Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Либеральное направление. Славянофилы и западники



Либеральное направление

 

    Представители либерального направления подвергли критике теорию официальной народности.

Наибольшую известность получило выступление Петра Яковлевича Чаадаева, написавшего «Философические письма». П.Я. Чаадаев – участник Отечественной войны 1812 г., друг юности А.С. Пушкина. В своё время он был близок к декабристам, но в 1823 г. на несколько лет уехал в Западную Европу. В своих «Философических письмах» Чаадаев критиковал самодержавие, крепостничество и всю официальную идеологию. Первое письмо он опубликовал в журнале «Телескоп» в 1836 г. В этом письме Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России. По его мнению, Россия находилась в мёртвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта.

    Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор – Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали резкую критику образованных людей России, и в первую очередь А.С. Пушкина.

Славянофилы и западники

    На рубеже 30-40-х гг. XIX в. в либеральном направлении сложилось два идейных течения – западники и славянофилы.

    Славянофилы («славянолюбы») появились в России период царствования Николая I.

Основные представители славянофилов: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.

    Славянофилы были образованными людьми, прекрасно знали историю своего отечества.

Основные идеи славянофилов:

- Убеждены в особой самобытности пути развития России, которые они преувеличивали.

- Большое значение придавали крестьянской общине.

- Идеализировали историю Допетровской Руси, настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа. Отсюда выдвижение формулы «Сила власти – самодержавию, сила мнения – народу». Исходя из нее, славянофилы выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу.

- Славянофилы резко отрицательно относились к Петру I и его политике «европеизации»; по мнению славянофилов, реформы Петра I отклонили Россию с естественного пути развития.

- Единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие.

 

    Одновременно со славянофилами формировалось и другое общественное течение, представителей которого называли западниками.

Основные представители западников: писатели В.П. Боткин и И.С. Тургенев, историки, профессора Московского университета Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.

    Представители этого направления выступали и против «теории официальной народности», и против славянофилов.

Основные идеи западников:

- Россия должна идти тем же путём, что и западноевропейские страны; Они восхищались порядками в Англии и Франции, их общественное устройство они считали примером для России. Самодержавие должно быть ограничено парламентом по образцу Англии и Франции.

- Западники критиковали порядки в своей стране, возмущались крепостным правом, самоуправством чиновников, отсталостью экономического устройства. Они выступали за бурное развитие капитализма, установление буржуазных свобод.

- Западники противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее «соборности».

- Отрицали особую роль крестьянской общины и считали, что правительство навязало её народу для удобства управления и сбора налогов.

- Выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственный верный путь для успеха модернизации всего социально-политического строя России.

 

Вопросы Славянофилы Западники
Отношение к самодержавию За ограничение самодержавия За отмену или ограничение самодержавия
Отношение к крепостному праву За отмену крепостного права За отмену крепостного права
Способы преобразования общества Реформы Реформы или революция
Гос. устройство России в будущем Ограниченная монархия Парламентская республика или ограниченная монархия
Общественное устройство России в будущем Общество обладающих свободой подданных, зависимость крестьян от общины. Панславизм Бессословное общество, гражданские права и свобода личности
Общественные идеалы Православие, самодержавная и крестьянская Русь, допетровские порядки Западноевропейские буржуазные порядки, свобода слова, конституционный строй, против революции

 

    Панславизм – объединение славянских народов под эгидой русского царя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.