Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура логопедического занятия на 1 этапе коррекционно-логопедической работы в общеобразовательной школе



Структура логопедического занятия на 1 этапе коррекционно-логопедической работы в общеобразовательной школе

 

Первый этап коррекционного обучения – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

 

Тема.Звуки [Ж] - [Ш]. Буквы Ж, ж, Ш, ш.

Допускается включение в тему занятия название лексической темы.

Цель: учить дифференцировать звуки [Ж] - [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

 1)Обучающие: 

- закреплять знания обучающихся о звуках [Ж] - [Ш] и буквах Ж,ж, Ш,ш

 

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- уточнять и обогащать активный словарный запас ;

- совершенствовать грамматический строй речи ;

- развивать высшие психические процессы.

3)Воспитательные:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ж - Ш];

- установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

- формировать навыки различения звуков [Ж - Ш] в разных слоговых структурах.

 

 

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, буквы, карточки, ТСО.

Речевой материал:

Ход занятия

№ п/п Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

                             I. Организационный момент. (1 мин)

   

 

Сядет тот, кто скажет слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж:

Круг –кружок,

луг –лужок,

берег –бережок,

пирог –пирожок,

друг –дружок,

шаг –шажок,

утюг –утюжок,

флаг –флажок,

творог –творожок,

стог-стожок,

сапог –сапожок,

снег –снежок.

Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый, но произносим мы его без голоса –глухо. Произнесите этот звук

–Ш

На доске выставляется символ звука Ш –шарик

 

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия? (Различаем звуки [Ж - Ш] )

  -(дети произносят хором).  

                                 II.   Основная часть. (40 минут)

  Уточнение артикуляции и характеристика звуков [Ж - Ш]   - Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. АРТИКУЛЯЦИЯ [Ж] - В каком положении находятся губы? - В каком положении находятся зубы? - В каком положении находится язык? - Вибрируют ли голосовые связки? - Какая воздушная струя? -Дайте характеристику звуку [ж] АРТИКУЛЯЦИЯ [Ш] - В каком положении находятся губы? - В каком положении находятся зубы? - В каком положении находится язык? - Вибрируют ли голосовые связки? - Какая воздушная струя? -Дайте характеристику звуку [ш]. - Что общего у этих звуков? - Чем они отличаются?  

АРТИКУЛЯЦИЯ [Ж]

Губы округлены, слегка вытянуты вперед.

Зубы сближены.

Язык поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».

Голосовые складки вибрируют, голос есть.

Струя воздуха плавная, теплая.

Звук [ж] согласный, звонкий , шипящий, всегда твердый.

АРТИКУЛЯЦИЯ [Ш]

Губы округлены, слегка вытянуты вперед.

Зубы сближены.

Кончик широкого языка поднят вверх.

Язык принимает форму «чашечки»

Голосовые складки не работают, голоса нет.

Воздушная струя сильная, теплая

Звук [ш] согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.

Звуки согласные, твердые, шипящие

Звук [ж] звонкий, звук [ш] глухой.

При произношении звука [ж] голосовые складки вибрируют, голос есть.

При произношении звука [ш] голосовые складки не работают, голоса нет.

 

  Связь звука с буквой   - Какими буквами обозначаются звуки на письме? - Какие бывают буквы? (печатные, письменные)? - Какими буквами обозначаются звуки на письме? На что похожа буква «ша»? (На шарф.) На что похожа буква «же» (На жука.)
 

Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша!
Потому, что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока

 

 

Ж, ж

Ш,ш

Печатные, письменные.

 

  Целеполагание     Ребята, сегодня на занятии мы продолжим работу со звуками [Ж - Ш], будем учиться различать звуки на слух , буквы на письме, составлять словосочетания, предложения, используя слова с этими звуками

Дети слушают

  Развитие артикуляционной моторики   На парту выкладывается карточка с артикуляционным укладом, (фото) следить за правильностью выполнения (Отслеживать и записывать нарушения). Протереть руки влажной салфеткой, раздать бумажные салфетки. «Дудочка» На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.   «Кружочек» Губы кружочком сложи и под счёт их держи. Раз… два… три… четыре… пять… Губы можно расслаблять.   «Непослушный язычок» Язык губами зажми и под счёт его держи, Раз, два, три, четыре,  пять. Язык можно убирать.     «Лопаточка» Язык широкий покажи. И лопатку подержи.   «Качели» На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом вниз. «Индюк» Болтушка - Индюк По двору индюк ходил Бл-Бл-Бл Хвост, как веер, распустил. Бл-Бл-Бл Вот какой красивый я, Бл-Бл-Бл Полюбуйтесь на меня!   «Чашечка» Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.     «Красим потолок»          Мы поднимем язычок                    и покрасим потолок.         «Красим верхний заборчик»          Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Красим верхний заборчик.    

Дети выполняют упражнения.

«Дудочка»                                      Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

 

«Кружочек»                                 Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

 

 

«Непослушный язычок»            Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­носите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в те­чение 5—10 секунд.

«Лопаточка»                                    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Качели»                                      Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

 

«Болтушка»                                     Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движение вперед – назад.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.