|
|||
Вопрос №2.. Вопрос №3.. Вопрос №4.. Вопрос №5.. КлассификацияВопрос №2. Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. В юридической науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое. Выделяют две группы функции права. 1. К общесоциальным относят, в частности: а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ; б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы; в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления; г) экологическую функцию. 2. Специально-юридические функции: а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путём определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка; б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применения специальных охранительных норм; в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. г) воспитательная функция — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей; В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют: · общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права; · межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право; · отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение); · функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др. Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.
Вопрос №3. Признаки правовых понятий: 1. Регулирующее влияние на поведение людей. С помощью правовых норм государство устанавливает, что можно делать (нормы-разрешения), что нужно делать (нормы предписания) и чего нельзя делать (нормы-запреты). 2. Любое правовое понятие (право, норма права, правовые отношения, правонарушение и т.д.) содержит в себе правовую характеристику отражаемой действительности. ГОС включают перечень основных понятий курса «Право», что позволяет учителю определить научное содержание курса, отобрать наиболее существенное, основное, наметить линии анализа и обобщения конкретного материала. В Курсе «Право» есть ряд понятий, которые присутствуют практически во всех темах: конституция, закон, правопорядок, норма права, субъект права, правонарушение, юридическая ответственность. Психологами были определены наиболее типичные ошибки, которые допускали ученики С целью повышения эффективности усвоения научных понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок психологи предлагают: – четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных явлений и добиваться усвоения этого учениками (принцип «ранней дифференцировки» (Д.Н.Богоявленский), – раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и вычленения существенных и несущественных признаков (принцип «расчленяющей абстракции» (Е.Н.Кабанова-Меллер), – изучение явления начинать с самого главного, существенного признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В.Давыдов). 1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества); 2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов); 3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений); 5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);
6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). Вопрос №4. Процесс формирования правовых знаний начинается с формирования представлений о явлениях социальной действительности, выражаемых правовыми понятиями. Представления всегда индивидуализированы. Т. е они могут быть разными у детей одного класса. Это зависит от характера и психологических особенностей ребенка. Образ, который лежит в основе представлений, создается у школьников не только на уроках права. На него влияют телевидение, кино, художественная литература. В процессе правового обучения создаются представления о фактах и явлениях правовой действительности. Представление – это опора, основа правового понятия. Овладение понятием означает усвоение наиболее важных, существенных признаков. В отличие от представлений, которые индивидуализированы, понятия формируются одинаково. Рассмотрим методические условия формирования понятий 1. Не всегда учитывается специфика формируемых понятий. Для этого необходимо акцентировать внимание на всеобщности регулятивной функции права, обязательного его характера, участников правоотношений и т.д. 2. Часто определение понятия дается на основе единичного восприятия того или иного явления без проведения предварительной работы. Например, на основе показа одного-двух нарушений административного права дается его определение, в результате чего ученики путают нарушения, подпадающие под нормы административного и трудового, административного и гражданского права. 3. Не всегда проводится работа по разграничению существенных и несущественных признаков. В результате второстепенные признаки затрудняют усвоение содержания понятия, мешают процессу формирования понятий. Подобные ошибки приводят к тому, что учащиеся затрудняются охарактеризовать то или иное правовое явление вне конкретных условий и обстоятельств его протекания. Они нередко путают органы государственной власти и органы государственного управления. Не могут отличить ответственность за нарушение дисциплины труда от ответственности за совершение административного проступка и т.п. 4. При формировании понятия необходимо дополнительное разъяснение отдельных терминов, его составляющих. Например, понятие «юридическая ответственность» будет усвоено тогда, когда ученики уяснят, что такое «норма права». 5. Не всегда проводится классификация понятий, не раскрываются ее принципы. В результате учащиеся путают понятия, относящиеся к разным отраслям права. 6. Нередко преподаватель стремится сформировать понятие за один-два урока, мало уделяя внимания конкретизации и обобщению понятия. Это приводит к тому, что учащиеся не могут оперировать казалось бы уже сформированным понятием. Поэтому необходимо постоянное оперирование понятиями. 7. Незначителен удельный вес самостоятельной работы учащихся по овладению понятиями на уроке и при выполнении домашнего задания, а когда она имеет место, то носит воспроизводящий характер и не способствует активизации познавательной деятельности. 8. Не всегда реализуются при формировании понятий внутрикурсовые и межпредметные связи. что препятствует установлению преемственности между учебными предметами. 9. Учителя недостаточно используют при составлении проблемных заданий материал из жизни. 10. Необходимо посредством специальных приемов развивать мыслительные способности школьников, формировать интеллектуальные умения (анализа. Синтеза, абстрагирования). 11. Объяснение сложных понятий требует специальных уроков. Вопрос №5. Навыки, умения и их классификация Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. ... Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Уме́ние — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Навык – это сочетание стереотипных физических действий и мыслительных операций, которые выполняются в необходимой последовательности как часть определенного вида работы. Классификация Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Навык двигательный – автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Навык интеллектуальный – автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Навык перцептивный – автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов. Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
|
|||
|