|
|||
Текст к методике ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Текст к методике Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова играли в слова. Вова называет слово, а Настя объясняет, почему так называется предмет или человек. За каждое правильное объяснение – одно очко. - Летчик, - говорит Вова. - Потому что летает, - отвечает Настя. - Сталевар. - Потому что сталь варит. А теперь моя очередь загадывать, - сказала Настя и хитро улыбнулась. - Ткач. - Потому что ткет. - Врач - Потому что врет! – выпалил Вова. - Ага, попался, попался! – Настя захлопала в ладоши и засмеялась. Вова тоже засмеялся, а потом сказал: «А почему же действительно врач называется врачом, ведь он же не обманывает, а людей лечит?». Настя предложила: «Давай у учительницы спросим!». Вова засомневался: «А ты думаешь, она знает, ведь слово то, наверное, древнее». Учительница выслушала ребят, улыбнулась и сказала: - Ученые умеют разгадывать тайны самых древних слов. Первый их помощник – история родного языка. Есть, например, в русском языке слово здание. Ученые знают, что в древнерусском языке не могли стоять подряд два согласных звука, они обязательно соединялись коротеньким гласным «и». Значит это слово раньше звучало «зидание». В древних рукописных книгах ученые нашли слово «зида», что означает глина. «Зидати» означает строить из глины, «зидание» – глиняная постройка. Коротенький звук «и» постепенно выпал из этого слова и получилось слово «здание». Сейчас говорят «каменное здание», «деревянное здание», а в старину это звучало бы нелепо. Если не помогает история родного языка, обращаются к родственным языкам. Вот, например. Почему зайца назвали зайцем. Есть в литовском языке слово «жайсти», что означает «прыгать, играть». Литовское «ж» в русском языке – «з». Вот и получается, что заяц – это прыгун, игрун. - Ну, а почему же все-таки врача назвали врачом? – нетерпеливо перебил Вова. - Это очень просто. Раньше люди не знали, откуда происходят болезни и как их лечить. Вот и считали тех, кто умел лечить, колдунами. Колдовать на древнерусском языке звучало «врать». Врач, назывался колдун, тот кто умел лечить. Теперь люди узнали, что никакого колдовства в лечении нет, но слово врач так и осталось в руссом языке. Образец разбивки на блоки: Сюжетная линия текста состоит из следующих блоков: Сюжетный блок №1 Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова играли в слова. Вова называет слово, а Настя объясняет, почему так называется предмет или человек. За каждое правильное объяснение – одно очко. Сюжетный блок №2 - Ага, попался, попался! – Настя захлопала в ладоши и засмеялась. Вова тоже засмеялся, а потом сказал: «А почему же действительно врач называется врачом, ведь он же не обманывает, а людей лечит?». Сюжетный блок №3 Настя предложила: «Давай у учительницы спросим!». Вова засомневался: «А ты думаешь, она знает, ведь слово то, наверное, древнее». Сюжетный блок №4 Учительница выслушала ребят, улыбнулась и сказала: Сюжетный блок №5 - Ну, а почему же все-таки врача назвали врачом? – нетерпеливо перебил Вова. Фактографическая линия состоит из следующих блоков: Факт №1 - Летчик, - говорит Вова. - Потому что летает, - отвечает Настя. - Сталевар. - Потому что сталь варит. А теперь моя очередь загадывать, - сказала Настя и хитро улыбнулась. - Ткач. - Потому что ткет. - Врач - Потому что врет! – выпалил Вова. Факт №2 книгах ученые нашли слово «зида», что означает глина. Факт №3 «Зидати» означает строить из глины,... Факт №4 «зидание» – глиняная постройка Факт №5 Коротенький звук «и» постепенно выпал из этого слова и получилось слово «здание». Факт №6 Сейчас говорят «каменное здание», «деревянное здание», а в старину это звучало бы нелепо. Факт №7 Есть в литовском языке слово «жайсти», что означает «прыгать, играть». Факт №8 Литовское «ж» в русском языке – «з». Факт №9 - Раньше люди не знали, откуда происходят болезни и как их лечить. Вот и считали тех, кто умел лечить, колдунами. Факт №10 Колдовать на древнерусском языке звучало «врать». Факт №11 Врач, назывался колдун, тот кто умел лечить. Теперь люди узнали, что никакого колдовства в лечении нет, но слово врач так и осталось в руссом языке. Доказательная линия – способы анализа происхождения слов: Способ №1 Ученые умеют разгадывать тайны самых древних слов. Первый их помощник – история родного языка. Способ №2 Ученые знают, что в древнерусском языке не могли стоять подряд два согласных звука, они обязательно соединялись коротеньким гласным «и». Способ №3 В древних рукописных книгах ученые нашли ... Способ №4 Если не помогает история родного языка, обращаются к родственным языкам.
|
|||
|