Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Календарное планирование фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий у детей подготовительной к школе логопедической группы



Ноябрь

Грибы

Развивать и активизировать словарь по теме «Грибы». Выучить название грибов и закрепить обобщающее понятие «грибы». Различие съедобные – несъедобные. Согласование имен числительных два и пять с сущ-ми. Упражнение в употреблении формы мн. числа имен сущ-ых в род. падеже.

Перелетные птицы

Активизировать словарь по данной теме. Уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются. Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на – с, в – из. Упражнение в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен сущ-ых.

Домашние птицы и их детеныши

Уточнение представлений о домашних птицах и их детенышах. Закрепить знания детей о домашних птицах и их птенцах; уточнить понятия «водоплавающая птица»; уточнить представления о различиях между животными и птицами. Согласование сущ-ых с глаголами ед. и мн. числа наст. и прош. времени. Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе и падеже.

Домашние животные и их детеныши

 Выучить название домашних животных, их детенышей и обобщающее понятие «домашние животные». Активизировать словарный запас детей по данной теме. Учить детей употреблять существительные в косвенных падежах. Учить детей подбирать однородные глаголы к существительным.

Декабрь

Дом. Его части

Обогащать словарный запас детей. Систематизировать знания детей о доме. Закрепить знания детей по теме; закрепить в речи названия частей дома. Образование сущ-ых мн. ч. от ед. числа. Согласование сущ-ых с местоимениями в роде и числе.

Мебель

Обогащать словарный запас детей. Систематизировать знания детей о мебели. Закрепить знания детей по теме «Мебель»; научить распознавать предметы и части мебели. Образование сравнительной степени прилагательных. Закрепление навыка использования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с).

Посуда

Формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме.   Учить детей образовывать относительные прилагательные. Учить детей образовывать приставочные глаголы.  Учить детей употреблять существительные в косвенных падежах.

Продукты питания

Выучить название продуктов питания и обобщающее понятие «продукты питания». Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Учить детей образовывать относительные прилагательные.  Учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.  

Зима. Новогодний праздник

Обогащение и активизация словарного запаса детей. Выучить признаки зимы, название зимних месяцев и их послед-сть.   Учить детей употреблять существительные в единственном и множественном числе. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Январь

Каникулы

Зима. Зимние забавы и развлечения

Обогащение и усвоение знаний о зимних забавах и развлечениях. Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к. учить подбирать родственные слова. Учить образовывать глаголы прошедшего времени.

Зимующие птицы

Обогащение и усвоение знаний о зимующих птицах, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; Согласовывать числительные с существительными.  

Дикие животные. Зимовка зверей

Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, жилищ. Образование существительных с помощью суффиксов -ата, -ята. -опок, -енок . Практическое употребление притяжательных прилагательных

Февраль

Животные севера

Уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью, закрепить словарь по дан-ной теме. Образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами; учить подбору слов-синонимов.

 Животные жарких стран

Уточнить с детьми названия животных Жарких стран; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью, закрепить словарь по данной теме. Образовывать притяжательные прилагательные, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

День защитника Отечества

Формирование представлений  детей об армии, их представления о родах войск; воспитание уважения к защитникам нашей Родины. Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по). Согласование числительных с существительными.

Транспорт. Правила дорожного движения

Формирование знаний детей о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте. Формировать навыки использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» - воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт. Обогащать глагольный словарь. Учить детей образовывать приставочные глаголы. Учить детей употреблять предлоги в, на, из, под.

Март

Семья

Формировать представления ребёнка о семье, родственных отношениях; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Упражнять детей в словообразовании прилагательных; продолжать работу над умением практического употребления.  

Мамин праздник. Профессии наших мам

Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; развивать словарь по данной теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Весна

Активизировать словарь по теме. Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны. Обогащение лексики признаками и действиями предметов Образование сравнительной степени прилагательных. Различение и выделение признаков по вопросам (какой? какая? какие?).

Одежда, обувь, головные уборы

Активизировать словарь по теме «Одежда». Развивать умение осуществлять выбор одежды согласно погодным условиям. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффмксами –ич, -чик, -ечк, -еньк, --оньк, развивать умение образовывать прилагательных от существительных.

Апрель

Профессии

Активизировать словарь по теме «Профессии». Практическое употребление в речи названий профессий. Изменения окончаний женского рода, мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени.

День Космонавтики

Знакомство детей со строением солнечной системы, формирование представлений о планетах, их расположении к солнцу, некоторых особенностях.. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Употребление в речи имен существительных в различных падежах, образование антонимов, согласование числительных с существительными, склонение глаголов по лицам и числам.

Моя родина Татарстан. Наш город

Уточнить знания и представления детей по теме. Пополнять сведения о своем родном городе, его достопр-ях,. Формировать знания о символике республики, гербе города, названиях других городов . Практиковать в назывании своего адреса Согласование числ-ых с сущ-ми в роде, числе, падеже. Согласование существительных с прилагательными. Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя).

Цветы

Продолжить знакомство с растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «Цветы» за счёт имён существительных-названий цветов. Образование прилагательных с помощью уменьши-тельных суффиксов: -еньк, -енок, -онок. Согласование существительных с прилагательными. Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя).

Май

Насекомые

Познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение. Упражнять в словообразовании при помощью суффикса –ниц-.

Праздник 9 мая

Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны. Практическое усвоение образования родственных слов.  Согласование числительных с существительными от 1 до 10.

Наше тело и здоровье.

 Выучить название частей тела, знать их расположение.  Активизировать словарный запас детей по данной теме. Учить детей согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Учить детей использовать в речи предлоги в, на.

Лето. Летние развлечения и игры 

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков.
         

 

 

Календарное планирование фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий у детей подготовительной к школе логопедической группы

Неделя

Тема фронтального занятия

Цель фронтального занятия

Лексика

Грамматический строй

Сентябрь

1-2

Обследование

Детский сад

Уточнить названия профессий работников детского сада. Знать имена, отчества работников детского сада. Учить подбирать синонимы

Учить детей составлять трёхсловное предложение. Учить строить фразу по опорной схеме Откуда хлеб пришел

Уточнить и расширить знания об уборке урожая. Знать, кто делает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какую; кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба, названия хлебобулочных изделий. Познакомить с   сельскохо-зяйственными машинами.

Учить составлять простые и рас-пространенные предложения; предложения по опорным словам. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать существительные в родительном падеже.

Октябрь

Осень. Периоды осени

Закрепить название осенних    месяцев; характерные признаки осени; понятия сезонная одежда, сезонная обувь, головные уборы.

Учить  образовывать  относительные прилагательные; согласовывать существительные с числительными; составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия. Упражнять в образовании глаголов с приставками. Деревья, кустарники. Листья

 

Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. Согласование имен числительных (два и пять)с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен сущ-х в родительном падеже. Образование относительных прилагательных. Овощи. Огород

Расширить представления о труде взрослых в огородах .

 

Учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета. Учить согласовывать форму родительного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5—10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей). Учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе Фрукты, ягоды. Сад

Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев. Учить подбирать родственные слова.

Упражнять в употреблении формы винительного падежа. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Ноябрь

Лес. Грибы и ягоды

Упражнять в дифференциации деревьев и лесов. Закрепить знание о строении дерева. Закрепить профессию человека-леса - лесничего. Учить подбирать родственные слова. Учить подбирать слова-действия к названию растения.

Учить составлять предложения с именами существительными в ед. и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на на вопрос ку-да? и предложного падежа с предлогами в, на на вопрос «где?». Учить образовывать слова с основой на мягкий знак и с беглой гласной в корне. Учить согласовывать числительные с существительными от 1 до 10 Осень. Перелетные птицы

Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово

Учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе; в сочетании с количественными числительными. Учить согласовывать существительные с числительными в форме дательного падежа Домашние птицы и их детеныши

Уточнить и обобщить знания о домашних птицах. Знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются

Учить образовывать притяжательные прилагательные, образовывать существительные в родительном падеже. Домашние животные и их детеныши

Уточнить и обобщить знания о домашних животных.

Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже.

Дом. Его части

Уточнить название частей дома, его составные части. Закрепить знания детей по теме. Учить составлять предложения с предлогами через и между. Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида.  

Мебель

Уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни. Образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными;

Бытовые приборы. Посуда

Усвоить знания о том, что посуда – это предмет домашнего обихода; названия основных предметов посуды; уметь отличать посуду от других предметов; существительное с обобщающим значением посуда. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Продукты питания

Усвоить названия продуктов питания; для чего они нужны; где они продаются; что из них можно приготовить; где хранятся и почему; закрепить обобщающие понятия еда, пища. Усвоить категорию творительного падежа. Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида.

Зима. Новогодний праздник

Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы. Учить подбирать родственные слова Учить составлять предложения с предлогом перед. Образование сущ-ых ед. и мн. числа в разных падежах. Согласование сущ-ых в числе, роде и падеже.

Январь

Каникулы

Зима. Зимние забавы и развлечения

Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвентаря. Учить составлять предложения с предлогом перед. Образование сущ-ых ед. и мн. числа в разных падежах. Согласование сущ-ых в числе, роде и падеже.

Зимующие птицы

Закрепить знания о зимующих птицах. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц Составление простых предложений: И.п. сущ. + согл. гл.+ прямое дополнение (Мальчик кормит птичку.); И.п. сущ. + согл.гл.+2 завис. от глаг. сущ. в Тв.п. (Девочка кормит птиц зерном) Употребление предлогов (на, в, над, с, под, из, за, из-за)

Дикие животные. Зимовка зверей

Закрепить знания о том, как звери зимуют в лесу, их внешних признаках, повадках, где живут Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок. Согласовывать количественные числительные с существительными в творительном падеже. Учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные

Февраль

Животные севера

Закрепить обобщающее слово. Познакомить с условиями жизни людей и животных Крайнего Севера Учить согласовывать числительные с существительными, ; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные.

 Животные жарких стран

Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; внешние при-знаки, их строение, чем питаются, характерные повадки. Учить     подбирать эпитеты, синонимы Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными

День защитника Отечества. Военные профессии

Уточнить  знания детей об армии, их представления о родах войск, военной технике и о военных профессиях Учить образовывать существи-тельные множественного числа в родительном падеже

Транспорт. Правила дорожного движения

Систематизировать представления детей о   транспорте, сформировать представление   о видах транспорта, расширить представление о профессиях на транспорте Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнять в составлении предложений со словами, имеющими форму только единственного или только множественного числа

Март

Семья

Уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями чей? чья? чье? чьи? Закрепление согласования притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Мамин праздник. Профессии наших мам

Уточнить и закрепить знания о празднике 8 Марта. Закрепить названия женских профессий. Учить подбирать родственные слова Учить образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями чей? чья? чье? чьи?

Весна

Учить подбирать признаки предмета. Закрепить характерные признаки весны Учить составлять предложения с предлогами в сочетании с несклоняемыми существительными.

Одежда, обувь, головные уборы

Уточнять и активизировать словарный запас детей по теме. Закрепить умение осуществлять выбор одежды согласно погодным условиям. Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов ед. и мн. числа, наст. и пошедш. вр., совершенного и несовершенного вида.

Апрель

Профессии. Орудия труда и инструменты

Закрепить и расширить знания об инструментах, используемых представителями разных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов Учить образовывать сущ-ые множественного числа в именительном и родитель-ном падежах. Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже

День Космонавтики

Закрепить знания о космосе, космонавтах. Учить употреблять в речи не-склоняемые существительные. Учить образовывать сущ-ные множественного числа в именительном и родительном падежах

Моя родина Татарстан. Наш город

Уточнить знания и представления детей по теме. Пополнять сведения о своем родном городе, его дост-ях. Формировать знания о символике республики, гербе города, названиях других городов . Практиковать в назывании своего адреса Закрепление и правильное употребление в речи грамматических категорий прилагательных (относительных, притяжательных, степени сравнения, слова-антонимы). Согласование числительных с сущ-ми вроде, числе, падеже.

Цветы. Насекомые

Закреплять знания по теме. Продолжить знакомство с растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «Цветы» за счёт имён существительных-названий цветов. Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными. Составление предложений с однородными членами.

Май

Школа. Школьные принадлежности

Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях Закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без предлога и с предлогом у. Образовывать существительные (множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами

Праздник 9 мая

Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны Практическое усвоение образования родственных слов.  Согласование числительных с существительными от 1 до 10.

Наше тело и здоровье.

Закрепить знания детей о частях тела человека; закрепить различие правой и левой руки, ноги и т.д.; закрепить словарь по данной теме. Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам. Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них полным ответом(предлог+чем?+где? предлог+Кем?)

Лето. Летние развлечения и игры 

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки Работа над грамматическими категориями, изученными в течение года. Самостоятельное составление рассказов.          

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.