|
|||
Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 2.Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 2. Конфликт величественного исторического замысла «державца полумира» и «маленького человека» (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник») | |||
Вступление. Историческая тема всегда была близка А.С. Пушкину. Этой теме посвящены такие произведения автора, как трагедия «Борис Годунов», поэма «Полтава», роман «Капитанская дочка». Художественное осмысление личности и деяний Петра Великого, начатое в поэме «Полтава», было продолжено в незавершенном романе «Арап Петра Великого» и в поэме «Медный всадник». Над поэмой «Медный всадник» Пушкин работал в период второй Болдинской осени 1833 года. Основой сюжета произведения стали трагические события наводнения, постигшего жителей северной столицы в ноябре 1824 года. Но автор увидел в этой природной катастрофе глубокий социально-философский конфликт: историческую противоположность интересов частного, «маленького человека» великим интересам «державца полумира» и государства, созданного им. | |||
Основная часть. Первый тезис. Вступление к поэме - образ и замыслы Петра Великого. Автор дает и внутренний монолог государя, словно рисующего картину будущей великолепной столицы новой империи, и описывает блеск и державную мощь воплощенного замысла. Авторское отношение к великому преобразователю и его деянию. | Основная часть. Второй тезис. «Бедный Евгений» - образ «маленького человека», судьба которого была сокрушена трагическими событиями наводнения. Все душевные силы этого героя были отданы бедной девушке из петербургского предместья. Понимая, что она и ее матушка подвергаются страшной опасности и могут погибнуть, Евгений прилагает все возможные усилия, чтобы добраться до ветхого домика вдовы и спасти их. Разум Евгения помутился, когда он понял, что его возлюбленная, «его мечта, его Параша» погибла. «Маленький человек» не обвиняет природную стихию, а видит виновника своей трагедии в том, чьей волей основался город, чьи великие замыслы и свершения привели к гибели невинных людей. | Основная часть. Третий тезис. Кульминацией развития конфликта «маленького человека» и «державца полумира» является эпизод бунта безумного Евгения против основателя столицы. Евгений видит своего врага и противника в «кумире на бронзовом коне», в «Медном всаднике». Реплика и жест героя (цитирование). Безумец, обвиняющий государя и угрожающий ему, наказан: «медный всадник» преследует несчастного, не давая ему покоя. Изображение преследования построено на выразительных средствах поэтического языка (цитирование и объяснение, комментирование). В этом эпизоде символически выражена мысль автора о непримиримости интересов «маленького человека» и интересов великого преобразователя государства. Масштабы замыслов и свершений великого реформатора и созидателя не учитывают жизненные интересы таких обычных людей, как «бедный Евгений». Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник» трагична, она овеяна сочувствием и состраданием автора. | |
Заключение. Однозначно ответить на вопрос о том, на чьей стороне Пушкин в этом конфликте, невозможно. Автор повествует о страданиях и безвестной смерти безумного Евгения с явным состраданием и сочувствием (цитата из финала поэмы). Но и величие государства, по мысли автора, является безусловной ценностью. Эта мысль явно звучит в гимнической части Вступления к поэме. Пушкин, осмысливая конфликт государства и частного человека, видит непреложную историческую правду: их взаимоотношения трагичны. Но пути разрешения конфликта должны быть, по убеждению поэта, гуманистическими. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|