Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первая экспедиция, август 1914 —март 1915.  



Первая экспедиция, август 1914 —март 1915.                               

Март 1915. В деревне Дикойас (остров Вудларк) видел несколь­ко церемониальных актов дарения. Получил предварительную информацию.

                                                                               

Вторая экспедиция, май 1915 - май 1916.  

Июнь 1915. Поездка в связи с обрядом кабигидойа с Вакута в : Киривина. Я был свидетелем того, как бросали якоря в Каватариа, и видел людей в Омаракана, где собирал информацию.

Июль 1915. Несколько экипажей из Китава пристали к берегу Каулукуба. Люди, которых я наблюдал в Омаракана. За это время я собрал много сведений.

Сентябрь 1915. Неудачная попытка плавания на Китава с То'у-лува, вождем Омаракана.

Октябрь-ноябрь 1915. Наблюдал отплытие трех экспедиций из Киривина на Китава. Всякий раз То'улува привозит домой боль­шое количество мвали [браслетов].

Ноябрь 1915 - март 1916. Подготовка к большой заморской эк­спедиции из Киривина на острова Маршалла Беннета. Постройка лодки; починка другой лодки; изготовление паруса в Омаракана; спуск лодки на воду; тасасориа на берегу Каулукуба. Одновремен­но собиралась информация об этих и других связанных с ними де-i i лах. Записано несколько магических текстов, связанных с построй­кой лодки и магией кула.

Третья экспедиция, октябрь 1917 - октябрь 1918.

Ноябрь 1917 - декабрь 1917. Обмен кула в границах одного ос- трова; некоторые из полученных в Туквауква данных.

Декабрь 1917 - февраль 1918. Экипажи с Китава прибывают в Вавела. Сбор сведений о йойова. Зафиксировал магические форму­лы и заклинания Кауга'у.

Март 1918. Приготовления в Санароа; приготовления на остро­вах Амфлетт; флотилия с Добу прибывает на острова Амфлетт. Эк­спедиция увалаку с Добу следовала на Бойова.


с , Апрель 1918. Прибытие этой экспедиции, ^г.______

•'Операции кула; большое межплеменное собрание. Зафиксировал Несколько магических формул.

Май 1918. Лодки с Китава наблюдал на Вакута.        ■       *

Июнь, июль 1918. Информация о магии и обычаях кула прове­рена и дополнена в Омаракана, особенно в связи с ее восточными ответвлениями.

Август, сентябрь 1918. Получил магические тексты на Синакета.

Октябрь 1918. Получена информация от некоторых туземцев Добу и района южных массим (проводил исследования в Самараи).

Суммируя сказанное о первом, кардинальном пункте метода, можно сказать, что каждое явление должно исследоваться в макси­мальном количестве его конкретных проявлений и через исчерпыва­ющее описание детализированных примеров. Если это возможно, то-' результаты должны быть оформлены в виде своего рода синоптичес- '.. ких карт, которые послужат не только инструментами исследования, но и этнографическими документами. С помощью такого рода доку­ментов и такого изучения реалий можно создать четкое представле­ние о границах культуры туземцев в самом широком смысле этого слова и о структуре их общества. Этот метод можно было бы назвать методом статистической документации на основании конкретной дей­ствительности.

VII

Нет необходимости добавлять, что в этом аспекте полевая работа ученого приносит более совершенные результаты, чем самые лучшие исследования любителей. И только в одном отношении любители за­частую выше профессионалов: в умении представлять мельчайшие подробности племенной жизни и раскрывать те ее аспекты, о кото­рых можно узнать, лишь так или иначе находясь в тесном контакте с туземцами на протяжении длительного времени. В некоторых на­учных исследованиях (а особенно в так называемых «обзорах») пред­ставлены великолепные, так сказать, скелеты племенной организа­ции, однако скелетам этим не хватает «плоти и крови». Мы многое узнаем об устроении их общества, однако в границах этого устрой­ства мы не сможем ни воспринять, ни вообразить себе реалий чело­веческой жизни, ровного течения ежедневных событий, волнения и оживления, возникающего в связи с праздником, церемонией или особым событием. Вырабатывая правила и закономерности туземных


 




обычаев и определяя для них точную формулу в опоре на собранные данные и рассказы туземцев, мы обнаруживаем, что именно эта точ­ность чужда самой реальной жизни, которая никогда строго не соот­ветствует каким бы то ни было правилам. Это должно быть дополне­но наблюдениями за тем, каким образом тот или иной обычай реа­лизуется в жизни, и за тем, как ведут себя туземцы, подчиняясь пра­вилам, столь точно сформулированным этнографом, и, наконец, за теми исключениями, которые почти всегда имеют место в обще­ственных явлениях.

Если все выводы основаны исключительно на рассказах инфор­маторов или логически выведены из объективных документов, то, конечно, невозможно дополнить их действительно наблюдавшими­ся данными реального поведения. Вот почему некоторые любитель­ские работы тех людей, которые многие годы жили среди туземцев (например, образованных купцов и плантаторов, врачей и чиновни­ков, и, наконец, но не в последнюю очередь, тех образованных и не­предвзятых миссионеров, которым этнография столь многим обяза­на), по своей пластичности и живости куда лучше большинства чи сто научных работ. Но если специалист, этнограф-полевик, может приспособиться жить так, как это описывалось выше, то он окажет­ся в гораздо лучшем положении и сможет вступить с туземцами в от­ношения куда более тесные, чем любой из живущих среди абориге­нов белый человек. Ведь никто из них в туземной деревне (за исклю­чением очень короткого времени) не живет: и каждый из них занят своим делом, которое и отнимает у него значительную часть време­ни. Более того: если, как это бывает с купцами, миссионерами или чиновниками, этнограф завязывает активные отношения с туземцем, если он влияет на туземца, изменяет его и его использует, то это де­лает реальное, непредвзятое и беспристрастное наблюдение совер­шенно невозможным и препятствует безраздельной искренности (по крайней мере, в случае с миссионерами и чиновниками).

Если жить в туземной деревне и не иметь никаких иных дел, кро­ме изучения жизни аборигенов, то, снова и снова наблюдая обычаи, обряды и дела туземцев, этнограф становится свидетелем их верова­ний в том виде, в каком они существуют в действительности, и вско­ре «плоть и кровь» реальной туземной жизни наполняют «скелет» чи­сто абстрактных построений. Именно поэтому этнограф, если он ра­ботает в условиях, подобных тем, которые были описаны выше, спо­собен добавить нечто существенное скупому описанию племенного строя, устройства и дополнить картину, обогатив ее деталями пове­дения, описанием фона и незначительных случаев. В каждом данном случае он способен определить, является ли данное действие публич­ным или частным, как протекает общее собрание и какой оно име­ет вид; он может судить, является ли то или иное событие обычным или особенным, возбуждающим интерес, совершают ли туземцы то или иное действие со значительной долей искренности и убежденно-


сти или исполняют его в шутку, участвуют ли они в нем невнима­тельно или действуют ревностно и обдуманно.

Иными словами, существует совокупность тех чрезвычайно важ­ных явлений, которые не запечатлеть с помощью одних только отве­тов на поставленные вопросы или путем накопления статистических данных, но которые следует наблюдать во всей полноте их реально­сти. Назовем их не поддающимися учету факторами действительной жизни. К ним относятся такие вещи, как рутина рабочего дня, под­робности ухода за телом, способ приготовления и принятия пищи; тон разговоров и атмосфера общественной жизни у деревенских ко­стров, существование крепкой дружбы или вражды, возникновение мимолетной симпатии и антипатии между людьми, а также едва за­метные, но безошибочно распознаваемые проявления личного тщес­лавия и амбиций в поведении индивида и в эмоциональных реакци­ях окружающих его людей. Все эти факты могут и должны быть на­учно сформулированы и описаны, однако необходимо, чтобы это было сделано не посредством поверхностной фиксации деталей, как это обычно делают неподготовленные наблюдатели, но посредством усилия исследователя проникнуть в то мировосприятие, которое в этих деталях выражается. Именно поэтому научно подготовленные наблюдатели, если они относятся к изучению этого аспекта со всей серьезностью, и достигнут таких результатов, которые будут иметь, я надеюсь, гораздо большую, чем у дилетантов, ценность. До сих пор этим занимались лишь любители, и потому в целом результаты были неудовлетворительны.

Действительно, если мы вспомним о том, что все эти не поддаю­щиеся учету, но важные факты реальной жизни являются частью ре­альной сущности общественного устройства и что на них основаны те бесчисленные связи, благодаря которым держится семья, клан, де­ревенское общество, племя, то их значение станет очевидным. Более оформленные связи социального сплочения, такие как определен­ный ритуал, экономические и правовые обязанности, обязательства, церемониальные дары и формальные признаки уважения, хоть они так же важны для исследователя, все-таки наверняка ощущаются не столь же сильно тем человеком, который в них участвует. Прилагая это понятие к нам самим, можно сказать, что всем нам известно, что значит для нас «семейная жизнь»: это прежде всего домашняя атмос­фера, все те бесчисленные незначительные действия и знаки внима­ния, в которых выражаются и симпатия, и взаимный интерес, и те малозаметные предпочтения и антипатии, составляющие интимную сторону семейной жизни. То, что мы унаследуем имущество какого-то человека, а другого когда-нибудь будем провожать в последний путь — с социологической точки зрения все это включено в содержа­ние понятий «семья» и «семейная жизнь», но для каждого из нас все это обычно остается глубоко в подсознании.

То же самое относится и к туземному сообществу, и если этно­граф хочет представить читателю действительную жизнь туземцев, то


 




он ни в коем случае не должен пренебрегать этим. Ни одного из ас­пектов - ни интимной, ни правовой сферы жизни - нельзя упустить из виду. Однако в существующих этнографических описаниях оба этих аспекта, как правило, не представлены, но представлен или тот, или другой из них, и до сих пор сфера интимной жизни почти не описывалась надлежащим образом. Во всех общественных отноше­ниях помимо семейных связей, даже и в связях между членами одно­го племени и, кроме того, между враждующими и дружественными членами разных племен, сталкивающихся между собой в самых раз­личных общественных делах, эта интимная сторона все равно суще­ствует, выражаясь в типичных деталях взаимного общения, в мане­ре их поведения в присутствии друг друга. Эта сторона отличается от определенной, выкристаллизовавшейся правовой формы отноше­ний, и поэтому ее следует изучать и описывать в собственных кате­гориях.

Точно так же и при изучении заметных актов племенной жизни (таких, как церемонии, обряды, торжества и так далее) должен, по­мимо приблизительного очерка событий, учитываться и образ пове­дения. Важность этого можно проиллюстрировать одним примером. Много говорилось и писалось о пережитках. Однако реликтовый ха­рактер того или иного акта ни в чем так хорошо не выражается, как в сопутствующем ему поведении, в том, как он совершается. Возьмем какой-либо пример из нашей собственной культуры, будь то помпезность и великолепие государственного торжества или ка­кой-то живописный обычай уличных мальчишек. Внешнее проявле­ние одного или другого ничего нам не скажет о том, все ли еще жи­вет этот обычай в сердцах тех, кто его исполняет, или же они отно­сятся к нему как к чему-то мертвому, сохраняющемуся в жизни лишь в силу традиции. Но если мы наблюдаем и фиксируем подробности поведения этих людей, то сразу становится очевидной степень жиз­ненности данного акта. Нет сомнения, что со всех точек зрения со­циологического и психологического анализов, а также е точки зре­ния любого теоретического вопроса, необычайную важность имеют манера и тип поведения, наблюдаемые при исполнении того или иного акта. На деле же поведение является фактом, релевантным фактом — единственным, какой удается описать. Поэтому неразумие и близорукость выказал бы тот исследователь, который бы прошел мимо целого класса явлений и упустил бы их из виду, даже если бы в данный момент он и не увидел, какую теоретическую пользу они могли бы принести.

Что же касается данного метода наблюдения и описания в ходе полевых исследований этих не поддающихся учету факторов действи­тельной жизни и типичного поведения, то здесь нет сомнения, что личностная оценка наблюдателя присутствует здесь в гораздо боль­шей степени, чем при собирании выкристаллизовавшихся этногра­фических данных. Но и здесь следует сделать все необходимое, что­бы позволить фактам говорить за себя. Если при ежедневном обхо-


де деревни вы обнаруживаете, что некоторые мелкие происшествия, характерные особенности приема пищи, разговоров или выполнения работы (см., например, снимок III) повторяются снова и снова, то их следует немедленно зафиксировать. Важно и то, чтобы эта работа по собиранию и фиксированию впечатлений началась в ходе полевого исследования региона как можно раньше. Ведь некоторые тонкие особенности, которые производят впечатление только до тех пор, пока они внове, перестают замечаться тотчас же, как мы к ним при­выкаем. Другие же особенности могут быть восприняты только тог­да, когда мы лучше познакомимся с местными условиями. Этногра­фический дневник, который систематически ведется на протяжении всего времени работы в регионе, становится идеальным инструмен­том для подобного рода полевых исследований. И если одновремен­но с нормальным и типичным этнограф будет скрупулезно фикси­ровать малозаметные или более явные отклонения от этого, то ему удастся выделить две крайности, между которыми существует нор­мальное.

Наблюдая церемонии или другие племенные события (такие, на­пример, как сцена, представленная на снимке IV), необходимо не только отмечать те события и детали, которые, согласно традиции и обычаю, составляют саму суть этого акта; этнограф должен еще и старательно, точно, одно за другим, отмечать и все действия испол­нителей и зрителей. Забыв на какое-то время, что он знает структу­ру этой церемонии, лежащие в ее основе основные догматические представления, он должен попытаться ощутить себя участником это­го собрания людей, ведущих себя серьезно или шутливо, углубленно-сосредоточенно или, наоборот, со скучающим легкомыслием, дол­жен прийти в то же настроение, в каком эти люди бывают ежеднев­но, или же прийти в состояние перевозбуждения, и т. д., и т. д. Если его внимание будет постоянно направлено на этот аспект племенной жизни, если он постоянно будет пытаться зафиксировать его, выра­зить в терминах реальной жизни, то в его записях будет немало прав­дивого и выразительного. Тогда ему удастся поместить тот или иной акт в соответствующий контекст племенной жизни, то есть показать, является ли он исключительным или обычным, относящимся к ру­тинному поведению аборигенов, или же таким событием, которое преобразует все поведение в целом. А еще ему удастся рассказать об этом читателю ясно и убедительно.

И опять-таки, для этнографа будет полезным время от времени откладывать в сторону свой фотоаппарат, блокнот и карандаш и са­мому включаться в то, что происходит вокруг. Он может принять участие в играх и развлечениях туземцев, может следовать за ними, когда они идут в гости или на прогулку, может сидеть среди них, слу­шать их разговоры и принимать в них участие. Я не уверен, что это одинаково легко для каждого (может быть, славянская натура более пластична и по естеству своему более «дикарская», чем западноевро­пейская), но хотя степень успеха может и меняться, сама попытка


 




возможна для каждого. «Погружаясь» в жизнь туземцев (а я делал это часто не только в исследовательских целях, но и потому, что каждо­му нужно человеческое общество), я со всей очевидностью ощущал, что их поведение и образ жизни во всех видах племенных взаимодей­ствий становились для меня более прозрачными и более понятными, чем прежде. Все эти методологические замечания читатель найдет документально подтвержденными в последующих главах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.