Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чашечка»  



«Чашечка»                                          

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена,

прогибается к низу.

«Красим потолок»                               Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому                                                                                                    небу в направлении сзади – вперед.

«Красим верхний заборчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка                                                                                                                       с внутренней стороны «КРАСИМ» верхние зубы «кисточкой»                                                                                             - кончиком языка. Движения вверх – вниз и влево – вправо.                                                                                                                       

  Формирование целенаправленного ротового выдоха   «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.   «Колокольчик»                           Упражнение на дыхание.

 

«Колокольчик»                                 Упражнение на дыхание закрываем пальцем одну ноздрю, через другую выдыхаем со звуком мммммм, затем поменять.

  Дифференциация изолированных звуков [Ж - Ш]   -Как жужжит жук? - Как шипит змея? -Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж. -Как шипит гусь? Как жужжит жук? -Чья песенка звонкая? Чья глухая?

[ж – ж – ж…]

 

[ш – ш – ш…]

 

  Дифференциация [Ж] - [Ш] в слогах   -Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Как вы думаете, первая карточка будет означать звонкий или глухой согласный? - В теме нашего занятия два звука Ж и Ш, какой из них звонкий? - Посмотрите на вторую карточку. На ней нарисованы наушники. Какой звук обозначает эта карточка? - Сейчас я буду называть слоги. Если в слоге есть Ж – вы поднимаете карточку с колокольчиком, если Ш – вы поднимаете карточку с наушниками. Слоги: са, ша, су, шу, ши, ис, ас, аш, шун, сап, луш, пиш, шта, тас, кос, шту, ста, мыс, стоп, шов    

- (Звонкий звук, так как нарисован колокольчик)

-(Ж)

- (Глухой звук, так как нарисованы наушники - Ш).

  Развитие звукового анализа на уровне слова   Детям получают карточки с буквами занятия: Ж, Ш. – Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [Ж] или [Ш] и покажите карточку с буквой обозначающий звук в слове-отгадке . а) Лёгкий и воздушный, Ветерку послушный. В облаках летает, А куда — не знает. (Шар) б) Он высокий и пятнистый С длинной-длинной шеей. Объедает листья, Но с больших деревьев. (Жираф) в) Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда. А лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) г) На любого посмотри: Сверху носится одежда. У него ж она внутри. (Шкаф) д) Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук «ж» я твержу. (Жук)

 

Дети отгадывают загадки и показывают карточки с буквами.

 

  Развитие ручной и мелкой моторики  
Прилетела к нам вчера      
Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза,      
Как фонарики глаза.      
Пожужжали, полетали,      
От усталости упали      

 

Дети машут ладошками.

 
   

На кажде название насекомого загибают один пальчик.

   

Делают кружочки пальцами, подносят к глазам.

   

Машут ладошками.

   

Роняют ладони на стол.

       

 

  Дифференциация букв Ж-Ш в словах   Логопед выставляет на доску предметные картинки: шары, жук, лужа, шоколад, машина, ракушка, одежда, ежи. - Давайте поделим эти картинки между братьями. Как вы думаете, картинки, с какой буквой возьмет себе Шик? А Жик? - На первой картинке изображены шары. Какая буква есть этом слове Ш или Ж? - Кому отдадим эту картинку? Аналогичная работа проводится с каждой картинкой. Когда дети поделили все картинки между гномиками, логопед предлагает записать все слова – названия картинок в тетрадь. Сначала слова с буквой Ш, затем слова с буквой Ж. После записи слов логопед предлагает детям выделить буквы занятия. Букву Ж обвести синим карандашом, букву Ш подчеркнуть синим карандашом. - Теперь наши гости – гномики хотят проверить вашу фантазию. Самостоятельно запишите в тетради два слова с буквой Ж и два слова с буквой Ш. Не забудьте выделить буквы занятия.    

(Шик возьмет картинки с буквой Ш, Жик – с буквой Ж)

-(Ш)

-(Шику)

-

  Динамическая пауза    «Жуки» По тропиночке пешком В лес идут жук за жуком, Медленно шагают, Лапки поджимают. Лучше вы, жуки, летите, Крыльями сильней машите, Вправо, влево, взад, вперёд Жадный кот. Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». З атем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается. Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Жужжат над лугом в жаркий день Кружащиеся пчелы, шмель мохнатый, и слепень, И майский жук тяжелый. Тише, тише, жуки, жужжите, Не тревожьте теперь камыши! Тише, тише за парты летите, Не будите жужжаньем тиши!    

Дети имитируют действия.

  Дифференциация букв ж -ш на уровне словосочетания - Добавьте тот слог, который вы слышите. ША-ША-ША – КА…(ША) ШИ-ШИ-ШИ – МАЛЫ…(ШИ) ЖУ-ЖУ-ЖУ – ДРУ…(ЖУ) ЖИ-ЖИ-ЖИ – Е…(ЖИ) - Запишите эти слова в тетради и подчеркните звуки [Ш-Ж]. КАША МАЛЫШИ ДРУЖУ ЕЖИ - Читай первое слово, где находится звук, который мы различаем? Какую букву подчеркнул? (с остальными словами работать также). - Теперь посмотрите, какие слова подходят каждому слову. ВЕЖЛИВЫЕ НЕУКЛЮЖИЕ СВЕЖАЯ САША - Составим словосочетания их данных слов. СВЕЖАЯ КАША ВЕЖЛИВЫЕ МАЛЫШИ НЕУКЛЮЖИЕ ЕЖИ ДРУЖУ С САШЕЙ - Запишите словосочетания в тетрадь и подчеркните звуки [Ш-Ж]. - Какую букву подчеркнул в слове ежи? (ж).  

 

  Гимнастика для глаз   В противоположных углах класса находятся рисунки насекомых. - Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите бабочку. А теперь посмотрите направо и глазами найдите муху. Поднимите взгляд вверх, заметили стрекозу? Каких еще насекомых вы знаете?  

Дети выполняют гимнастику для глаз

  Дифференциация букв занятия на уровне предложения   - На доске записаны предложения. В них потерялись все буквы Ж и Ш. Нам необходимо вставить эти буквы на свои места. Запись на доске: Сме_ной _ук сел на цветок _иповника. Боль_ая раку_ка ле_ала на берегу. Мама купила Ма_е оран_евый _ар. _ора ку_ал п_енную ка_у. Мама нанесла на ко_у крем с рома_кой. Логопед предлагает переписать предложения в тетрадь, выделив буквы Ж и Ш. Логопед выставляет на доску схемы для следующего задания - Посмотрите на схемы на доске, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в ней целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения. - Кто нарисован на первой картинке? - Как вы думаете, что делает Маша? - Что моет Маша? (Грушу) - Кто полностью составит предложение? - Запишем в тетрадь это предложение. Какую букву выделим? (Букву Ш подчеркнем синим карандашом) - Кто нарисован на первой картинке? - Как вы думаете, что делает бабушка? - Что вяжет бабушка? - Из какой пряжи вяжет носки бабушка? - Кто полностью составит предложение? - Запишем в тетрадь это предложение. Какую букву выделим? (Букву Ш и Ж, Ш- подчеркнем синим карандашом, Ж – обведем синим карандашом)  

 

 

-(Маша)

- Открывает кран, моет

-(Грушу)

-(Маша моет грушу)

 

 

-(Бабушка)

-(Берет пряжу, вяжет)

-(Носки)

-(Из разноцветной)

-(Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи)

-(Букву Ш и Ж, Ш- подчеркнем синим карандашом, Ж – обведем синим карандашом)

 

                                    III. Заключительная часть. ( 4 мин)

   

- Какие звуки различали сегодня на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

-В чем особенность этих звуков?

-Что особенно запомнилось на занятии?

 

 

[Ж - Ш] Звуки согласные, твердые, шипящие Звук [ж] звонкий, звук [ш] глухой. При произношении звука [ж] голосовые складки вибрируют, голос есть. При произношении звука [ш] голосовые складки не работают, голоса нет. Звуки [Ж - Ш] всегда твердые.  
         

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.