|
|||
Эстрадная» лирика«Эстрадная» лирика «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — геройпреобразователь. А первый День поэзии — он был в том перевальном — пятьдесят четвёртом, но едва-едва... ...Кто временем рождён — рождает время. Цветы, летя, хлестали по лицу, «На у-ли-цу!»... А что у меня было, кроме глотки? Но молодость не ставилась в вину, Карандаши ломались о листочки — вчетвером ловя слова, Происходило чудо оживанья рождённого строкой. Поэзию рождает ожиданье народом и страной. Е. Евтушенко. «Первый День поэзии» Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». «Эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются косность, мещанство, консерватизм; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день — лишь начало новой замечательной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим. Ситуация ошарашивает. И уже невозможно молчать! Надо нам научиться спрашивать. А тем более — отвечать! Научиться — и нощно, и денно, будто в самом последнем бою, за конкретное дело, Отвечать, на любое мгновенье Ставя собственную печать, доверенное Р. Рождественский. «Отвечать!» Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый. Какой безумец празднество затеял По той дороге, где мой след затерян, О славный день, твои гуляки буйны. И на себя их смелость не беру. Ты для меня — торжественные будни. Не пировать мне на твоём пиру. А в публике — доверье и смущенье. Как добрая душа её проста. Великого и малого смешенье Пока дурачит слух её невежда, Не зря слова поэтов осеняют, Б. Ахмадулина. «День поэзии» «Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого отдельного человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроения, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя. Да разве святость — влезть при жизни в святцы? В себя не верить — всё-таки святей. Талантлив, кто не трусит ужасаться Неверие в себя необходимо, Необходимо бредить неулёжно, Наверно, лишь отчаявшись, возможно Какая низость — самоуваженье... Создатель поднимает до высот лишь тех, кого при крошечном движеньи ознобом неуверенность трясёт. Уж лучше вскрыть ножом консервным вены, Е. Евтушенко. «Неверие в себя необходимо»
|
|||
|