|
|||||||||||||||||||||||
Либеральное направление. Славянофилы и западникиЛиберальное направление
Представители либерального направления подвергли критике теорию официальной народности. Наибольшую известность получило выступление Петра Яковлевича Чаадаева, написавшего «Философические письма». П.Я. Чаадаев – участник Отечественной войны 1812 г., друг юности А.С. Пушкина. В своё время он был близок к декабристам, но в 1823 г. на несколько лет уехал в Западную Европу. В своих «Философических письмах» Чаадаев критиковал самодержавие, крепостничество и всю официальную идеологию. Первое письмо он опубликовал в журнале «Телескоп» в 1836 г. В этом письме Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России. По его мнению, Россия находилась в мёртвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор – Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали резкую критику образованных людей России, и в первую очередь А.С. Пушкина. Славянофилы и западники На рубеже 30-40-х гг. XIX в. в либеральном направлении сложилось два идейных течения – западники и славянофилы. Славянофилы («славянолюбы») появились в России период царствования Николая I. Основные представители славянофилов: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы были образованными людьми, прекрасно знали историю своего отечества. Основные идеи славянофилов: - Убеждены в особой самобытности пути развития России, которые они преувеличивали. - Большое значение придавали крестьянской общине. - Идеализировали историю Допетровской Руси, настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа. Отсюда выдвижение формулы «Сила власти – самодержавию, сила мнения – народу». Исходя из нее, славянофилы выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу. - Славянофилы резко отрицательно относились к Петру I и его политике «европеизации»; по мнению славянофилов, реформы Петра I отклонили Россию с естественного пути развития. - Единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие.
Одновременно со славянофилами формировалось и другое общественное течение, представителей которого называли западниками. Основные представители западников: писатели В.П. Боткин и И.С. Тургенев, историки, профессора Московского университета Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. Представители этого направления выступали и против «теории официальной народности», и против славянофилов. Основные идеи западников: - Россия должна идти тем же путём, что и западноевропейские страны; Они восхищались порядками в Англии и Франции, их общественное устройство они считали примером для России. Самодержавие должно быть ограничено парламентом по образцу Англии и Франции. - Западники критиковали порядки в своей стране, возмущались крепостным правом, самоуправством чиновников, отсталостью экономического устройства. Они выступали за бурное развитие капитализма, установление буржуазных свобод. - Западники противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее «соборности». - Отрицали особую роль крестьянской общины и считали, что правительство навязало её народу для удобства управления и сбора налогов. - Выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственный верный путь для успеха модернизации всего социально-политического строя России.
Панславизм – объединение славянских народов под эгидой русского царя.
|
|||||||||||||||||||||||
|