Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рассказы цепной структуры



 

 

Рассказы цепной структуры

 

К пяти годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована. Дефекты звукопроизношения, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, неизбежно приводят к ошибкам при письме. Однако у многих детей дефекты произношения речевых звуков не исчезают без специальной логопедической помощи, и надежда, что «все пройдёт само собой», не всегда оправдывается. Зачастую дефекты произношения звуков остаются у людей и в зрелом возрасте.

Бывает и так, что ребёнок умеет произносить правильно звук изолированно, а в словах, предложениях, высказываниях пропускает его или заменяет более лёгким для произношения. И здесь без тренировок обойтись чрезвычайно трудно. Особенно полезны специальные упражнения.

Цепной  текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.

Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (как правило, слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

При закреплении звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом, звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.