Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В лунном сиянии



В лунном сиянии

Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии!Долго ли душу томить В темном молчании! Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании,Мельница, речка и даль В лунном сиянии.

Несмотря на все сложности и противоречия жизненного уклада России, а может быть и благодаря им, русская литература второй половины 19 в. дала миру гениальные произведения, написанные великими русскими писателями: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Льва Толстого, «Братья Карамазовы», «Бесы», «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым» Ивана Тургенева и другие.

 

                                                                                                                                 

 

 

               А.Н. Толстой                             Ф.М. Достоевский                  И.С. Тургенев

 

Общественный подъем и демократическое движение конца 50-годов, оказали большое влияние на развитие русского театра XIX в. Одним из самых известных драматургов этого времени является Александр Островский. С его именем связан расцвет русского театрального искусства, рождение новой эпохи в истории русского театра. А лучшие его пьесы: «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница», «Снегурочка» с успехом ставятся и в наши дни.

 

 

 


                                                                                                   Малый драматический театр

                                                                                                   в Москве                                                                                                   

 

Идеи революционных демократов отразились и в русской живописи второй половины 19 века. На выставках стало появляться все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося «низким» и недостойным высокого назначения искусства.
Среди живописцев первыми пошли по пути критического реализма московские художники - выпускники Московского училища живописи и ваяния и зодчества. Находящееся в отдалении от царского двора и его постоянного надзора, Московское училище стояло ближе к жизни народа и его нуждам, чем Петербургская академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников, т.е. разночинцам. Малоискушенные в тайнах науки о прекрасном, они приходили в Москву  из глубин России, часто без гроша в кармане, но с горячим желанием овладеть мастерством и рассказать с помощью кисти и резца о

переполнявших их души наблюдениях.

 

Крупнейшим представителем московской группы художников-реалистов, был Василий Перов, подлинный продолжатель традиций реализма П. А. Федотова.

     
 

 


            В. Перов                                                           В. Перов

«Приезд гувернантки в купеческий дом»                            «Тройка»

 

Тем временем в Петербурге, под воздействием всё тех же демократических идей, началась открытая борьба молодых художников с Академией - оплотом устаревших канонов. В 1863 г. 14 лучших выпускников Петербургской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, не согласные с консервативными правилами конкурса, покинули Академии и организовали свою Артель художников по примеру общин, описанных Чернышевским в романе "Что делать?"

 

Главной творческой задачей художников Артели было противопоставление официальному академизму прогрессивных демократических идей. К концу 60-х годов Петербургская артель объединила художников-реалистов всей России. Они стали называть себя Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники). Во главе товарищества стали  молодые художники И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Одно из ведущих мест в их творчестве занимала живопись бытового жанра, наиболее тесно связанная с современностью. Жизнь русских крестьян, мещан, интеллигенции с ее противоречиями и конфликтами, темными и светлыми сторонами.

Передвижники вели активную просветительскую деятельность, организуя передвижные выставки не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Подобная деятельность была очень созвучна прогрессивным идеалам эпохи "хождения в народ" русской интеллигенции.

 

Членами товарищества были художники, чьё творчество впоследствии завоевало всемирную славу и признание: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И.Шишкин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан и другие.

     
 

 

 


 

 

      Шишкин «Утро в сосновом лесу»                     В. Суриков «Боярыня Морозова»

     
 

 


         И. Репин « Не ждали»                            И. Левитан «Вечерний звон»

 

Важное значение в творчестве художников-передвижников имела деятельность известного ценителя живописи, коллекционера Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898), создателя первого в России музея национального искусства. Третьяков покупал лучшие произведения передвижников для своей галереи и тем самым оказывал большую поддержку молодым художникам. Третьяковская галерея успешно процветает и в наши дни в Москве и всё так же хранит лучшие произведения этих великих русских мастеров.

 

 

     

 

 


                                                                       В. Поленов «Золотая осень»

  В. Васнецов «Алёнушка»

 

 

 


           Третьяковская галерея                                   А. Саврасов «Грачи прилетели»

                   

Развитие русской скульптуры второй половины XIX в., протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные жилые дома, большие магазины, вокзалы, фабрики. Можно назвать лишь несколько произведений, созданных в это время – памятник А.С. Пушкину в Москве Александра Опекушина и скульптурные работы Марка Антакольского

(Петр I, Иван Грозный и др.).                                                                                                       

 

Во  второй  половине  XIX века  заметно демократизироваласьимузыкальная жизнь страны. Благодаря  усилиям  ряда  музыкантов-просветителей  стали  регулярно  проводиться открытые,  публичные  концерты. В  оперные  театры  пришла  новая,  разночинная  публика: мелкие чиновники, интеллигенция, студенты.

Важную роль в развитии пропаганды музыкальной культуры играло Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829 - 1894). Великий русский пианист и выдающийся композитор Он раньше других понял, что для широкого распространения музыкальной культуры в России нужны собственные многочисленные и хорошо подготовленные композиторы, исполнители, педагоги. В 1862 г. А. Рубинштейн добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения - Петербургской консерватории и встал во главе ее. Далее, С 1871 г. в течение 37 лет профессором этого учебного заведения был Н.А. Римский-Корсаков. Теперь Санкт-

Петербургская консерватория носит его имя.

В 1866 г. открылась консерватория и в Москве. Ее основателем был выдающийся музыкант-просветитель, замечательный пианист Николай Григорьевич Рубинштейн (1835 - 1881), брат Антона Григорьевича. Одним из первых профессоров Московской консерватории

стал П.И. Чайковский, чье имя впоследствии было ей присвоено.

 

Однако, дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка. В 60-е гг. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, поставившая перед собой цель продолжить дело М. И. Глинки. Организатором группы был Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910). В Группу входили музыканты-любители, Модест Петрович Мусоргский (офицер Преображенского полка) (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин – профессор химии, медик (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков кадет морского корпуса (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи – военный инженер (1835—1918).

                 
       

 


Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906). Музыканты называли свою организацию «Новая русская музыкальная школа», поскольку считали себя наследниками М. И. Глинки. Пока в одной из статей Стасова не промелькнула фраза «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». С этого момента за содружеством Петербургских музыкантов и закрепилось название «Могучая кучка»

Музыкантов связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки (Глинки, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа). Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в собственных сочинениях, особенно в операх, где, следуя традициям Глинки, так же выделяли два основных направления: историко-героическое «Борис Годунов» «Хованщина», «Князь Игорь», «Царская невеста», и сказочно-эпическое «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок». Поиски национальной самобытности композиторов «Могучей кучки» не ограничивались аранжировками фольклора, а распространились также и на драматургию, жанр, музыкальную форму и даже отдельные тонкости музыкального языка. Их произведения были настолько смелыми, новаторскими и по

стилю, и по духу, что нередко вызывали полемику и споры среди современников.

Так, Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор второй половины XIX века, который не входил в «Могучую кучку», но был дружен с её участниками, считал их очень талантливыми музыкантами, и тем не менее, не разделял их «ужасного самомнения и чисто дилетантской уверенности в своем превосходстве над остальным миром, их пренебрежения к основам профессионального музыкального образования, презрения к академической школе и к классической музыке».

В 70-х годах творческий союз «Могучая кучка» прекратил своё существование и далее, каждый композитор выбрал свой собственный творческий путь. Но деятельность этого замечательного союза композиторов "Могучей кучки" – имело важное значение в формировании русского национального музыкального искусства, оказала большое влияние на музыкальное творчество последующих десятилетий, и, конечно, стала одной из самых ярких страниц в истории русской музыки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.