Цепи питания.. Разнообразие цепей питания. Экологические группы
3. Цепи питания.
Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (ТВОРЧЕСКОЕ задание на дом найти и записать отрывки из сказок, доказывающие цепи питания)
- Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
- Обратите внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева на право. Объясните, почему именно так.
Постановка проблемы:«Могут ли в биогеоценозе существовать длинные многозвеньевые цепи?»
III. Закрепление знаний (заполнение таблиц)
Разнообразие цепей питания
Цепи питания
| Характеризующие признаки
| Цепь выедания (пастбищная)
|
| Цепь разложение (детритная)
|
|
Экологические группы
Название группы
| Примеры живых организмов
| Продуценты
|
| Консументы 1порядка
|
| Консументы 2 порядка
|
| Редуценты
|
| Название живых организмов: ласточка, одуванчик, пчела, лисица, гриб белая плесень, бактерии гниения, дуб, подорожник, заяц, мышь, земляника, гриб сизая плесень, дятел, ель, крот, слон, рябина.
Вопросы для контроля:
1. Как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема» и «биогеоценоз»? 2. Какое значение в сообществах имеет способность большинства животных питаться растениями и животными нескольких видов? 3. Сравните сеть и цепь питания. Выявите их сходство и различие, сделайте вывод. 4. Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах. 5. Какова роль экологических ниш в экосистеме? Охарактеризуйте экологические ниши папоротника, лесной мыши, пчелы, гриба-подберезовика. 6. Почему человек разводит в основном растительноядных животных? 7. Почему пищевые цепи обычно включают не более 3-5 звеньев? 8. Почему биосферу называют глобальной экосистемой? 9. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.
IV. Домашнее задание:
прочитать §52 вопросы, конспект (рабочий лист). Творческое задание по желанию
|