|
|||
Предмет «Словесное действие» 3 курсСтр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет «Словесное действие» 3 курс Тема «Особенности стихосложения. Рифма. Виды рифм. Клаузула. Стяжение».
Клаузулами называют группу заключительных слогов в стихе, начиная с последнего ударного слога. Клаузулы бывают разные. Это свободные слоги, не зависящие от размера стиха. Окончание на ударный слог принято называть мужским (отдохнУл). Если ударение падает на предпоследний слог, такую клаузулу называют женской (отдохнУла). Если ударение стоит на третьем слоге от конца, перед нами дактилическая клаузула (отдыхАющий). Окончания же с числом безударных слогов более двух называют гипердактилическими(сверхдактилическими). Они встречаются сравнительно редко. Гипердактиличеокие клаузулы использовались Пушкиным, Блоком, Брюсоввм и другими поэтами. Идет Балда, покрЯкивает, А поп, завидя Балду, вскАкивает... (А. Пушкин). Плыла над морем даль опАловая... (В. Брюсов). Клаузулы разнообразят стихотворение, не нарушая при этом метр стиха:
По вечерам над ресторАнами (дактилическая клаузула) Горячий воздух дик и глУх, (мужская клаузула) И правит окликами пьЯными (дактилическая клаузула) Весенний и тлетворный дУх (мужская клаузула). (А. Блок). Сочетание дактилической и мужской клаузул обостряет восприятие произведения. Клаузулы могут вступать между собой в созвучие. Это созвучие концов строк, начиная с последнего ударения и называется рифмой. Рифмаможет быть мужской, женской, дактилической, гипердактилической. «Туман-обман» — мужская рифма, «Славы – забавы» — женская рифма, «Разгорается—улыбается» — дактилическая, «Опаловая— прикалывая» — гипердактилическая. У Брюсова есть рифмы, в которых число неударных слогов доходит до четырех: | ¯ ¯ ¯ ¯ Холод, тело тайно скОвывающий... ¯ ¯ ¯ ¯ Холод, душу очаровывающий. В стихотворении «Прячет месяц» С. Есенин использовал одни дактилические рифмы: Прячет месяц за овИнами Желтый лик от солнца Ярого. Высоко над луговИнами По востоку пышет зАрево... и т. д. Какова же роль рифмы в стихотворной речи? «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, — писал В. Маяковский,— заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Некоторые поэты, и в том числе Маяковский, рифмовали не только концы, но и начала, середины строк: Улица – лица у догов годов резче... (В. Маяковский). Однако созвучие в конце стиха слышится гораздо отчетливее, подчеркивая ритмически организованную стихотворную речь. Рифмы бывают точные и неточные. Точной рифмой называют такую, в которой все звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова. А рифмы, в которых не все звуки совпадают, называют неточными: «Хорошо —в порошок», «порука — друга», «Песню—тесной»… Богатой рифмой считают ту, в которой рифмуются не только звуки, начиная с последнего ударения, но и предшествующий ударению согласный звук: «Лень—олень», «Ревновать – изнывать».
|
|||
|