|
|||
Задача-загадка. Мышление по правилам ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задача-загадка Ирине из четвертого класса рассказали такую историю: «Гена из соседней школы получает тройки, учится хуже Васи. А Вася хоть и много занимается, его оценки хуже, чем у Миши». Девочку спросили: «Как ты думаешь, какие отметки получает Миша?»— «Откуда мне знать, — ответили она, — ведь я с ним не учусь!» Когда же ее спросили: «Что это такое — над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет?», — она ответила сразу: «Это — бабочка». Интересно, что оба раза ребенку предлагали найти неизвестное. Но в одном случае нужны конкретные знания: как выглядит бабочка, что она делает и т.п. А в другом случае подробности не нужны: чтобы сделать вывод, достаточно того, что сказано в условии. Именно этим отличается задача от загадки. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Так, если сообщается, что один какой-то предмет больше другого, который, в свою очередь, больше третьего, ясно, что первый больше третьего. Если бы наша Ира знала это правило, то, даже не учась вместе с Мишей, смогла бы сказать, что он отличник. Мышление по правилам Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе решения математических, грамматических, физических, химических и многих других задач, решаемых в школе. Поэтому, если оно развито так, как у Иры, то обучение в средних классах будет малоуспешным, тягостным и мучительным. Тренируемся в умозаключениях Однако этого можно избежать, если заняться тренировкой логического мышления. Книга содержит обширный материал — 800 логических задач разного рода и разной сложности. Так, детям 6-8-и лет адресованы 144 самые простые задачи, Практика проведения развивающих занятий показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях. Оцениваем развитие Вместе с тем задачи, представленные в книге, можно использовать и для того, чтобы оценить, проверить уровень умственного развития. Условные нормы для детей разного возраста даны и разделе «Как оценить умение делать выводы?». Кроме того, решение этих задач полезно еще и как тренировка для выполнения заданий любых интеллектуальных тестов, поскольку в них логические задачи занимают центральное место. Это существенно облегчит ребенку поступление в начальные классы, обучение в средних и старших классах. Понятно, также и то, что освоение элементарных логических задач вообще необходимо для полноценной подготовки ребенка к школе. Развлекаемся и соревнуемся Важно подчеркнуть, что решение логических задач можно рассматривать и как развлечение, такое же, как, например, решение кроссвордов. Это может быть «соревнование» с самим собой, если, например, поставить цель решать каждую последующую задачу быстрее, чем предыдущую, или просто пытаться справиться с 10-ю задачами за 20 минут. Очень увлекательны соревнования друг с другом. Тогда победит либо тот, кто больше задач успеет решить за определенное время, либо тот, кто быстрее решит определенное количество задач. В целом отметим, что любое решение логических задач — и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях — полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний. Точное рассуждение — условие успеха Известно, что способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить или рассудить спорящих. Ведь, опираясь именно на логическое следование мыслей, на преемственность их понятийного содержания, а не на собственное желание или на возникшее неожиданно предпочтение, врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, судья выносит законный, аргументированный приговор, критик справедливо, беспристрастно и объективно оценивает фильм или спектакль. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, способными вырабатывать верные пути лечения, толковыми юристами, склонными к глубокому анализу всех фактов, имеющихся в распоряжении следствия, честными критиками, умеющими разобраться в сути авторского подхода, в содержании законов, по которым он творит, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
ИГРАЕМ С СУЖДЕНИЯМИ Решаем и забавляемся Известно, что шахматные задачи можно решать ради вознаграждения— тогда это будет своеобразным видом заработка. Иногда их решают с целью научиться взаимодействию тех или иных конкретных фигур. Но можно решать шахматные задачи и просто для удовольствия, когда человек увлекается самим процессом размышления над тем, как поставить мат за два хода. В последнем случае — это развлечение, забава, игра, т.е. такое занятие, которое человек и начинает по собственному желанию, и может закончить, когда хочет. Подобно этому решение логических задач также можно считать игрой. И если в шахматных задачах человек играет с фигурами, перемещая их по соответствующим правилам, то при решении логических задач он «играет» с суждениями, располагая их в последовательности по определенным правилам. Различие суждений и правил их последовательности позволило разработать ряд логических игр, содержание которых детально разбирается в разделе «Основные югические игры». Игры, задачи Перечислим эти игры и укажем задачи, которые решаются на основе их правил. Игра «У кого что?» По ее правилам решаются задачи только одного уровня сложности — из раздела «Самые простые задачи»: №№ 1, 7, 13, 19,... 121, 127, 133, 139. Игра «Так же, как ...». По ее правилам решаются задачи всех ровней сложности. В разделе «Самые простые задачи»: №№ 2, 8, 14, 20, ... 122, 128, 134, 140. В разделе «Простые задачи»: №№ 2, 12, 22, 32, ... 202, 212, 222, 232. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 2, 12, 22, 32, ... 202, 212, 222, 232. В разделе «Сложные задачи»: №№ 2, 10, 18, 26, ... 162, 170, 178, 186. Игра «Меньше малого». По ее правилам решаются задачи всех уровней сложности. В разделе «Самыепростые задачи»: №№ 3, 9, 15, 21,... 123, 120, 135, 141. В разделе «Простые задачи»: №№ 3, 13, 23, 33, ... 203, 213, 223, 233. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 3, 13, 23, 33, ... 203, 213, 223, 233. В разделе «Сложные задачи»: №№ 3, 11, 19, 27, ... 163, 171, 179, 187. Игра «Что подходит?». По ее правилам решаются задачи только одного уровня сложности — из раздела «Самые простые шдичи»: №№ 4, 10, 16, 22, ... 124, 130, 136, 142. Игра «Дочь, дядя». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Самые простые задачи»: №№ 5, 11, 17, 23, ... 125, 131, 137, 143. В разделе «Простые задачи»: №№ 5, 15, 25, 35, ... 205, 215, 225, 235. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 5, 15, 25, 35, ... 205, 215, 225, 235. Игра «До — после, вверх — вниз». По ее правилам решаются задачи только одного уровня сложности — из раздела «Самые простые задачи»: №№ 6, 12, 18, 24, ... 126, 132, 138, 144. Игра «Двое и разные». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 1, 11, 21, 31, ... 201,211, 221, 231. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 1, 11, 21, 31, ... 201, 211, 221, 231. В разделе «Сложные задачи»: №№ 1, 9, 17,25, ... 161, 169, 177, 185. Игра «Первая — одинаковая». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 4, 14, 24, 34, ... 204, 214,224, 234. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 4, 14, 24, 34, ... 204, 214, 224, 234. В разделе «Сложные задачи»: №№ 4, 12, 20, 28, ... 164, 172, 180, 188. Игра «Старше, моложе». По ее правилам решаются задачи двух уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 6, 16, 26, 36, ... 206, 216, 226, 236. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 6, 16, 26, 36, ... 206, 216, 226, 236. Игра «Где — "и", где — "или"». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 7, 17, 27, 37, ... 207, 217, 227, 237. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 7, 17, 27, 37, ... 207, 217, 227, 237. В разделе «Сложные задачи»: №№ 5, 13, 21, 29, ... 165, 173, 181, 189. Игра «Столько же, сколько ...». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 8, 18, 28, 38, ... 208,218,228, 238. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 8, 18, 28, 38, ... 208, 218, 228, 238. В разделе «Сложные задачи»: №№ 6, 14, 22, 30, ... 166, 174, 182, 190. Игра «Левее, выше». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 9, 19, 29, 39, ... 209, 219,229, 239. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 9, 19, 29, 39, ... 209, 219, 229, 239. В разделе «Сложные задачи»: №№ 7, 15, 23, 31, ... 167, 175, 183, 191. Игра «То ли одно, то ли другое». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 10, 20, 30, 40, ... 200, 210, 220, 230, 240. В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 10, 20, 30, 40, ... 110, 220, 230, 240. В разделе «Сложные задачи»: №№ 8, 16, 24, 32, ... 168, 176, 184, 192. Однородные — разнородные С материалами любого раздела: «Самые простые задачи», «Простые задачи», «Задачи непростые и несложные», «Сложные задачи» — можно действовать по-разному. Так, некоторые дети просто решают задачи и проверяют результат по ответу — либо после решения каждой задачи, либо после решения нескольких. При этом возможны два подхода. Одни решают задачи по порядку из разных игр — разнородные. Другие — не по порядку, из одной и той же игры — однородные. Если посмотреть, в частности, на самые простые задачи, то к разнородным относятся, например, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, а к однородным — например, №№ 1, 7, 13, 19, 25 и так далее. Если же взять задачи из раздела «Задачи непростые и несложные», то к однородным будут относится такие, как, например, №№ 1, 11, 21, 31 и т.д. или 4, 14, 24, 34 и т.д. Различие этих подходов выступает достаточно отчетливо и САМЫЕ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ 1. Алик и Боря собирали марки: кто-то из них — английские, кто- а) Боря; б) Вова; в) Алик; г) Гена; д) Дима; е) Костя? 2. В слове «СОН» переставили буквы, и получилось слово «НСО». а) РИМ; б) РМИ; в) МРИ; г) МИР; д) ИРМ; е) ИМР? 3. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы а) Валя; б) Катя; в) Света; г) Аня; д) Вера; е) Лиза? 4. На одной странице нарисованы роза и ландыш. На другой — а) тюльпан; б) ландыш; в) крапива; г) роза; д) мимоза; е) сирень? 5. Андрей — сын Владимира. Кем является Владимир по отношению к Андрею: а) дядей; б) отцом; в) сыном; г) внуком; д) племянником; е) дедом? 6. Утро — вечер, зима — ?.. а) холод; б) весна; в) снег; г) лето; д) лыжи; е) санки. 7. Вера и Глаша пекли пирожки: кто-то из них — с капустой, кто- а) Маша; б) Глаша; в) Света; г) Вера; д) Инна; е) Лиза? 8. В слове «РАК» переставили букву, и получилось слово «АКР». а) УБЗ; б) БЗУ; в) ЗУБ; г) БУЗ; д) ЗБУ; е) УЗБ? 9. Гена влез на дерево выше, чем Данила. Кто залез не так высоко, а) Данила; б) Гена; в) Миша; г) Рома; д) Петя; е) Сева? 10. На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой — а) сапоги; б) туфли; в) шляпа; г) тапки; д) кепка; е) ботинки? 11. Евгения — сестра Екатерины. Кем приходится Екатерина Евгении: а) сестрой; б) матерью; в) дочерью; г) бабушкой; д) внучкой е) племянницей? 12. Веселый — грустный, тихо — ?. а) громко; б) темно; в) дети; г) в саду; д) светло; е) нешумно. 13. Леша и Вася играли в шашки. Кто-то из них выиграл два раза, а) четыре; б) пятъ; в) три; г) один; д) шесть; е) два? 14. В слове «ПОЛ» переставили буквы, и получилось слово «ОПЛ». а) ЛЕМ; б) ЛМЕ; в) ЕМЛ; г) ЕЛМ; д) МЕЛ; е) МЛЕ? 15. Тоня шла быстрее Веры, Надя шла долго, Ира — недолго. Кто и) Вера; б) Ира; в) Тоня; г) Надя; д) Света; е) Лиза? 16. На одной странице нарисованы морковь и свёкла. На другой — а) яблоко; б) слива; в) лимон; г) капуста; д) груша; е) персик? 17. Антон — брат Виктора. Игорь, Юра, Олег и Петя — друзья Виктора. Кто из них брат Антона: а) Виктор; б) Игорь; в) Юра; г) Олег; д) Петя; е) Сева? 18. Молчать — говорить, раньше — ?.. а) было; б) прежде; в) начало; г) всех; д) позже; е) времени. 19. Даша и Инна читали: кто-то из них — книгу, кто-то — журнал. а) Инна; б) Марина; в) Юля; г) Света; д) Даша; е) Глаша? 20. В слове «БАК» переставили буквы, и получилось слово «БКА». а) ВДИ; б) ДВИ; в) ДИВ; г) ИДВ; д) ВИД; е) ИВД? 21. У Юры загар темнее, чем у Дениса. У Вовы загар хороший, у а) у Юры; б) у Васи; в) у Вовы; г) у Димы; д) у Коли; г) у Дениса? 22. На одной странице нарисованы стул и стол. На другой — кресло, табурет, диван, шкаф, тахта и кастрюля. Что из нарисованного на а) диван; б) кастрюля; в) шкаф; г) тахта; д) кресло; е) табурет? 23. Зина — дочь Клавы. Лида — сестра Зины. Галя — сестра Клавы. а) Маша; б) Катя; в) Надя; г) Клава; д) Лида; г) Галя? 24. Вход — выход, въезд — ?.. а) выезд; б) заезд; в) отъезд; г) узкий; д) съезд; е) открыт. 25. Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то из них забивал маленькие гвозди, кто-то — большие. Гриша забивал большие гвозди. а) большие; б) маленъкие; в) прямые; г) кривые; д) длинные; е) ржавые? 26. В слове «ЖИР» переставили буквы, и получилось слово «РИЖ». а) ЛОГ; б) ЛГО; в) ГЛО; г) ГОЛ; д) ОЛГ; е) ОГЛ? 27. Зоя была более бережливой, чем Кира. Кто из них был менее а) Валя; б) Кира; в) Зоя; г) Нина; д) Даша; е) Надя? 28. На одной странице нарисованы яблоко и груша. На другой — а) морковь; б) слива; в) яблоко; г) груша; д) арбуз; е) дыня? 29. Георгий — дядя Иосифа. Кем приходится Иосиф Георгию: а) дедом; б) внуком; в) братом; г) отцом; д) дядей; е) племянником? 30. Много — мало, конец — ?.. а) обрыв; б) начало; в) всё; г) дела; д) закрытие; е) свет. 31. Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то из них — кур а) куртку; б) плащ; в) пальто; г) юбку; д) платье; е) накидку? 32. В слове «КРЯ» переставили буквы, и получилось слово «ЯРК». а) ИПЛ; б) ИЛП; в) ПИЛ; т) ЛИП; д) ЛПИ; е) ПЛИ? 33. Захар разговаривал вежливее, чем Костя. Кто разговаривал не так вежливо, как Захар: а) Захар; б) Вова; в) Гена; г) Дима; д) Костя; е) Витя? 34. На одной странице нарисованы плащ и пальто. На другой — а) куртка; б) сапоги; в) плащ; г) шуба; д) палъто; е) накидка? 35. Наталья — племянница Софьи. Кем приходится Софья Наталье: а) дочерью; б) тетей; в) сестрой; г) матеръю; д) бабушкой; е) племянницей? 36. Увеличить — уменьшить, прибавить — ?.. а) много; б) немного; в) что-то; г) добавить; д) дать; е) отнять. 37. Леня и Паша соревновались в беге. Кто-то из них одолел дистангцию за минуту, кто-то — за две. Юра пробежал за три минуты, Коля – за пять, Витя — за четыре, а Паша — за две. За сколько минут пробежал дистанцию Леня: а) семь; б) одна; в) пять; г) три; д) шесть; е) две. 38. В слове «МОРЕ» переставили буквы, и получилось слово а) РУЗГ; б) ОЗГУ; в) ГУЗР; г) РГУЗ; д) ЗУРГ; е) ЗГУР? 39. Лена готовила более вкусные блюда, чем Люся. Нина готовила а) Лена; б) Люся; в) Верат; г) Надя; д) Нина; е) Катя? 40. На одной странице нарисованы дерево с грушами и дерево с а) яблоня; б) дуб; в) сосна; г) ольха; д) ель; е) береза? 41. Женя — внук Коли. Миша не внук Коли. Вова не дед Жени. а) Игорь; б) Паша; в) Миша; г) Коля; д) Вова; е) Петя? 42. Большой — маленький, храбрец — ?.. а) герой; б) трус; в) пример; г) хитрец; д) смелый; е) быстрый. 43. Ася и Яна ели яблоки. У кого-то из них яблоки были кислыми, а) Катя; б) Яна; в) Лида; г) Ася; д) Светпа; е) Вера? 44. В слове «КАША» переставили буквы, и получилось слово а) ЗКУВ; б) ЗУКВ; в) ЗУВК; г) УВЗК; д) УКЗВ; е) ЗВКУ? 45. У Ильи репа посажена гуще, чем у Клима. Ваня посадил репу а) у Ильи; б) у Вани; в) у Миши; г) у Вовы; д) у Клима; е) у Юры? 46. На одной странице нарисованы фуражка и пилотка. На другой а) тюбетейка; б) пиджак; в) чалма; г) кепка; д) шапка; е) шлем? 47. Ольга — бабушка Тани. Света не внучка Ольги. Надя не бабушка Тани. Кто внучка Ольги: а) Света; б) Таня; в) Юля; г) Галя; д) Надя; е) Саня? 48. Всегда — никогда, везде — ?.. а) нигде; б) было; в) будет; г) всюду; д) есть; е) вокруг. 49. Алик и Вова пошли за грибами: кто-то из них набрал белых а) Игорь; б) Степа; в) Витя; г) Вова; д) Юра; е) Алик? 50. В слове «БУРЯ» переставили буквы, и получилось слово «БРУЯ». а) ГМОР; б) ГОМР; в) ГОРМ; т) ГМРО; д) РГМО; е) РОГМ? 51. Оксана веселее Тони. Кто печальнее Оксаны: а) Вера; б) Лиза; в) Тоня; г) Маша; д) Надя; е) Рая? 52. На одной странице нарисованы смородина и крыжовник. На другой — малина и апельсин. Что из нарисованного на второй странице а) малина; б) апелъсин; в) слива; г) груша; д) лимон; е) банан? 53. Год назад Дима был старше Стёпы. Кто старше сейчас: а) Гена; б) Вова; в) Стпепа; г) Дима; д) Игорь; е) Юра? 54. Строить — разрушать, умный — ?.. а) мыслит; б) верный; в) глупый; г) видит; д) думает; е) слышит. 55. Зое и Кате подарили кукол: кому-то из них досталась кукла с тёмными волосами, кому-то — со светлыми. Зоя не получила куклу с тёмными волосами. У кого оказалась кукла со светлыми волосами: а) у Сони; б) у Кати; в) у Зои; г) у Маши; д) у Веры; е) у Нади? 56. В слове «УБОР» переставили буквы, и получилось слово а) ГЕНС; б) ГНЕС; в) ГЕСН; г) ЕГСН; д) ЕГСН; е) НЕГС? 57. Семен нырнул глубже Эдика. Кто нырнул не так глубоко, как а) Юра; б) Вася; в) Игорь; г) Олег; д) Эдик; е) Фома? 58. На одной странице нарисованы трамвай и автобус. На другой — а) троллейбус; б) лыжи; в) велосипед; г) коньки; д) такси; е) лошадь? 59. Через год Варя будет моложе Аллы. Кто моложе сейчас: 60. Новое — старое, широкое — ?.. а) горло; б) место; в) узкое; г) шоссе; д) ущелье; е) озеро. 61. У Гриши и Егора были собаки: у одного — дворняжка, у другого - бульдог. У Паши была овчарка, у Степы — дог, у Миши — пудель, у Вити — лайка, у Егора — бульдог. Какая собака была у Гриши: а) дог; б) пудель; в) бульдог; г) лайка; д) овчарка; е) дворняжка? 62. В слове «СВЕТ» переставили буквы, и получилось слово «ЕВСТ». Такая же перестановка была сделана в слове «КИНО». Что получилось: а) НИОК; б) НОИК; в) НИКО; г) ОКИН; д) ОНИК; е) КНИО? 63. Поля плавает дольше, чем Ульяна. Ира плавает хорошо, Вера — а) Ира; б) Вера; в) Ульяна; г) Надя; д) Света; е) Инна? 64. На одной странице нарисованы камбала и карась. На другой — а) карп; б) попугай; в) воробей; г) чиж; д) сорока; е) орел? 65. Олег сейчас старше Сергея. Кто из них был моложе год назад: 66. Выигрыш — проигрыш, бросать — ?.. а) удочку; б) мяч; в) кидать; г) палку; д) ловитъ; е) швырять? 67. Дуня и Ира вязали: кто-то из них — шарф, кто-то — шапку. а) Дуня; б) Юля; в) Ира; г) Света; д) Катя; е) Надя? 68. В слове «КНУТ» переставили буквы, и получилось слово «КТУН». Такая же перестановка была сделана в слове «РОЗА». Что получилось: 69. Саша добрее Юры, Вова — выше, Костя — слабее, Витя — медлительнее. Кто из них не такой добрый, как Саша: а) Витя; б) Вова; в) Юра; г) Костя; г) Миша; е) Дима? 70. На одной странице нарисованы чашка и тарелка. На другой — а) стакан; б) блюдце; в) ложка; г) чашка; д) миска; е) кружка? 71. Лара сейчас моложе Люды. Кто из них будет старше через год: 72. Взять — отдать, мороз — ?.. а) холод; б) зима; в) лето; г) жара; д) занос; е) ночь. 73. Георгий и Емельян отгадывали загадки: кто-то из них — легкие, кто-то — трудные. Емельяну попались легкие загадки. Кому достались трудные загадки: а) Георгию; б) Василию; в) Емельяну; г) Петру; д) Борису; е) Сергею? 74. В слове «БАТОН» переставили буквы, и получилось слово «БОТАН». Такая же перестановка была сделана в слове «ШЕСТЬ». Что а) ШЕТСЬ; б) ШСЕТЬ; в) СЕТЬШ; г) ШТСЕЬ; д) ЕСТЫШ; е) СТЕШЬ? 75. Дина доверчивее, чем Глаша. Кто из них менее доверчив: 76. На одной странице нарисованы ворона и сорока. На другой —воро6ей и кролик. Кто из нарисованных на второй странице подходит а) воробей; б) кролик; в) синица; г) удав; д) голубь; е) медведь? 77. Сейчас Антон на 2 года старше Василия. На сколько он будет а) на 1 год; б) на 3; в) на 2; г) на 4; д) на б; е) на 5? 78. Война — мир, слышащий — ?.. а) голос; б) звук; в) шорох; г) глухой; д) зрячий; е) уши. 79. Лиза и Нюра принимали лекарство: кто-то из них — от гриппа, а) кашель; б) грипп; в) сыпь; т) ангину; д) простуду; е) зубы? 80. В слове «ШАЛУН» переставили буквы, и получилось слово «ШАУЛН». Такая же перестановка была сделана в слове «СМЕНА». Что получилось: а) СНЕМА; б) СНМЕА; в) СМЕАН; г) СЕАНМ; д) СНЕАМ; е) СМНЕА? 81. Артем здоровее Данилы. У кого не такое хорошее здоровье, а) у Вити; б) у Миши; в) у Данилы; г) у Кости; д) у Юры; е) у Гены? 82. На одной странице нарисованы пылесос и холодильник. На другой - ножницы и полотер. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой: и) полотер; б) щипцы; в) иголка; г) ножницы; д) нитки; е) чайник? 83. Сейчас Галина на 3 года моложе Евдокии. На сколько она была а) на 2 года; б) на 3 года; в) на 4 года; г) на I год; д) на 6 лет; е) на 5 лет? 84. Мягкий — жесткий, темно — ?.. а) свеча; б) ночь; в) денъ; г) вечер; д) светло; е) мрачно. 85. Миша и Рома плыли по реке: кто-то из них — на лодке, кто- а) Степа; б) Миша; в) Витя; г) Леня; д) Игоръ; е) Рома? 86. В слове «БУРАН» переставили буквы, и получилось слово «РУБАН». Такая же перестановка была сделана в слове «СКАЛА». Что а) АКАСЛ; б) АСАКЛ; в) АСКЛА; г) АКСЛА; д) АКЛСА; е) АЛКСА? 87. Даша рассказывает интереснее, чем Галя, Маша — хорошо, а) Ира; б) Лена; в) Света; г) Маша; д) Галя; е) Валя? 88. На одной странице нарисованы молоко и творог. На другой — а) торт; б) пирожное; в) печенье; г) сметана; д) сливки; е) мороженое? 89. Много лет назад Алексей был старше Ивана на 4 года. На сколько лет Иван окажется моложе Алексея, когда пройдет 2 года: а) на 1 год; б) на 2 года; в) на 3 года; г) на 4 года; д) на 5 лет; е) на 6 лет? 90. Сладкий — горький, черная — ?.. а) белая; б) светлая; в) краска; г) кисть; д) зависть; е) синяя. 91. Таня и Рая учились писать буквы. Кто-то из них выводил букву а) Катя; б) Соня; в) Таня; г) Лиза; д) Рая; е) Лара? 92. В слове «СМЕЛО» переставили буквы, и получилось слово «СМЕОЛ». Такая же перестановка была сделана в слове «БРЫСЬ». Что получилось: а) БЫРСЬ; б) БРЫЬС; в) БСЫРЬ; г) БЬЫРС; д) БЫСЬР; е) БЫРЬС? 93. Валентин стал известнее, чем Дима, Витя — спортивнее, Гена — а) Витя; б) Гена; в) Юра; г) Дима; д) Алик; е) Петя? 94. На одной странице нарисованы стул и табурет. На другой — скамейка, диван, шкаф и кресло. Какие из нарисованных на второй стра-предметов не подходят к первой: а) кресло; б) табурет; в) шкаф; г) скамейка; д) диван; е) стол? 95. Через год Юлия будет на 6 лет моложе Надежды. На сколько лет Надежда была старше Юлии в прошлом — 3 года назад: а) ни 1 год; б) на 2 года; в) на 3 года; г) на 4 года; д) на 5 лет; е) на 6 лет? 96. Вверх — вниз, справа — ?.. а) сбоку; б) хуже; в) видно; г) слева; д) лучше; е) слышно. 97. Андрей и Витя ловили рыбу. Один из них поймал карпа, другой – ерша. Витя выловил ерша. Кого поймал Андрей: а) ерша; б) щуку; в) карпа; г) карася; д) сазана; е) плотву? 98. В слове «МАСЛО» переставили буквы, и получилось слово «МЛСАО». Такая же перестановка была сделана в слове «СТЕНА». Что получилось: а) ТСЕАН; б) СЕАНТ; в) СТЕАН; г) САЕНТ; д) СНЕТА; е) СНЕАТ? 99. Лиза смеялась громче Маши. Кто из них смеялся тише: 100. На одной странице нарисованы ручка и фломастер. На другой тетрадь и карандаш. Какой из нарисованных на второй странице предметов не подходит к первой: а) скрепка; б) гвоздь; в) пенал; г) карандаш; д) тетрадь; е) кисть? 101. Захар старше Феди. Кто из них может быть сыном другого: 102. Волнение — спокойствие, нашел - ?.. а) гриб; б) время; в) деньги; г) билет; д) вынул; е) потерял. 103. Лена и Клава собирали ягоды: одна из них — малину, другая — смородину. Клава не собирала малину. Кто собирал смородину: а) Лара; б) Лена; в) Рая; г) Рита; д) Клава; е) Маша? 104. В слове «ДРОВА» переставили буквы, и получилось слово «ВРОДА». Такая же перестановка была сделана в слове «РОЛИК». Что получилось: а) ЛИОРК; б) ИРЛОК; в) ИЛРОК; г) ИОРЛК; д) ИОЛРК; е) ИЛОРК? 105. У Ильи лыжи короче, чем у Кости. У кого лыжи не такие короткие, как у Ильи: а) у Маши; б) у Коли; в) у Гены; г) у Вовы; д) у Кости; е) у Юры? 106. На одной странице нарисованы бутылка и банка. На другой — а) сковорода; б) флакон; в) блюдце; г) тарелка; д) миска; е) чашка? 107. Рита моложе Тони. Кто из них может быть матерью другой: 108. Хорошо — плохо, тяжело — ?.. а) нести; б) жить; в) трудно; г) легко; д) много; е) учить. 109. Костя и Федя завтракали: кто-то из них пил чай, кто-то — а) кофе; б) компот; в) кисель; г) чай; д) сок; е) какао? 110. В слове «ПАРОМ» переставили буквы, и получилось слово «АПРОМ». Такая же перестановка была сделана в слове «МОРОЗ». Что а) ОЗМОР; б) ОМЗОР; в) ОРМОЗ; г) ОЗРОМ; д) ОМРОЗ; е) ОРМОЗ? 111. У Лиды рисунки крупнее, чем у Маши, у Вали — лучше, у Кати — интереснее. У Нины рисунки — в альбоме, у Лены — в тетради. У кого рисунки мельче, чем у Лиды: а) у Юли; б) у Кати; в) у Нины; г) у Маши; д) у Лены; е) у Яны? 112. На одной странице нарисованы огурец и кабачок. На другой — а) клюква; б) голубика; в) лимон; г) слива; д) тыква; е) черника? 113. Коля — отец Бори. Кто из них моложе: а) Юра; б) Игорь; в) Петя; г) Коля; д) Боря; е) Витя? 114. Проснуться — заснуть, вспомнить — ?.. а) слова; б) песни; в) лицо; г) узнать; д) голос; е) забыть. 115. Поля и Таня отправляли письма: одна — в Киев, другая — в а) Рита; б) Поля; в) Соня; т) Маша; д) Таня; е) Рая? 116. В слове «КОФТА» переставили буквы, и получилось слово «АОФТК». Такая же перестановка была сделана в слове «НОСИК». Что получилось: а) КОСИН; б) КОНСИ; в) КОИСН; г) КНИОС; д) СНИКО; е) СКИНО? 117. Игорь связывал веревки крепче, чем Олег, Митя — внимательнее, Вова — чаще, Гена — реже, Дима — лучше. Юра — хуже. Кто связал веревки не так крепко, как Игорь: а) Вова; б) Гена; в) Дима; г) Митя; д) Олег; е) Юра? 118. На одной странице были нарисованы булка и плюшка. На другой - сухари, баранки, повидло, калач и батон. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой: а) баранки; б) сухари; в) калач; г) повидло; д) батон; е) ватрушка? 119. Вера — дочь Аси. Кто из них старше: а) Рита; б) Катя; в) Лера; г) Вера; д) Ася; е) Рая? 120. Хорошо — тепло, глубоко — ?.. а) на дне; б) в море; в) внизу; г) омут; д) мелко; е) в реке. 121. Вова и Юра поступили в школу: один — в математическую, а) Вова; б) Миша; в) Юра; г) Дима; д) Федя; е) Степан? 122. В слове «ВЕНИК» переставили буквы, и получилось слово «ВЕКИН». Такая же перестановка была сделана в слове «ЛОДКА». Что получилось. а) ЛОДАК; б) ЛАОДК; в) ЛКОДА; г) ЛОАДК; д) ЛДОАК; е) ЛОАКД? 123. Вова улыбался чаще, чем Юра. Кто из них улыбался реже: 124. На одной странице нарисованы пила и молоток. На другой — пила и бревно. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой: а) бревно; б) пила; в) доска; г) фанера; д) планка; е) дверь? 125. Костя — племянник Фомы. Боря — друг Фомы. Кто из них дядя Кости: а) Петя; б) Боря; в) Игоръ; г) Вова; д) Коля; е) Фома? 126. Чистый — грязный, мокро — ?.. а) вода; б) влажно; в) сухо; г) дождь; д) таять; е) снег. 127. Ира и Яна были в театре: одна — в субботу, другая — в воскресенье. Яна не была в театре в воскресенье. Кто был в театре в а) Юля; б) Вера; в) Ира; г) Люда; д) Нина; е) Яна? 128. В слове «ТУФЛЯ» переставили буквы, и получилось слово а) АОРЗГ; б) АЗОРГ; в) АР03Г; г) АГОЗР; д) АЗРОГ; е) АГЗРО? 129. Ульяна убиралась чище, чем Валя. Кто убирался не так чисто, а) Гена; б) Галя; в) Вера; г) Оля; д) Юля; е) Валя? 130. На одной странице нарисованы книга и газета. На другой — а) журнал; б) альбом; в) бланк; г) листовка; д) карта; е) телевизор? 131. Катя — тетя Жени. Рита — знакомая Жени. Кто из девочек — а) Женя; б) Рита; в) Инна; г) Вера; д) Надя; е) Люба? 132. Близкий — далекий, друг — ?.. а) верный; б) милый; в) ссора; г) дружба; д) война; е) враг. 133. Коля и Федя вышли из дома: кто-то из них надел фуражку, а) фуражку; б) шляпу; в) берет; г) кепку; д) шапку; е) капюшон? 134. В слове «ДУПЛО» переставили буквы, и получилось слово а) ТЛНОА; б) ЛТНАО; в) ТНОАЛ; г) ТЛАОН; д) ТНЛАО; е) ТНЛОА? 135. Глаша на фотографии сидит правее Лизы, Нина — выше, Катя — ниже, Надя — со щенком, Оля — с котенком. Кто сидит левее Глаши: а) Катя; б) Надя; в) Вера; г) Юля; г) Лиза; е) Оля? 136. На одной странице нарисованы фасоль и кукуруза. На другой — а) лисички; б) маслята; в) опята; г) рыжики; д) белые грибы; е) горох? 137. Миша — дед Сергея. Гриша — приятель Миши. Коля — друг Сергея. Кто из них внук Миши: а) Вова; б) Юра; в) Коля; г) Гриша; д) Петя; е) Сергей? 138. День — ночь, куда — ?.. а) откуда; б) туда; в) оттуда; г) идти; д) смотреть; е) ехать. 139. Аня и Юля мерили в магазине обувь: одна — босоножки, другая - туфли. Аня не мерила босоножки. Что мерила Юля: а) босоножки; б) тапки; в) ботинки; г) сапоги: д) сандалеты; е) туфли? 140. В слове «ВОЙНА» переставили буквы, и получилось слово а) РОСТП; б) РПОСТ; в) РОПСТ; г) РОПТС; д) СПРТО; е) СТРПО? 141. Миша строил дома прочнее, чем Толя, Коля — выше, Петя — а) Вова; б) Петя; в) Коля; г) Дима; д) Игорь; е) Толя? 142. На одной странице нарисованы скрипка и труба. На другой — рояль, гитара, домра, телефон, баян и горн. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой: а) телефон; б) горн; в) рояль; г) гитара; д) домра; е) баян? 143. Лиза — внучка Насти. Галя — подруга Лизы. Клава — подруга Насти. Кто из них бабушка Лизы: а) Рая; б) Надя; в) Галя; г) Маша; д) Клава; е) Настя? 144. Середина — край, закрыл — ?.. а) глаз; б) рот; в) убрал; г) открыл; д) снял; е) завесил. 145. Миша и Гена прыгали в высоту: один — на 160 см, другой — а) 140 см; б) 160 см; в) 170 см; г) 180 см; д) 190 см; е) 150 см? 146. В слове «ПЕНКА» переставили буквы, и получилось слово а) КРЕАТ; б) КРТЕА; в) КАЕРТ; г) КЕАТР; д) КТЕАР; е) КТАЕР? 147. Игорь затачивал карандаши острее, чем Миша, Ира — чаще, а) Ира; б) Нина; в) Коля; г) Федя; д) Миша; е) Юра? 148. На одной странице нарисованы сапоги и сандалеты. На другой — галстук, рубашка, пиджак, туфли, брюки, носки. Какие предметы а) носки; б) брюки; в) рубашка; г) пиджак; д) галстук; е) туфли? 149. Катя — сестра Вовы. Оля — подруга Кати. Ваня — брат Оли. а) Вова; б) Ваня; в) Миша; г) Сережа; д) Игорь; е) Олег? 150.
|
|||
|