|
|||||||||
Сущность прогнозирования И планирования в экономикеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Сущность прогнозирования И планирования в экономике 1.1. Предмет, объект, цели и задачи прогнозирования и планирования Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намечаемых мер, опосредованная планом, помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу «минимум средств - максимум результата». Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей (получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка) требуют предварительного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата. В связи с этим целью курса «Прогнозирование и планирование» является обучение методологии экономических обоснований предстоящих действий. Знание принципов и методов научного предвидения поможет специалистам, занимающимся предпринимательской деятельностью, понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения в различных ситуациях. Предметом курса «Прогнозирование и планирование» является изучение методологии научного предвидения экономического развития субъекта хозяйствования. Любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. И главным критерием качества обоснования плана будет совпадение действительных событий с предполагаемыми, что приближает фирму к избранным целям хозяйствования. Всякое экономическое предвидение отражает прошлое, включает настоящее и намечает будущее. Природа экономического предвидения, классификация показателей и параметров, современные мнения и взгляды специалистов по вопросам прогнозирования и планирования, опыт зарубежных стран в этой области, рекомендуемые подходы к экономическим обоснованиям различных сторон деятельности, в том числе к выбору стратегий развития, обоснование политики фирмы, определение экономического эффекта выбранных решений, структура плана, задачи совершенствования плановой работы- все эти и ряд других вопросов составляют содержание изучаемой дисциплины. (С2) Представление о будущем называется предвидением. Оно может быть как научным, так и ненаучным. Ненаучное предвидение может быть обыденным, интуитивным и религиозным. Однако предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным. Научное предвидение — это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. (С3) Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели. Формой предсказания является прогноз, т. е. научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления. Прогнозируются те явления, на которые человек не может оказать влияние или оно бывает слабым. Например, разрабатываются прогнозы погоды, урожая, моды, спроса на товары, рождаемости, смертности. Понятно, что эти явления невозможно предсказать с высокой точностью, а тем более запланировать. Предуказание, в отличие от предсказания, связано с решением проблемы. Здесь обязательно присутствует волевое решение человека (группы людей) по достижению намечаемой цели. Предуказание может быть в форме планирования, программирования или проектирования. В экономике чаще применяются две формы.
(С4). Структура экономического предвидения (С5) Планирование — это проекция в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и возможностях. Программирование — это установление основных положений, которые в дальнейшем могут быть конкретизированы в виде планов. Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная категория. Отметим три особенности прогноза и плана.(С6) 1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из ее диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей; план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности. 2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает это событие как цель деятельности. 3. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение относительно системы мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события. Существует и иная взаимосвязь прогноза и плана. (С7) Дело в том, что для научного обоснования плана используются, как правило, такие способы, как: анализ, то есть исследование и описание явления; объяснение или диагноз; предсказание, в том числе прогноз. Это значит, что прогноз часто используется в процессе планирования. Присутствие в плане прогноза, который включает в себя прошлые тенденции явления, обычно повышает точность принимаемого решения, то есть прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования. План без прогноза — это административная акция. Таким образом, прогноз и план имеют много общего. (С8) Различия прогноза и плана заключаются: во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз — это вероятность, план — это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз — это диапазон (интервал) значения, план — конкретная величина; в-третьих, в отношении к свободе: прогноз — это необязательность действий, план — обязательность исполнения. Использовался и нормативный метод прогнозирования в виде пожелания по улучшению тенденций развития, например, по ускорению применения новой техники и технологии. В целом для советской практики экономического прогнозирования был характерен "тоннельный кругозор", когда в расчетах не учитывались подлинные закономерности экономических отношений, когда были неизвестны данные об изменении спроса и предложения, цены были фиксированными, а параметры прогнозов не отражали результативности работы отдельного предприятия. Знаменательным событием в практике прогнозирования и планирования было создание единого для социалистического лагеря органа — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), который занимался вопросами координации планов разных стран, входивших в его состав, а также интеграцией национальных экономик, разработкой мер по развитию и укреплению их сотрудничества и взаимопомощи. Обобщая богатый опыт народнохозяйственного планирования СССР, следует отметить не только несомненные преимущества, но и недостатки планового хозяйства в масштабах государства. (С9) Преимуществами планового хозяйства явились: ♦ взаимосвязь в планах социальных и экономических аспектов развития общества; ♦ концентрация сил на выполнении приоритетных направлений деятельности; ♦ комплексный подход к решению проблемы; ♦ учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования; ♦ сочетание отраслевого и территориального подходов; ♦ попытки сбалансирования использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. (С10) К недостаткам централизованного планирования следует отнести: ♦ слабый учет естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений; ♦ возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу "план — любой ценой", своего рода фетиш плана над экономическими отношениями; ♦ отсутствие поля для маневренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования; ♦ методологическая слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие и многообразие микроуровня; ♦ забвение отдельных сторон жизни, признанных правящей партией неперспективными, например кибернетики, генетики; ♦ значительная трата сил, времени и средств на разработку, согласование, утверждение, уточнение и поддержание стабильности плановых показателей. Недолгая история государственного директивного планирования в стране засвидетельствовала значительные возможности его кратковременного использования как средства решения задач общественного развития в различные периоды экономической жизни. Директивный план государства проявил как преимущества, так и недостатки в периоды "военного коммунизма", нэпа, коллективизации и индустриализации, военного времени, послевоенного восстановления хозяйства, так называемого развитого социализма. К достижениям планирования можно также отнести опыт разработки и реализации различных комплексных программ страны (освоения космоса, продовольственную программу, освоения Нечерноземья), встречных планов, установление контрольных цифр и др. Однако опыт государственного планирования СССР в целом доказал нежизнеспособность централизованного планирования, преимущества единого государственного плана в конечном итоге были поглощены его недостатками. Тем не менее, несмотря на негативную оценку государственного централизованного планирования в СССР, его преимущества не остались незамеченными другими страна мира. Некоторые экономисты, в том числе зарубежных стран, продолжают высказывать мнение о преимуществах и недоиспользованных возможностях такого планирования. Защитники этой точки зрения исходят из того, что сложная индустриальная цивилизация порождает проблемы, неразрешимые без вмешательства центра. Они считают, что если не будет централизованного координирующего органа, то общественная жизнь может превратиться в хаос. Поэтому не исключено, что различные страны еще не раз будут возвращаться к возможностям централизованного планирования, но формы директивного государственного планирования, конечно, будут иными, продиктованными новым витком развития. За прошедшие десятилетия процесс прогнозирования и планирования характеризовался значительными эволюционными изменениями. В настоящее время многие государства активно используют возможности прогнозирования, планирования и программирования, регулируя отдельные социально-экономические вопросы жизнедеятельности. Среди всех прогнозов наибольший удельный вес составляли прогнозы на 15-летний период. (С11) Широко применялись такие методы прогнозирования, как экстраполяция, экспертных оценок и методы "дерева целей". Анализ этой работы позволяет выявить ряд недостатков отечественной практики прогнозирования. В их числе (С12) ♦ слабая проработка вопросов теории и практики прогнозирования, чем объясняется относительная неупорядоченность организационных форм новой науки; ♦ недостаточная координация действий по развитию прогнозирования, в том числе по обмену информацией и подготовке кадров; ♦ незнание исполнителями прогнозов многих методов прогнозирования; ♦ недостаточная информационная база для разработки прогнозов, закрытость многих данных; ♦ существенные затраты на выполнение отдельных видов прогнозов; ♦ нечеткая выраженность целей разработки прогнозов, частое отсутствие взаимосвязи между прогнозными и плановыми показателями; ♦ недостаточность разработки методик и процедур выполнения прогнозов. Таким образом, эволюция экономического предвидения предоставляет специалистам в области экономики богатый материал для осмысления, состоящий из проб, достижений и ошибок. Неоценимым в этой сфере является опыт СССР.
|
|||||||||
|