Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виолончель. Контрабас. Деревянные духовые инструменты



Альт

По размеру альт несколько больше скрипки. Тон у него – матовый, грудной. Ему доступны звуки более низкого регистра. Альт – инструмент довольно подвижный, хотя издавна используется для заполнения средних, мелодически нейтральных голосов в общей звуковой гармонии.

Располагаются альты во втором ряду, справа от дирижера. Альт солирует редко. Наиболее ценными примерами могут служить развернутая альтовая партия в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», а также технически трудное соло в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот».

Виолончель

По размерам виолончель намного больше скрипки и альта. Ее звук – бархатный, сочный, певучий. Несмотря на размер, по техническим и виртуозным возможностям виолончель не уступает скрипке. Располагаются виолончели в первом ряду справа от дирижера.

Солирующей виолончели поручаются многие ответственные эпизоды (поэма Р. Штрауса «Дон Кихот», III часть Первой симфонии Шостаковича, увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» и другие).

Контрабас

Является самым крупным по величине представителем струнно-смычковой группы. Контрабас обладает густым, «вязким» тембром. Будучи малоподвижным инструментом, он создает в оркестре басовую основу.

Группа контрабасов располагается в глубине эстрады, обрамляя правую сторону оркестра. Один из чрезвычайно редких примеров солирующего контрабаса – пьеса под названием «Слон» из сюиты Сен Санса «Карнавал животных».

Деревянные духовые инструменты

Прямо перед дирижером в два ряда располагается группа деревянных духовых:

· флейты и гобои – в первом ряду;

· кларнеты и фаготы – во втором.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра представляют собой трубки различного устройства, формы и величины, издающие музыкальные звуки в результате колебания заключенного в них столба воздуха. Эти трубки создаются из особых сортов дерева, отсюда и название этой группы (в наши дни часто применяются и другие материалы – металл, пластик, различные сплавы и даже стекло).

Они снабжены клапанным механизмом, регулирующим высоту и силу звучания. Извлечение звука у флейты происходит путем вдувания воздуха непосредственно в отверстие трубки, у остальных – с помощью особого приспособления, так называемого язычка, или трости.

Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают специфическими качествами – силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Флейта

Является самым подвижным инструментом группы деревянных. Флейте поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических линий, легких и грациозно-блестящих пассажей. В нижнем регистре флейта звучит матово, «гнусаво». В верхнем – звук ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым.

Флейта часто выступает как солирующий инструмент (сюита «Арлезианка» Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Симфонические метаморфозы» Хиндемита, прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и другие).

Существуют разновидности флейты: малая, или пикколо (ее тембр – резкий, пронзительный, диапазон захватывает самую верхнюю область звукоряда), альтовая и басовая.

Гобой

Инструмент симфонического оркестра, обладающий несколько «гнусавым», а в верхнем регистре – резким тембром, подвижной техникой, хотя во многом уступающей флейте. Звучание гобоя очень характерно и отличается особой эмоциональной выразительностью.

Развернутые соло гобоя встречаются довольно часто (начало II части Четвертой симфонии Чайковского, средний эпизод поэмы Р. Штрауса «Дон Жуан», медленная часть симфонии Бизе и другие).

Разновидность гобоя – английский рожок, или альтовый гобой. По размеру он крупнее обычного гобоя, его диапазон более низкий, а тембр более густой. Мастерски использовал английский рожок Сибелиус в поэме «Туонельский лебедь».

Кларнет

Обладает огромным диапазоном. Звук у него светлый, сочный, в низком регистре – густой, в верхнем – ясный, серебристый. В подвижности кларнет успешно соревнуется с флейтой. Кларнет – единственный представитель деревянной группы, которому доступно усиление и ослабление силы звука.

Кларнету Чайковский поручил проникновенный рассказ Франчески в фантазии «Франческа да Римини». Великолепное соло кларнета звучит в начале медленной части Второго концерта для фортепиано Рахманинова.

Из разновидностей кларнета следует упомянуть малый кларнет с его острым, крикливым тембром и басовый кларнет, звучащий мрачно и таинственно…

Фагот

Самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Технические возможности фагота довольно значительны. Тембр разнообразен: то «гнусавый», «ворчливый», то насмешливый, то печальный.

Из многочисленных соло фагота вспомним начальную тему из II части сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», один из эпизодов I части Седьмой симфонии Шостаковича, основную тему скерцо Дюка «Ученик чародея».

Разновидность фагота – контрафагот – по диапазону самый низкий инструмент оркестра. Тембр его мрачный и тусклый. Солирует контрафагот крайне редко, обычно он удваивает партию фаготов и контрабасов.

Саксофон

Инструмент занимает промежуточное положение между деревянными и медными группами. Изобретенный Саксом в 50-х годах XIX века, саксофон стал неизменным участником джазовых и эстрадных ансамблей, нередко используется и как инструмент симфонического оркестра.

Тембр у него сочный, бархатистый, немного пряный. Выразительно звучит соло саксофона в сюите «Арлезианка» Бизе, пьесе «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского — Равеля, в I части «Симфонических танцев» Рахманинова.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.