Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Европейская комиссия



3. Европейская комиссия

Пик бесспорного могущества Европейской комиссии в институциональной системе пришёлся на те десять лет, когда во главе ЕК стоял Жак Делор (1985–1995). После вступления в силу Лиссабонского договора и связанных с ним институциональных реформ ЕК, по признанию специалистов, несколько потеряла в своём прежнем влиянии из-за произошедшего перераспределения власти между институтами. Принято считать, что во внешней политике это выразилось в наибольшей степени. Но такое мнение следует признать неточным, поскольку во всех сферах внешних сношений Евросоюза за пределами ОВПБ позиции Комиссии на самом деле не только сохранились, но и (в ряде случаев) даже несколько укрепились.

На самом деле Европейская комиссия остаётся одним из важнейших акторов в сфере внешних сношений Евросоюза, хотя институциональные изменения, внесённые по Лиссабонскому договору, действительно подсократили, по крайней мере формально, её влияние в сфере ОВПБ. Комиссия по-прежнему играет важную роль в сфере внешних сношений Евросоюза. Она ответственна за выработку проекта бюджета ЕС, включая средства, которые выделяются по линии ОВПБ (всего на обеспечение внешних сношений ЕС на период 2014–2020 гг. из общего бюджета выделено 66262 млн. евро, или 6,1% от общей суммы), на 2016 г. – 9143 млн. евро). В сфере непосредственной ответственности Комиссии остаётся согласуемое с ЕСВД распределение средств ЕС, выделяемых по линии политики соседства, политики развития и предоставления третьим странам гуманитарной помощи. Кроме прочего, Комиссия надзирает и за тем, как тратятся средства, выделяемые непосредственно ЕСВД (в 2015 г. бюджет ЕСВД составил всего 602.8 млн. евро плюс от Комиссии Служба получила ещё 204.7 млн. евро в компенсацию расходов по линии функционирования представительств ЕС по всему миру).

Согласно формулировке, которая содержалась в Маастрихтском договоре, Комиссия была полностью ассоциирована с Общей внешней политикой и политикой безопасности. Но теперь прежний Генеральный директорат Комиссии по внешним сношениям (DGRELEX) влили в ЕСВД, а прежние делегации Комиссии за рубежом стали представительствами (миссиями) Европейского союза.

Комиссия сохранила право (совместно с Верховным представителем) предлагать Совету проекты решений, касающихся действий ЕС в международной среде. Служба по внешнеполитическим инструментам (Service for Foreign Policy Instruments – FPI), отвечающая за оперативные расходы, остаётся структурным подразделением Комиссии, но должна держать отчёт непосредственно перед Верховным представителем в его/её роли как первого заместителя председателя Комиссии. Служба должна поддерживать достижение целей внешней политики и политики безопасности ЕС в том виде, как они сформулированы в статье 21 ДЕС, в особенности в том, что касается обеспечения мира и предотвращения конфликтов, а также помогать проецировать интересы ЕС и его позитивный облик по всему миру.

Работая в тесной связке с Верховным представителем, ЕСВД и представительствами (посольствами) ЕС, она выполняет следующие задачи:

- исполнение бюджета ОВПБ;

- исполнение мер по реагированию на кризисы и их предотвращению, которые финансируются с помощью Инструмента по обеспечения стабильности и мира (ранее Инструмент по обеспечению стабильности – 2.3 млрд. евро на 2014–2020 гг., 339 млн. в 2016 г.);

- применение Инструмента партнёрства, предназначенного для продвижения стратегических интересов Евросоюза по всему миру (954.8 млн. евро в 2014–2020 гг., 126 млн. в 2016 г.), включая решение проблем по борьбе с изменением климата, энергетической безопасности, а также в поддержку внешнего измерения усилий ЕС по повышению своей конкурентоспособности и по развитию научных исследований;

- применение Инструмента по сотрудничеству с промышленно развитыми странами (в особенности в Северной Америке, Восточной Азии, Юго-Восточной Азии со странами Персидского Залива – имплементируется ежегодно в рамках многолетних региональных или страновых программ Европейской комиссии по сотрудничеству, в которых описываются проекты и указываются выделяемые на них средства);

- применение Европейского инструмента по демократии и правам человека для финансирования миссий по наблюдению за выборами в третьих странах (187 млн. евро в 2016 г.);

- подготовка и реализация предложений по санкциям (служба представляет Комиссию при обсуждении санкционных вопросов с государствами-членами в рамках Рабочей группы советников по иностранным делам (RELEX Counsellors) и готовит проекты регламентов по санкциям, которые принимает затем Совет ЕС;

- обеспечение представительства Комиссии в «процессе Кимберли»;

- работа по предотвращению торговли товарами, которые могли бы быть использованы для проведения смертной казни или для пыток (Служба готовит делегированные акты Комиссии – например, по спискам таких товаров).

В области торговой политики, где Комиссия ответственна за выработку мандата на ведение международных торговых переговоров и за ведение самих переговоров (конечно, такие мандаты, как и сами торговые соглашения, подлежат одобрению в Совете и ЕП), укреплению её позиций способствовала передача в сферу исключительной компетенции Союза некоторых вопросов (ранее они относились к смешанной компетенции Союза и государств-членов).Сохранилась координирующая роль ЕК по внешним аспектам внутренних политик (экология, транспорт, юстиция и правосудие), а также в отношении политики соседства, где ЕК отвечает за соответствующие программы. Уточним, что ОВПБ составляет лишь малую долю «широкой» внешней политики ЕС, которая к тому же всё больше пересекается с вопросами защиты прав человека, помощи развитию и гуманитарной помощи, в которых Комиссия тоже сохраняет свой контроль.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.