|
|||
Тема: «Общественная и духовная жизнь России первой половины XIX века»Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема: «Общественная и духовная жизнь России первой половины XIX века» Первая половина XIX в. стала временем зарождения и развития в России общественного движения. Это явление было связано с появлением значительного слоя образованных людей, добывавших себе средства существования умственным трудом (учителей, врачей, чиновников, инженеров, журналистов и т.д.). Как правило, они были выходцами из разных сословий (чинов) русского общества – дворянства, духовенства, мещанства, купечества, поэтому их называли разночинцами, а позднее – интеллигенцией. Образованные люди задумывались о путях развития России, о её истории, обсуждая на страницах газет и журналов насущные проблемы русского общества. Так среди них возникали группы, которые разделяли определённые взгляды. В общественном движении России второй четверти XIX в. выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и радикальное.
Консервативное направление
Поместное дворянство, чиновничество и духовенство выступали за сохранение существующих порядков, укрепление государственного аппарата, полиции и официальной церкви. Главным идеологом консервативного направления стал министр народного просвещения Сергей Семёнович Уваров. Он сформулировал теорию официальной народности – самодержавие, православие, народность. Самодержавие - единственно возможная форма правления в России. Православие – основа духовной жизни народа, православная церковь являлась опорой самодержавия. Народность – исторически сложившийся союз верховной власти (монарха) и общества; единство народа и царя. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до падения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляли отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. Необходимо сохранять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опора самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Основные представители: С.С. Уваров, К.М. Карамзин, профессора Московского университета - М.П. Погодин, С.П. Шевырев.
|
|||
|