|
|||
Способы рифмовки. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Способы рифмовки. Когда рифмуются две соседние строки, такую рифму называют смежной, или парной. Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна. Грустную думу наводит она. (Н. А. Некрасов). Перекрестная - рифмуются первая строка с третьей, а вторая с четвертой. Это наиболее часто встречающийся вид рифмовки: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. (А. С. Пушкин). Охватная, кольцевая или опоясанная - рифмуются первая строка с четвертой, а вторая с третьей. Я испытать судьбу свою хочу — Коня взнуздаю дикого, степного И этот мир себе открою снова, И вдаль, мечте навстречу, полечу. (Асхаль Ахметкужин) Понятие, о способе рифмовки тесно связано с понятием строфы.
Что такое стяжение? Проскандируем строки стихотворения А. Прокофьева: Соловьи, соловьи, соловьи, Не заморские, не чужие, Голосистые, наши, твои, Свет немеркнущий мой, Россия! Стихи написаны трехстопным анапестом, но во второй и четвертой строках не хватает по одному слогу перед словами: «не чужие» и «Россия». Это явление, когда в стихе недостает одного слога, встречается довольно часто, особенно в современной поэзии. Называется оно «стяжением». Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается. Начиная с XVIII века стяжение стало применяться во многих трехсложных размерах. И располагалось оно на одном и том же месте каждого стиха. В XX веке стяжение стало располагаться без какой-либо закономерности. Такие стихи, в которых места стяжений произвольны, стали называть паузниками. Явление стяжения характерны для русских переводов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса — Пелеева сына... Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору? Скандируя эти строки, отбивая ритм трехсложной стопы дактиля | ¯ ¯ , сразу же ощущаешь стяжение между словами «Гнев» и «богиня» в первой строке, и словами «богов» и «бессмертных» — во второй. Скандируя, на месте пропущенного слога можно произносить какое-либо междометие типа: «гм»: ГнЕв «гм», богиня воспОй... Зачем нам надо знать о стяжении? Во-первых, чтобы не испытывать трудности при определении размера стиха. Если строка, где есть стяжение, путает нас, надо начать скандировать другие строчки и, убедившись в размере, вернуться к этой злополучной строке, поймав стяжение. Во-вторых, знание этого, явления необходимо для ого, чтобы верно исполнять стихотворение. Ведь поэты не случайно прибегают к пропуску слога. Что же требуется от исполнителя? При чтении стиха либо выдерживаешь паузу, равную пропущенному слогу (вместо «гм»), либо заполняешь этот пропуск широтой, протяженностью звучания слов. Эта остановка или протяженность звучания помогает заострить внимание на определенной мысли. Произносим «Гнев» и останавливаемся перед величественным словом «богиня», произносим «Кто ж из богов»... и останавливаемся перед словом «бессмертных». В таких случаях пауза помогает выразить подтекст, определенные отношения, чувства… В приведенных ранее стихах А. Прокофьева о соловьях наполняется подтекстом пауза перед словом «не чужие». Как важно исполнителю передать Отношение к своим — российским соловьям. И как необходимо в наполненной паузе передать свое чувство любви и преклонения перед великим, простым, родным словом «Россия»! Небольшое стихотворение С. Есенина «Синий май» написано анапестом. А во втором четверостишии на третьей строке вдруг стяжение: В деревЯнные крЫлья окнА Вместе с рАмами в тОнкие штОры Вяжет взбАлмошнаЯ луна (стяжение) На полУ кружевнЫе узОры... Неожиданная, наполненная подтекстом пауза перед словом «луна» передает радостное удивление художника перед живой картиной природы. Подобных примеров стяжения можно привести множество. И надо пользоваться подсказанной поэтами краской исполнения, наполняя внутренним смыслом местá стяжений (паузы между словами). Итак: при определении размера стихов пусть нас не смущают ни пиррихии, ни спондеи, ни нарощенные или усеченные стопы, ни стяжения. Определив размер стиха по более «типичным» строчкам стихотворения, разберемся, что же мешало нам, какое явление стихотворной речи? Займемся тренировкой своего темпо-ритмического слуха (или чувства). Попробуем сочинять рифмованные строчки на все размеры силлабо-тонической системы стихосложения. Начинаем отбивать счет хореической стопы: рАз-два, рАз-два, рАз-два и говорим в этом размере: БУду Я стихИ писАть, чтОб размЕры рАзличАть. А теперь попробуем эту мысль передать ямбической стопой: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раэ-двА... И понимаем, что надо в начало строки добавить безударный слог и только: я бУду сАм стихИ писАть: легкО размЕры рАзличАть.
Перейдем к трехсложным размерам. Погружаемся в размер дактиля: рАз-два-три, рАз-два-три, рАз-два-три... И слова сами отбираются и ложатся в строку: бУду сейчАс я стихИ срчинЯть: бЫстро размЕры стихОв различАть.
Заговорим стопой амфибрахия: раз-двА-три, раз-двА-три, раз-двА-три... Опять в начало строки поставим безударный слог:
начнУ-ка сейчАс я стихИ сочинЯть, чтоб бЫстро размЕры стихОв различАть.
И закончим стопой анапеста: раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ... Теперь в начало строки поставим два неударных слога: я немЕдленно стАну стихИ сочинЯть, чтобы бЫстро размЕры стихОв различАть.
Значит, можно взять любую глагольную рифму типа «спать—гулять», и, скандируя, рифмовать две строки в различных размерах: Я сейчАс пойдУ гулЯть, ЧтОбы крЕпче нОчью спАть, /хорей/ / ПойдУ-ка Я сейчАс гулЯть, Чтоб крЕпче нОчью мнЕ поспАть. /ямб/. НАдо сейчАс мне пойтИ погулЯть, ЧтОбы покрЕпче мне нОчью поспАть. /дактиль/ Мне нАдо сегОдня пойтИ погулЯть, Чтоб нОчью покрЕпче сегОдня поспАть. /амфибрахий/ Надо мнЕ не лениться — пойтИ погулЯть, чтобы нОчью сегОдня покрЕпче поспАть. /анапест/ Такая игра в «стихоплетство» на разные размеры оказывает большую услугу при овладении искусством исполнения стихов. . Мы говорили о размере, рифме как о важных элементах стихотворной речи. Но оказывается, бывают стихи с разной длиной строк, стихи, в которых чередование ударных и безударных слогов не является признаком ритма, а бывают стихи и без рифм, и без размера.
|
|||
|