|
|||
Тихая лирика»«Тихая лирика» Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступает место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной». Постоянный новаторский поиск сменился обращением к традициям русской лирической поэзии. Первыми почувствовали сами это «эстрадники».
На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм. Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов, Глеб Горбовский — поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их тихого, проникновенного голоса. В минуты музыки печальной И голос женщины прощальный, И шум порывистых берёз, И первый снег под ветром серым И путь без солнца, путь без веры Давно душа блуждать устала Давно понять пора настала, Что слишком призраки люблю. Но всё равно в жилищах зыбких — Попробуй их останови! — Перекликаясь, плачут скрипки И всё равно под небом низким И жёлтый плёс, и голос зыбкий, И шум порывистых берёз. Как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чём... В минуты музыки печальной Не говорите ни о чём. Н. Рубцов. «В минуты музыки» Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души. На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному». «Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле. «Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов. Мои рифмы — обычны, Мои ритмы — типичны, Мои строки поточны, Потому что стихия — Потому что стихи я не пишу, а рождаю. Г. Горбовский Лирика второй половины XX века не ограничивалась «эстрадной» поэзией и «тихой лирикой». Продолжая традиции классической поэзии, создавали свои стихи Ю. Кузнецов, Ю. Левитанский, А. Кушнер. Необыкновенный отклик в обществе нашла и бардовская поэзия (творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Время действительно требовало новой поэзии, разнообразной в своих проявлениях, — и 60-70-е годы XX столетия по праву можно считать новой эпохой в развитии русской поэзии.
|
|||
|