|
|||
Развитие вниманияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Домашнее задание по психологии Студентки 2 курса 211 группы В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
1. Развитие восприятия Восприятие младшего школьника характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо различают многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Так, при рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Восприятие в 1-2 классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Но к 3 классу восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным. Нужно отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени, восприятие становится более точным и дифференцированным.
2. Развитие внимания Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание («что такое?»). Ребенок еще не может управлять своим вниманием, часто не замечает главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. В 1-3 классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно. Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемости внимания с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учителя прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания.
|
|||
|