![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В лунном сиянии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В лунном сиянии Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии!Долго ли душу томить В темном молчании! Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании,Мельница, речка и даль В лунном сиянии.
А.Н. Толстой Ф.М. Достоевский И.С. Тургенев
Общественный подъем и демократическое движение конца 50-годов, оказали большое влияние на развитие русского театра XIX в. Одним из самых известных драматургов этого времени является Александр Островский. С его именем связан расцвет русского театрального искусства, рождение новой эпохи в истории русского театра. А лучшие его пьесы: «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница», «Снегурочка» с успехом ставятся и в наши дни.
Малый драматический театр в Москве
Идеи революционных демократов отразились и в русской живописи второй половины 19 века. На выставках стало появляться все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося «низким» и недостойным высокого назначения искусства. переполнявших их души наблюдениях.
Крупнейшим представителем московской группы художников-реалистов, был Василий Перов, подлинный продолжатель традиций реализма П. А. Федотова.
В. Перов В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» «Тройка»
Тем временем в Петербурге, под воздействием всё тех же демократических идей, началась открытая борьба молодых художников с Академией - оплотом устаревших канонов. В 1863 г. 14 лучших выпускников Петербургской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, не согласные с консервативными правилами конкурса, покинули Академии и организовали свою Артель художников по примеру общин, описанных Чернышевским в романе "Что делать?"
Главной творческой задачей художников Артели было противопоставление официальному академизму прогрессивных демократических идей. К концу 60-х годов Петербургская артель объединила художников-реалистов всей России. Они стали называть себя Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники). Во главе товарищества стали молодые художники И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Одно из ведущих мест в их творчестве занимала живопись бытового жанра, наиболее тесно связанная с современностью. Жизнь русских крестьян, мещан, интеллигенции с ее противоречиями и конфликтами, темными и светлыми сторонами. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, организуя передвижные выставки не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Подобная деятельность была очень созвучна прогрессивным идеалам эпохи "хождения в народ" русской интеллигенции.
Членами товарищества были художники, чьё творчество впоследствии завоевало всемирную славу и признание: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И.Шишкин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан и другие.
Шишкин «Утро в сосновом лесу» В. Суриков «Боярыня Морозова»
И. Репин « Не ждали» И. Левитан «Вечерний звон»
Важное значение в творчестве художников-передвижников имела деятельность известного ценителя живописи, коллекционера Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898), создателя первого в России музея национального искусства. Третьяков покупал лучшие произведения передвижников для своей галереи и тем самым оказывал большую поддержку молодым художникам. Третьяковская галерея успешно процветает и в наши дни в Москве и всё так же хранит лучшие произведения этих великих русских мастеров.
В. Поленов «Золотая осень»
Третьяковская галерея А. Саврасов «Грачи прилетели»
Развитие русской скульптуры второй половины XIX в., протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные жилые дома, большие магазины, вокзалы, фабрики. Можно назвать лишь несколько произведений, созданных в это время – памятник А.С. Пушкину в Москве Александра Опекушина и скульптурные работы Марка Антакольского (Петр I, Иван Грозный и др.).
Во второй половине XIX века заметно демократизироваласьимузыкальная жизнь страны. Благодаря усилиям ряда музыкантов-просветителей стали регулярно проводиться открытые, публичные концерты. В оперные театры пришла новая, разночинная публика: мелкие чиновники, интеллигенция, студенты. Важную роль в развитии пропаганды музыкальной культуры играло Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829 - 1894). Великий русский пианист и выдающийся композитор Он раньше других понял, что для широкого распространения музыкальной культуры в России нужны собственные многочисленные и хорошо подготовленные композиторы, исполнители, педагоги. В 1862 г. А. Рубинштейн добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения - Петербургской консерватории и встал во главе ее. Далее, С 1871 г. в течение 37 лет профессором этого учебного заведения был Н.А. Римский-Корсаков. Теперь Санкт- Петербургская консерватория носит его имя. В 1866 г. открылась консерватория и в Москве. Ее основателем был выдающийся музыкант-просветитель, замечательный пианист Николай Григорьевич Рубинштейн (1835 - 1881), брат Антона Григорьевича. Одним из первых профессоров Московской консерватории стал П.И. Чайковский, чье имя впоследствии было ей присвоено.
Однако, дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка. В 60-е гг. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, поставившая перед собой цель продолжить дело М. И. Глинки. Организатором группы был Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910). В Группу входили музыканты-любители, Модест Петрович Мусоргский (офицер Преображенского полка) (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин – профессор химии, медик (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков кадет морского корпуса (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи – военный инженер (1835—1918).
Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906). Музыканты называли свою организацию «Новая русская музыкальная школа», поскольку считали себя наследниками М. И. Глинки. Пока в одной из статей Стасова не промелькнула фраза «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». С этого момента за содружеством Петербургских музыкантов и закрепилось название «Могучая кучка» Музыкантов связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки (Глинки, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа). Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в собственных сочинениях, особенно в операх, где, следуя традициям Глинки, так же выделяли два основных направления: историко-героическое «Борис Годунов» «Хованщина», «Князь Игорь», «Царская невеста», и сказочно-эпическое «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок». Поиски национальной самобытности композиторов «Могучей кучки» не ограничивались аранжировками фольклора, а распространились также и на драматургию, жанр, музыкальную форму и даже отдельные тонкости музыкального языка. Их произведения были настолько смелыми, новаторскими и по
Так, Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор второй половины XIX века, который не входил в «Могучую кучку», но был дружен с её участниками, считал их очень талантливыми музыкантами, и тем не менее, не разделял их «ужасного самомнения и чисто дилетантской уверенности в своем превосходстве над остальным миром, их пренебрежения к основам профессионального музыкального образования, презрения к академической школе и к классической музыке». В 70-х годах творческий союз «Могучая кучка» прекратил своё существование и далее, каждый композитор выбрал свой собственный творческий путь. Но деятельность этого замечательного союза композиторов "Могучей кучки" – имело важное значение в формировании русского национального музыкального искусства, оказала большое влияние на музыкальное творчество последующих десятилетий, и, конечно, стала одной из самых ярких страниц в истории русской музыки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|