|
|||
Методы маркетинга. Сферы маркетинга. Виды маркетинга ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Методы маркетинга Все вышеописанные задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга: · аналитика; · опросы; · наблюдения; · планирование и прогнозы; · проведение A/B-тестирований; · разработка политики ценообразования; · информационные методы; · PR и рекламные методы; · личные продажи; · консультации; · программы лояльности; · пропаганда. Сферы маркетинга Сферы маркетинга (области применения): · потребительские товары – вся та продукция, которую мы приобретаем в магазинах (еда, одежда, техника и т. д.); · потребительские услуги – рынок услуг, предоставляемых обычным людям (образование, юриспруденция, авиаперевозки, парикмахеры и т. д.); · средства производства – продукция, связанная с производством других продуктов (техника, сырье, производственные услуги и т. д.); · собственность – рынок недвижимости и ценных бумаг; · опыт – рынок трудоустройства; · идеи и информация – сфера деятельности по предложению новых идей и информации; · события – мероприятия различного характера, от выставок до спортивных соревнований; · личности – рынок знаменитостей; · географические территории – рыночная борьба за территории (туристические точки внимания, размещение офисов, производственных мощностей). По сути своей маркетинг – это универсальный инструмент, который можно применить практически везде. Все, что требует продвижения или конкурентной борьбы, подпадает под область применения маркетинга. Виды маркетинга Классификация осуществляется по нескольким различным признакам. По спросу: · демаркетинг – направлен на снижение спроса, так как тот слишком высокий и компания не способна удовлетворить его; · конверсионный – вид маркетинга, направленный на создание спроса, так как тот слишком низкий; · стимулирующий – применяется при нулевом спросе. Задача – стимуляция спроса с учетом причин его отсутствия; · развивающий маркетинг – направлен на конвертацию потенциального спроса в реальный. Например, изучение потребностей аудитории и создание нового продукта, который эти потребности закроет; · ремаркетинг – направлен на возврат ушедших клиентов с помощью дополнительного мотивирования. При падении спроса создаются УТП и условия, способные этот спрос оживить. Например, если человек зашел на сайт, положил товар в корзину, а затем закрыл вкладку, так и не оформив заказ, можно предложить ему скидку на этот товар с помощью контекстной рекламы; · синхромаркетинг – применяется в ситуациях, когда спрос колеблется (например, сезонные продажи). Цель – стабилизировать спрос путем повышения цен в пики популярности и снижения во время падения спроса; · поддерживающий – тип маркетинга, направленный на поддержание имеющегося спроса, который соответствует предложению; · противодействующий маркетинг – применяется в ситуациях, когда на вредную продукцию есть постоянный иррациональный спрос. Его необходимо свести к нулю. Пример – табачная и алкогольная продукция. По охвату рынка: · недифференцированный – когда продукция предназначена для всех сегментов рынка; · концентрированный – когда продукция предназначена для определенного сегмента рынка; · дифференцированный – когда продукция предназначена для нескольких сегментов рынка (для каждого отдельное предложение). По типу потребителя: · B2B (Business to business) – продукт предназначен для бизнеса. Например, услуги рекламного агентства; · B2C (Business to Customer) – продукт предназначен для конечного потребителя (человека). Например, еда, одежда. По типу места применения: · онлайн-маркетинг (интернет-маркетинг) – применяется в онлайн-пространстве; · офлайн-маркетинг – применяется в офлайн-пространстве.
Лекция 2. Окружающая среда маркетинга Среда маркетинга - совокупность субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на её жизнедеятельность (покупатели, государственные законы и т.д.). Или Маркетинговая среда – это активные субъекты и факторы, влияющие на маркетинговые возможности и решения. Будучи изменчивой, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Факторы маркетинговой среды могут как способствовать успехам предприятия, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность. Поэтому каждому предприятию необходимо постоянно анализировать состояние маркетинговой среды, используя для этого маркетинговые исследования. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда маркетинга – субъекты и силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможности по обслуживанию потребителей. К элементам микросреды маркетинга относятся: поставщики, конкуренты, потребители (клиенты), посредники, контактные аудитории. Макросреда маркетинга – силы более широкого плана, которые оказывают влияние на микросреду маркетинга. Это факторы: демографические, экономические, политические, природные, научно-технические, культурные. Элементами микросреды маркетинга являются: Поставщики – это фирмы или отдельные лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами для производства товаров. Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами на товары снабжения, так как от этого напрямую зависит цена товара, должны следить за регулярностью поставок и т.д. Клиентура – это непосредственные потребители продукции предприятия. Ими могут быть частные лица, оптовые и розничные торговцы, государственные учреждения и т.д. Маркетинговые посредники – фирмы, помогающие предприятию в продвижении её товаров среди потребителей (торговые посредники, рекламные агентства, кредитно-финансовые учреждения (банки, страховые компания)). Контактные аудитории – группы людей, которые проявляют интерес к фирме или оказывают на неё влияние (ФНС, СМИ и т.д.) Конкуренты – производители одноименных товаров (услуг), соперничающих между собой.
Макросреда маркетинга Макросреда слагается из 6 основных сил (факторов). Изменение какого-либо параметра из этих факторов существенным образом воздействует на микросреду и саму фирму. Рассмотрим эти факторы подробнее. 1. Демографические факторы. Определены процессами, происходящими в области воспроизводства численности, миграции населения страны (смертность, рождаемость, возрастная структура населения). 2.Экономические факторы Определяются способностью покупателей приобретать продукцию, то есть зависят от уровня заработной платы, сбережений населения, темпов инфляции, состояния экономики и т.д. Для покупателей особое значение имеют представления о перспективах развития экономики. Если они полагают, что перспективы благоприятны, то будут увеличивать расходы и наоборот. 3. Политические факторы Определены социально-политическими условиями, в которых действует предприятие. На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде (нормативные акты, государственный контроль за их соблюдением, общая денежно- финансовая политика, правительственные постановления, программы и т.д.). 4.Природные определены дефицитом различных видов сырья, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, необходимостью защиты окружающей среды. 5. Научно-технические факторы определены темпами и направлениями достижений науки и техники, которые влияют на уровень жизни населения, а значит и на требования людей к качеству продукции, к сервисному обслуживанию и т.п. Влияние заключается в развитие самого производства: появление новых материалов, свойств, продукции; в торговле – появление новых форм и способов доставки и реализации. 6. Культурные факторы (нравы, традиции, культура). Люди живут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. На принятие маркетинговых решений могут оказывать влияние и особенности культурного уклада: - стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям; - отношение к природе; - отношение к обществу.
Теоретическое задание. (Срок выполнения до 12 часов 14 апреля нужно отправить на почту индивидуальное задание от каждого студента)
1. Что такое маркетинг и в чем его сущность? Назовите его составляющие, цели и функции. 2. Дайте определение среды маркетинга. Какую роль в ней играют производители и потребители? 3. В чем Вы видите цель маркетинга фирмы? При выборе нескольких вариантов, докажите, что в них нет противоречия. а) В выводе на рынок нового конкурентоспособного товара и обеспечении его коммерческого успеха; б) В обеспечении удовлетворения потребностей потенциальных покупателей; в) В обеспечении получении максимальной прибыли; г) В захвате максимально возможной доли рынка; д) Другие варианты ответа. 4. Назовите причины изменения маркетинговых концепций? а) Желание социальной справедливости; б) Ужесточение конкурентной борьбы; в) Постепенный переход от рынка продавца к рынку покупателя; г) Рост и расширение потребностей; д) Преимущества разработки производственно-сбытовой программы на основе изучения спроса. 5. Назовите одно важнейшее различие между концепцией маркетингового подхода и концепциями совершенствования производства, совершенствования товара и интенсификации коммерческих усилий. Подумайте, какая из них наиболее эффективна в краткосрочном периоде? Какая из концепций, на Ваш взгляд, способна обеспечить прочный и долговременный успех? 6. Назовите факторы, которые обусловливают развитие глобального маркетинга. 7. Чем отличаются следующие три направления философии бизнеса: «маркетинговая ориентация», «ориентация на потребителя» и «рыночная ориентация»?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Драганчук Л.С. Поведение потребителей. Учеб. пособ. – М.: Инфра-М, 2012. 2. Кулакова Т.Н., Штриков А. Б. Маркетинг и менеджмент. Практикум по предмету. – Самара: СамГТУ, 2010. 3. Манн И. Маркетинг на 100%. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2007. 4. Сак А.В. Оптимизация маркетинговых решений.- М.: изд-во Гревцова, 2010. 5. Котлера Ф. "Основы маркетинга" 6. Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», 2016 7. Абрамова Г.П. Маркетинг 8. Бейкер Майкл Маркетинг. Энциклопедия 9. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование 10. Гольдштейн Г.Я. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов 11. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга 12. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах 13. Крылова Г.Д. Практикум по маркетингу 14. Макдональд Малкольм Маркетинг 15. Минин А.А. Маркетинговое планирование 16. Моисеева Н.К. Управление маркетингом 17. Морозов Ю.В. Основы маркетинга 18. Панкрухин А.П. Маркетинг. Учебник 19. Соловьев Б.А. Управление маркетингом 20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг 21. Холл Ричард Великолепный маркетинг 22. Чернявский А.Г., Бронникова Т.С. Маркетинг. Учебное пособие
|
|||
|