизни. Поэтому вот уже несколько десятилетий прогнозирование и индикативное планирование на уровне государства успешно используются многими странами. В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.) Так в США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждений (отделов) по разработке прогнозов. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х годов созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Зарубежная практика активно использует советский опыт планирования. Считается, что именно государственное вмешательство путем определенной достройки регулирующих институтов рынка может поправить положение. Так, в экономике организация институтов и соответствующая политика государства могут сократить время достижения целей социально-экономического развития страны. Поэтому в настоящее время многие государства активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию (госзакупки на контрактной основе). Лидером среди стран, уже имеющих большой опыт прогнозирования и программирования на уровне государства, является Япония. Еще в 1961 г. эта страна приняла "Десятилетний план удвоения национального дохода". План представлял собой среднесрочные и долгосрочные прогнозы народнохозяйственных показателей, которые использовались для обоснования бюджетов, и на их основе определялись налоговые поступления. С тех пор в Японии постоянно разрабатываются общенациональные планы. Каждый из них имеет основную концепцию, т.е. главную идею или систему целей. Так, основной концепцией первого плана комплексного развития территорий страны было создание "полюсов роста" в районах, удаленных от главных промышленных агломераций. В третьем комплексном плане страны основной концепцией было "интегрирование расселения". Четвертый комплексный план, рассчитанный до конца XX в., отражал общие цели развития во всех областях жизни. Во Франции в X индикативном плане страны, рассчитанном на 1989-1992 гг., были установлены следующие шесть главных направлений развития: ♦ укрепление национальной валюты и обеспечение занятости населения; ♦ образование; ♦ научные исследования; ♦ социальная защита населения: ♦ обустройство территорий: ♦ обновление государственных служб. Каждое направление (цель) получило статус государственной программы и обеспечивалось системой финансирования. В ЕС с 1962 г. составляются кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных экономик. Страны мира в основном применяют индикативное, т. е. рекомендательное, планирование (ИП). За прошедшие три десятилетия в развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе планирование носило конъюнктурный характер, на втором — структурный и на третьем — стратегический характер. В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции - это Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде — Экономический совет, в Японии — Экономический консультационный совет, в Нидерландах — Центральное плановое бюро. По мере интернационализации рынков различных стран увеличивается опасность паралича кредитно-финансовой системы, в том числе за счет скоординированных действий крупных спекулянтов. Чтобы противостоять этому, применяются различные меры предупреждения, в том числе путем проведения активной политики в области экономической жизни общества. В перспективе развитие прогнозирования и планирования, по мнению специалистов, будет характеризоваться, во-первых, усилением роли планирования после периода либерализации экономик капиталистических стран; во-вторых, технологической и институциональной модернизацией экономики России, которая должна начаться после кризиса. Прогнозы и планы широко используются также на уровне предприятия. Многие фирмы, и не только крупного бизнеса, регулярно выполняют экономические расчеты на будущее. Развитие экономических отношений и рост экономического потенциала стран усиливают роль внутрифирменного планирования. Корпоративная и государственная собственность определяют необходимость единой статистической отчетности в мире, планирования с учетом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности. Кроме того, выполнение межфирменных соглашений и государственных заказов обусловливают организационные требования к фирме вообще и к планированию в частности. Работа по договорам требует стабилизации хозяйственной деятельности, надежности и взаимосвязи перспективной и текущей деятельности фирмы, согласованной со множеством партнеров по бизнесу, различными субподрядчиками, а также ориентации на выбранный сегмент рынка, что требует хорошего знания маркетинга. Эти факторы во многом определяют современную организацию внутрифирменного планирования. Ключом к пониманию задач, организации и методики планирования внутри фирмы является ее организационная структура. У российских предприятий с переходом на рыночные отношения происходит сближение подходов, применяемых в отечественной практике планирования, с практикой зарубежных фирм. К особенностям современной практики внутрифирменного планирования в условиях рынка относятся: (С15) ♦ дифференциация функций планирования; ♦ повышение сложности плана; ♦ учет требований маркетинга; ♦ значительный объем элементов перераспределения ресурсов. (С16) Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности. Адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации. В настоящее время в практике составления плана фирмы нет четких правил. Здесь все определяется здравым смыслом. Но обычно началу планирования предшествуют два отдельных этапа. (С17) На первом, предварительном этапе определяются реальные задачи фирмы, их возможные параметры и выявляются необходимые ресурсы. На втором этапе подтверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение данных, а также определяются конкретные методы и способы их достижения. Любой план фирмы имеет свои особенности. Так, составление оперативного годового плана по сбыту (продаже) может включать такие этапы (С18): ♦ определение общих принципов; ♦ выбор методов достижения целей, которые разрабатываются и осуществляются в дальнейшем соответствующими службами (отделами, подразделениями). Эти службы предполагают конкретные способы и меры осуществления указанных в плане принципов; ♦ расчеты экономического эффекта, которые выполняются соответствующими службами фирмы совместно с экономическим отделом. Все большую популярность в зарубежных фирмах приобретает контроллинг – планирование, которое характеризуется обращением к будущему. Контроллинг позволяет посредством экономических категорий анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность фирмы по достижению поставленных целей, выделять и учитывать интересы сторон. В настоящее время прогнозирование и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций. К сожалению, в настоящее время многие российские предприятия предпочитают вовсе не составлять планы, так как в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях.
|
|||
|