![]()
|
|||||||
VI. Живопись.VI. Живопись. В начале XVIII в. окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. Основной жанр эпохи - портрет. Портреты начала XVII в. в отличие от парсун XVII в. полностью свободны от канона, реалистически изображают конкретных людей, индивидуальные характеры. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»). К основным художественным стилям первой половины XVIII в. следует отнести: барокко (А.П. Антропов создавал парадные и камерные портреты) и рококо (П. Ротари и братья Грот), характеризующееся подчеркнутой грациозностью, обилием деталей и аксессуаров. Большое распространение с конца XVII в. получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт, русские мастера А. Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга») и М. Махаев — автор серии видов Петербурга. Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшийся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I). Появляется новый вид искусства — скульптура. В основном работы покупались за рубежом у венецианских мастеров (античные подлинники для Летнего сада). Работали иностранные мастера и в России (А. Шлютер, Н. Пино). Крупнейшим мастером скульптуры в стиле барокко был К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, «Портрет Анны Ивановны с арапчонком»).
В петровскую эпоху сохраняются традиционные литературные жанры, но в них появляются новые сюжеты, герои, выражаются новые идеи: В жанре бытовой повести ярким примером подобных процессов можно считать «Гишторию о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Данное произведение отражает те идеи, что стали символом эпохи, повествуя, как дорога к власти открывается незнатным, но талантливым людям. Петровский дипломат, один из просвещеннейших людей своего времени Антиох Кантемир создал такие сатирические произведения как «Куму своему», «Филарет и Евгений», также писал он оды и басни. В эпиграммах Кантемир высмеивал, прежде всего, лень и непросвещенность, что тоже является характерным знаком времени. К абсолютно новым явлениям русской литературы можно отнести любовную лирику, получившую распространение под влиянием французской «галантной поэзии». Первую оду (торжественное, прославляющее произведение) написал В.К. Тредиаковский, бывший не только поэтом и писателем, но и реформатором русского языка – его перу принадлежат учебник по теории поэзии и одни из первых литературно-критических работ. В устном народном творчестве появились произведения о Петре I (известно более 200, в которых предстает героический образ Петра). В песнях-жалобах отражались обстоятельства нового времени - тяготы рекрутской и крепостной жизни. Для литературы первой четверти XVIII в. характерно появление нового жанра - истории. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящийся увидеть мир, любящий путешествовать в далеких странах (немыслимый мотив для литературы московского периода!) и всегда добивающийся успеха.
|
|||||||
|