Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вотще поносит или хвалит



 

Тема «Поэзия и вдохновенье»

Тема поэзии и творчества занимает всегда особенное место в творчестве любого настоящего поэта. Уверена, когда вы изучали на уроках лирику Пушкина, вы изучали его «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэт и толпа», «Поэту», «Пророк» так что вам уже въелись в сознание некоторые строки. Но надо понимать, что Пушкин заложил определенную традицию в нашей поэзии и Федор Иванович не мог не воспринять основные идеи Александра Сергеевича.

 Что важно для любого поэта?

Давайте посмотрим на программное стихотворение А. С. Пушкина

- тема Памяти

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

 Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

 Жив будет хоть один пиит.     

- поэт должен волновать людские сердца

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

- особая «миссия» поэта

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

 И милость к падшим призывал. (Памятник)

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Это строфа из стихотворения «Пророк».

- муза должна быть свободной. Как вы это понимаете? От кого должна быть свободна муза?

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

 И не оспоривай глупца.

В стихотворении Пушкина «Поэт и толпа» еще одна очень важная идея прослеживается за счет противопоставления Поэта и толпы – поэт всегда одинок, не понят. 

Посмотрите: толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему пас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?» («Поэт и толпа»)

Вот те идеи, которые были важны Пушкину в понимании роли поэта. Пожалуйста, держите их в голове на протяжении нашего занятия.

Теперь давайте посмотрим на лирику Тютчева о поэзии.

1. «Не верь, не верь поэту, дева…»

Не верь, не верь поэту, дева;

Его своим ты не зови —

И пуще пламенного гнева

 Страшись поэтовой любви!

Его ты сердца не усвоишь

 Своей младенческой душой;

Огня палящего не скроешь

 Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия —

Не властен лишь в себе самом:

Невольно кудри молодые

 Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит

 Его бессмысленный народ

Он не змиею сердце жалит,

Но, как пчела, его сосет.

Твоей святыни не нарушит

 Поэта чистая рука,

Но ненароком — жизнь задушит

 Иль унесет за облака.

  Год написания: 1831-1839

Посмотрите, какое легкое, красивое, изящное стихотворение.

На первый взгляд кажется, будто молодой поэт так заигрывает с девушкой. «не верь, не верь поэту, дева/ Его своим ты не зови…»

Но обратите внимание какой образ поэта постепенно создается перед нами.

1) «огня палящего не скроешь» … где у нас уже был такой образ?

В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина. «Глаголом жги сердца людей»,

«И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.»

2) поэт всесилен как стихия

3) он обожжет своим венцом

У кого венец обычно. Ну вот явно что-то библейское.

4) Вотще поносит или хвалит его бессмысленный народ

Явно отсылка к какому стихотворению Пушкина?

«Поэт и толпа».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.