Ход занятия.
Ход занятия.
Этапы и смысловые блоки занятия
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| I.Организационный момент. (1 минута)
| Отметка отсутствующих.
|
| II.Сообщение темы занятия, цели и задачи, мотивация учебной деятельности учащихся.
(3 минуты)
| Слайд 1
Охранять природу — Значит охранять Родину.
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пришвина.
Он писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
Сегодня мы продолжим знакомство с особо охраняемыми природными территориями России и познакомимся с ними поближе.
Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники - Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).
В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.
Итак, приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемымприродным территориям.
Слайд 2
|
| III. Введение новых знаний, воспроизведение ранее полученных знаний. (6 минут)
| Что значит особо охраняемая территория?
Слайд 3
(Охраняемая природная территории и акватории – это)
Какие существуют виды охраняемых территорий?
Слайд 4
(Виды ООПТ)
Вам было задано найти информацию про виды охраняемых территорий и их функции.
Мы с вами поделились на группы, перед каждой группой лежат задания.
Ваша задача ответить на вопросы про охраняемые территории.
Задание: 1 группе.
1. что такое заповедник. Сколько их в России?
2. Для каких целей их создали.
| Отвечают на вопрос.
Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности.
Отвечают.
Заповедники, заказники, национальные парки.
Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека. 101 заповедник фед. значения.
|
Задание: 2 группе.
1. что такое заказник? Сколько их в России?
2. Чем отличаются заказники от заповедника?
| На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.. 68 федеральных заказников
|
| Задание: 3 группе.
1. Что такое национальные парки. Сколько их в России?
2. Чем отличается национальный парк
| Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма. В России - нац. парков 35
| III. Введение новых знаний, воспроизведение ранее полученных знаний.
(3 минуты)
| Слайд 5 (Определения заповедников, заказников, национальных парков)
Мы с вами познакомились с 3 основными видами охраняемых территорий. Давайте сравним их функции.
Обобщение:
Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
Слайд 6 (Выводы)
|
Сравнение функций 3 основных охраняемых территорий.
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
| III. Введение новых знаний, воспроизведение ранее полученных знаний.
(3 минут)
| Также я вас просила найти информацию про ЮНЕСКО. Кто расскажет, что же это за всемирная организация и чем она занимается? Слайд 7 (ЮНЕСКО)
В ЮНЕСКО существует несколько программ, такие как:
(Слайд 8)
«Человек и биосфера» (Основными целями программы является определение экологических, социальных и экономических последствий от потери биоразнообразия, а также сокращение таких потерь);
«Нематериальное культурное наследие» (В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите нематериального культурного наследия. Такое название получили устные традиции, традиционные музыка, танцы, ритуалы и фестивали, ремёсла);
«Память мира» (Программа Память мира, призванная защитить документальное наследие, была основана в 1992 году. Программа призвана охранять документальное наследие, исторические документы, архивы и т. д., оказывать помощь в доступе к информации, привлекать всеобщее внимание к значимости существующих объектов);
И программа «Всемирное наследие»
В 1972 года ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 году. С 1977 года ежегодно Комитет Всемирного наследия проводит сессии, на которых определяются объекты программы — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.
Главная цель списка Всемирного наследия - сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Шесть первых критериев действуют с 1978 года и определяют культурные объекты, природные объекты включаются в список с 2002 года, когда дополнительно появилось четыре природных критерия включения. С 2005 года все 10 критериев объединены в единый список.
| Рассказывают про ЮНЕСКО:
ЮНЕСКО (от англ. UNESCO - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) -специализированное учреждениеОрганизации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Цели, декларируемые организацией, - содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры;
обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в УставеОрганизации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии
| III. Введение новых знаний, воспроизведение ранее полученных знаний.
(18 минут)
| - Мы познакомились с организацией ЮНЕСКО, её функциями.
- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний закрепить уже полученные знания - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам.
- Побудем с вами маленькими экспертами ЮНЕСКО.
Перед вами лежат папки с особо охраняемыми территориями и краткой информацией о них, также в папке лежат критерии ЮНЕСКО.
Ваша задача:
- Ознакомиться с культурными и природными памятниками (их расположением на территории России, их уникальностью и т. д.)
- Выбрать один, наиболее понравившийся
- Изучить критерии ЮНЕСКО
- Подготовить аргументированную резолюцию от лица своей команды, почему именно этот памятник необходимо включить в список ЮНЕСКО и защищать.
Слайд 9 (критерии ЮНЕСКО)
| Готовят резолюцию ЮНЕСКО по своему памятнику и защищают её
Выступления групп сопровождаются слайдовым иллюстрированием
| IV. Закрепление
(6 минут)
| Подведение итогов занятия.
Мы с вами сегодня проделали огромную работу. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Какие навыки приобрели?
Слайд 10 (Рефлексия)
(Если останется время)
Для закрепления наших знаний о памятниках природы и заповедниках, давайте повторим их местоположение на карте.
Слайд 11 (карта России)
Я называю памятник культуры или природы, а вы показываете его на карте.
| Познакомились с особо охраняемыми территориями России, их видами. Узнали, чем они отличаются друг от друга.
Даже побыли небольшими экспертами ЮНЕСКО.
|
|