|
|||
Артикуляция звука [К].Стр 1 из 5Следующая ⇒
Артикуляция звука [К]. Недостатки произношения звуков к и к’ носят название каппацизм. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими- либо другими, называются паракаппацизмом. Артикуляция звука [К] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между зыком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади од давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты. Звук [К] глухой — голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Звук [К] звонкий — голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Встречаются следующие виды неправильного произношения [К]: — взрывной звук [К] заменяется звуком [Х] (руха — рука, хот — кот); — звук [К] заменяется звуком [Т] (тонь — конь, рута — рука); — звук [К]просто пропускается (руа — рука, онь — конь) Постановка звука [К] Во-первых, попробуйте вызвать правильный звук путем подражания. Покажите перед зеркалом ребенку правильную артикуляцию звука [К] с открытым ртом, чтобы ребенок увидел смычку спинки языка (корня) с небом. «Посмотри, как язычок выгнул спинку, как кошка выгибает спинку». Предложите ребенку сделать то же самое. Если этот способ удастся — получится правильный звук [К]. Если путем подражания вы ничего не добились, нужно прибегнуть к механической помощи, постановки [К] от [Т] с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо –та -та -та получается -тя -тя -тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо -тя должно получиться -кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый [К].
Проводя упражнения на закрепление звука [К] в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый [К] переходит в мягкий [К']. Добившись правильного произношения звука [К], можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — [К']. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука [К] на [Т], или [Х], упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука [К], и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.
|
|||
|