Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Артикуляция звука [К].



 

 


Артикуляция звука [К].

Недостатки произношения звуков к и к’ носят название каппацизм. Те разновидности  дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими- либо другими, называются паракаппацизмом.

Артикуляция звука [К] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между зыком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади од давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки  разомкнуты.

Звук [К] глухой — голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Звук [К] звонкий — голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Встречаются следующие виды неправильного произношения [К]:

— взрывной звук [К] заменяется звуком [Х] (руха — рука, хот — кот);

— звук [К] заменяется звуком [Т] (тонь — конь, рута — рука);

— звук [К]просто пропускается (руа — рука, онь — конь)

Постановка звука [К]

Во-первых, попробуйте вызвать правильный звук путем подражания. Покажите перед зеркалом ребенку правильную артикуляцию звука [К] с открытым ртом, чтобы ребенок увидел смычку спинки языка (корня) с небом. «Посмотри, как язычок выгнул спинку, как кошка выгибает спинку». Предложите ребенку сделать то же самое. Если этот способ удастся — получится правильный звук [К]. Если путем подражания вы ничего не добились, нужно прибегнуть к механической помощи, постановки [К] от [Т] с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо –та -та -та получается -тя -тя -тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо -тя должно получиться  -кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый [К].

 

 

Проводя упражнения на закрепление звука [К] в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый [К] переходит в мягкий [К'].

Добившись правильного произношения звука [К], можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — ']. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука [К] на [Т], или [Х], упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука [К], и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.