Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В масштабе 1/32



В масштабе 1/32

Hobby Boss, каталожный номер 83201 (на колесном шасси),83202 – на лыжном шасси;

 

В масштабе 1/33 -выпускалась модель из бумаги, производитель «Бумажное моделирование», каталожный номер - 126;

 

В масштабе 1/48:

Accurate Miniatures, каталожный номер 3408 – колесное шасси, 3409 и 85009 лыжное шасси, год издания - 1997 г.;

Hasegawa, каталожный номер SN 85008, перепак Accurate Miniatures, год издания – после 1997 г.;

Academy, каталожный номер 12286, перепак Accurate Miniatures, лыжный вариант шасси, год издания –2012 г.;

Revell, каталожный номер 03932, перепак Accurate Miniatures, год издания –2017 г.;

 

В масштабе 1/72:

Academy, каталожный номер АС12417;

Eastern Express, каталожный номер 72214;

Smer, каталожный номер 0865;

Modelist, каталожный номер 207238;

 

и это, далеко не полный перечень…

 

Звезда разработала совершенно новую модель.

 

 

Рис.2. Проекции Ил-2 с пушками ВЯ-23 (Ил-2 образца 1941 года)

Итак, приступаем к обзору самой модели.  Сверху коробка закрывается крышкой из картона с рисунками и описанием прототипа самолета. На лицевой крышки коробки изображен пара Ил-2 атакующий фашистский конвой в Балтийском море. На переднем плане Ил-2 с бортовым номером 10 белая входивший в состав 57 Пикировочного-штурмового авиаполка авиации ВМФ 8 бомбардировочной бригады ВВС Балтийского флота. Большими буквами на лицевой стороне коробки указано, что в коробке сборная модель советского штурмовика Ил-2 выполненная в масштабе 1/48, производителем «Звезда», каталожный номер 4825.

 

 

Рис.3 Обратная сторона коробки

 

 

Обратная сторона коробки содержит краткую информацию об Ил-2 на русском языке. Вышеуказанная информация дублируется на английском. Из надписей на голубом фоне можно узнать, что модель выполнена в масштабе 1/48, содержит 283 детали и ошибочно нанесенный размер собранной модели в длину 30,5 см. (Модель в собранном виде, исходя из длины реального ИЛ-2 - 11,60 м будет в 48 масштабе иметь длину 24,17 см.)

Большую часть задней крышки коробки занимают 4 фотографии собранной модели  в варианте - красочно показанном на лицевой стороне коробки. Самая большая фотография – вид модели в ракурсе спереди – сбоку - сверху. Модель окрашена двухцветным стандартным камуфляжем состоящего из защитного и черного цветов. В кабине штурмовика – фигура пилота. На поверхности на которой стоит модель,  рядом с передней кромкой левой плоскости, расположены 4 направляющих с реактивными снарядами «РС-132». На следующих трех снимках изображено:

- нижняя часть центроплана и отъемных частей крыла. На нижней поверхности центроплана находятся 4 бомбоотсека с размещенными в них бомбами «ФАБ-100», рядом с бомбоотсеками ниши основных стоек шасси с выпушенными стойками, крышки люка, закрывающие пушки ШВАК и по 2 направляющих на каждой плоскости (из четырех направляющих на каждой плоскости) с реактивными снарядами «РС-82»;

- кабина летчика. Сдвижная часть фонаря открыта, в кабине крупным планом дана фигура летчика;

- крупный план левой основной стойки шасси, с подкосами стоек. Рядом со стойкой  четыре направляющих с реактивными снарядами «РС-82».

 В модели Производитель дает 4 варианта прототипов: самый ранний – ноябрь 1941 года – бортовой номер 10 белая; самый поздний – зима 1942 – 1943 годов - бортовой номер 6 серебристая.

Из набора модели можно собрать большинствоодноместных Ил-2, начиная с выпуска с июля-августа 1941 года (момент перестановки оружия когда пушки, из-за введения ВЯ, перенесли на наружные места, а ШКАСы внутрь), по весну-лето 42-го (до введения деревянных консолей, хотя все периоды очень условные из-за выработки заделов и фактического наличия заготовок), а для завода Ил-2 постройки 18-го завода - вплоть до перехода на 2-х местные Ил-2. Из данного набора, путем нанесения заклепочных швов на хвостовую часть фюзеляжа и размещения пулеметов ШКАС (от продольной оси самолета), за пушками и добавления посадочной фары на правой плоскости можно собрать самые первые довоенные серийные образцы Ил-2.

Учитывая многообразие вариантов Ил-2 которые можно собрать, 4 варианта окраски в модели, предлагаю более детально ознакомиться с прототипами, послужившими основой предложенных вариантов. Свои умозаключения я буду делать на основе сайта «sovietwarplanes.com», автор Massimo Tessitori. Варианты Ил-2 я буду рассматривать не по порядку присвоенному Производителем, а по времени действия конкретного борта на фронтах Великой Отечественной войны.

 

Вариант №1 - Ил-2 с бортовым номером 10 белая входивший в состав 57 Пикировочного-штурмового авиаполка авиации ВМФ 8 бомбардировочной бригады ВВС Балтийского флота, ноябрь 1941 года.

На данном борту воевал будущий дважды Герой Советского Союза (второй раз - посмертно): Нельсон Георгиевич Степанян — советский лётчик штурмовой авиации,  на момент гибели - гвардии подполковник. Совершил 259 боевых вылетов; потопил лично 13 вражеских судов и несколько — в группе, уничтожил 80 танков, 600 автомашин, 27 самолётов.

 

Борт построен Воронежским авиазаводом №18 примерно в сентябре 1941 года. У него деревянный фюзеляж, необычно большие красные звезды с белыми очертаниями и резкий камуфляж с горизонтальной полосой на хвосте. Камуфляж отличен от камуфляжа предлагаемого Производителем. Установлены пушки ШВАК. Установлена внешняя весовая компенсация шарнирного момента элеронов с размещением грузов рядом с передней кромкой крыла, установлены весовые балансиры на средних узлах навески элеронов. Сдвижная часть фонаря раннего типа (отсутствует броневая накладка на верхней части). Задняя часть фонаря состоит из 3 прозрачных панелей соединенных заклепками. За креслом пилота установлена не бронеспинка, а широкое армированное стекло.

В связи с изложенным, по моему мнению, на данном типе должны стоять:

Сдвижная часть фонаря – деталь С11, а не С9 указанная Производителем;

Задняя часть фонаря – С2;

За креслом пилота, между баком деталь С4 (армированное стекло);

Задняя верхняя часть бронекорпуса, закрывающая топливный бак – деталь Е12;

Весовые балансиры - детали D1(на законцовках крыла)  и D13 – на средних узлах навески элеронов;

Пушки ШВАК – детали D7;

Люки на нижней поверхности крыла дающие доступ к пушкам - D17, D18

 

 

рис. 4 Борт 10 белая

 

Вариант №3 - Ил-2 с бортовым номером 25 белая входивший в состав 7 Гвардейского штурмового авиаполка ВВС РККА, Южный фронт, аэродром Шахты, июнь-июль 1942 года.

На данном борту воевал будущий Герой Советского Союза Остапенко Иван Петрович – командир авиационной эскадрильи 7-го гвардейского Севастопольского ордена Ленина штурмового авиационного полка 230-й Кубанской Краснознаменной ордена Суворова штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

 О гвардии капитане Остапенко И.П. можно прочитать здесь: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=14098

Данный борт построен заводом 18, что узнаваемо по белым очертаниям звезд. На правом плоскости крыла сверху продублирован номер 25. Самолет выглядит изношенным и подвергается значительному перекрашиванию, в том числе в более светлый оттенок, вероятно зеленого, который выглядит добавленным; Контраст между зеленым и черным на стабилизаторе и руле направления выглядит скудным.

На данном борту установлены пушки ВЯ-23. Установлена внешняя весовая компенсация элеронов с размещением грузов рядом с передней кромкой крыла. Отсутствуют весовые балансиры на шарнирах элеронов. Сдвижная часть фонаря позднего типа (с броневой накладка на верхней части). Задняя часть фонаря состоит из 2 прозрачных панелей соединенных между собой броней. Вместо широкого армированного стекла за креслом пилота установлена бронеспинка с прозрачными вставками для сохранения летчику обзора назад.

В связи с изложенным, по моему мнению, на данном типе должны стоять:

Сдвижная часть фонаря – деталь С9;Задняя часть фонаря – С3;

За креслом пилота, бронеспинка – деталь С5;

Задняя верхняя часть бронекорпуса, закрывающая топливный бак – деталь Е11;

Весовые балансиры - детали D1- на законцовках крыла;

Пушки ВЯ – детали D4;

Люки на нижней поверхности крыла дающие доступ к пушкам – D20, D29

 

Рис.5 Борт 25 белый

Вариант №4 - Ил-2 с бортовым номером 5 белая входивший в состав 800-го штурмового авиаполка 292 штурмовой авиадивизии 1 штурмового авиакорпуса ВВС РККА, Южный фронт, аэродром Андриаполь, ноябрь-декабрь 1942 года. (Белая стрелка характерна для 800-го ШАП).

Данный Ил-2 был сбит 3 декабря 1942 года в районе н.п. Логня-Чолм в 1942 году. Данным бортом управлял сержант Пензин Константин Васильевич. О летчике Пензине К.В. можно прочитать тут:

http://zarodinu.info/144gshap/lichnyi-sostav/p/p_297.html

На данном борту установлены пушки ВЯ-23. Установлена внешняя весовая компенсация элеронов с размещением грузов рядом с передней кромкой крыла. Отсутствуют весовые балансиры на шарнирах элеронов. Сдвижная часть фонаря позднего типа (с броневой накладка на верхней части). Задняя часть фонаря состоит из 2 прозрачных панелей соединенных между собой броней. За креслом пилота установлена бронеспинка с прозрачными вставками для сохранения летчику обзора назад.

В связи с изложенным, по моему мнению, на данном типе должны стоять:

Сдвижная часть фонаря – деталь С9; Задняя часть фонаря – С3;

За креслом пилота, бронеспинка – деталь С5;

Задняя верхняя часть бронекорпуса, закрывающая топливный бак – деталь Е11;

Весовые балансиры - детали D1- на законцовках крыла;

Пушки ВЯ – детали D4;

Люки на нижней поверхности крыла дающие доступ к пушкам – D20, D29

 

 

Рис.6 Борт 5 белая

 

Вариант №2 - Ил-2 с бортовым номером 6 серебристая входивший в состав 504го штурмового авиаполка 226 штурмовой авиадивизии 8 воздушной армии ВВС РККА, Южный фронт, Сталинградский фронт, зима 1942-1943 года. (504 ШАП - с 18 марта 1943 г. переименован в 74. ГШАП - гвардейский штурмовой авиационный полк)

Данный борт пилотировал будущий Герой Советского Союза старший лейтенант Алексей Иванович Бородин. О Герое Советского Союза Бородине А.И. можно прочитать здесь:

http://allaces.ru/p/people.php?id=6257

На данном борту установлены пушки ВЯ-23. Установлена внешняя весовая компенсация элеронов с размещением грузов рядом с передней кромкой крыла. Отсутствуют весовые балансиры на шарнирах элеронов. Установлен противопыльный фильтр, устанавливаемый во всасывающем двигателя, размещенном в носке крыла правой плоскости. Сдвижная часть фонаря позднего типа. Задняя часть фонаря состоит из 2 прозрачных панелей соединенных между собой броней. За креслом пилота установлена бронеспинка с прозрачными вставками для сохранения летчику обзора назад.

В связи с изложенным, по моему мнению, на данном типе должны стоять:

Сдвижная часть фонаря – деталь С9; Задняя часть фонаря – С3;

За креслом пилота, бронеспинка – деталь С5;

Задняя верхняя часть бронекорпуса, закрывающая топливный бак – деталь Е11;

Весовые балансиры - детали D1- на законцовках крыла;

Пушки ВЯ – детали D4;

Люки на нижней поверхности крыла дающие доступ к пушкам – D20, D29

Противопыльный фильтр – детали В20,В21, В63 (данные детали в инструкции не указаны, но на литнике «В» присутствуют)

Ил-2 в первые годы Великой Отечественной войны часто маскировались (частично или полностью) белой смывающейся краской МК-7. Данный борт представлен именно в таком варианте.

 

 

Рис.7 Борт 6 серебристая

 

 

Продолжаем обзор модели: снимаем крышку и открываем коробку. В коробке находится инструкция по сборке модели на 14 страницах, 1 лист декали, 5 рамок с деталями из пластика (рамка «А», «В», «D», «Е» «F»), одна рамка с деталями из прозрачного пластика (рамка «С»).

Всего 283 детали различного размера (много повторяющихся: бомбы, реактивные снаряды, направляющие для реактивных снарядов), есть детали которые в наборе не используются но предполагается, что будут использованы при выпуске других модификаций Ила.

 

Декали производства Производителя нанесены на тонкую подложку. Отлично читаемые, смещение цветов отсутствует. Тонкая глянцевая несущая пленка обрезана рядом с областями печати. Наклейки на приборной доске также очень четкие. Декали, помимо бортовых номеров дают технические (эксплуатационные) надписи. Схема расположения технических надписей приведена в инструкции с отличиями для каждого борта.

 

 

Рис.8. Декали

 

Рис.9. Рамки «А» (лицевая сторона)

 

 

Рис.10. Рамки «А» (обратная сторона)

 

Рис.11. Рамка «В»

 

Рис.11.1 Рамка «В» (обратная сторона)

 

Рис.12. Рамка «С»

 

Рис.13 Рамка «D»

 

Рис.13.1 Рамка «D» (обратная сторона)

 

 

Рис.14 Рамки «Е» и «F»

 

 

 

Рис.14.1 Рамки «Е» и «F» (обратная сторона)

 

Определившись с выбором прототипа для постройки приступаем к сборке модели. Модель в собранном виде, исходя из 48 масштаба будет иметь длину около 24,2 см, размах крыла около 30,4см.

Начинать сборку модели Производитель предлагает с высоко детализированного двигателя АМ-38. Сборка двигателя, как и всей модели будет по-узловая.

 

Двигатель собирается из (далее наименование деталей взято из книги «Авиационные моторы АМ-38 и АМ-38Ф» Авторство – Ордена Ленина завод им.М.В. Фрунзе. Москва, Оборонгиз-1944») картера ( детали F2, F3, и капюшона редуктора - F13) (далее слово «деталь» в наименования детали заменяется на ее название), нижнего картера (F11) с установленным на нем водомасленным агрегатом (F23) двух блоков цилиндров (F7+F4 и F5+F6) с  установленными на них крышками головок блока цилиндров (F1) После сбора картера и блоков цилиндра к двигателю в задней части присоединяются корпус с компрессором АК-50 и

Рис.15 Этапы сборки двигателя

 

корпуса распределителя воздуха (F17). За ним на заднюю часть двигателя устанавливается приводной центробежный невыключающийся нагнетатель с коллектором (F18+F20 и F12). На передней части картера, под капюшоном редуктора устанавливается пневмостартер (F24), на верхней части капюшона – трубопроводы воздушной системы (F14).

 

 

Завершает сборку двигателя установка:

-всасываюющих патрубков ( F15, F16) на коллектор нагнетателя с последующим подсоединением к соответствующим блокам цилиндров;

- расширительного бочка системы водяного охлаждения (10+ F19) на переднюю верхнюю часть капюшона редуктора.

Собранный двигатель на модели высоко детализирован. В собранном виде является уменьшенной копией АМ-38, что можно увидеть на рис.17. До этого, так высоко детализированный двигатель АМ-38 на модель никто не делал. Очень жаль, что в собранном виде двигатель на модели будет не виден. Производителю необходимо было бы предусмотреть хотя бы несколько эксплуатационных лючков (по бокам и внизу бронекорпуса), имеющихся на реальном борту, чтобы сделав их открытыми на модели, можно было бы видеть силовую установку Ил-2 во всей красе. (рис.18,19,20)

 

Рис.16 Завершение сборки двигателя

 

 Рис.17 Двигатель АМ-38

 

 

Рис.18 Носовая часть Ил-2 с демонтированными для обслуживания люками и верхней части бронекорпуса

 

 Рис.19 Замена двигателя на Ил-2

Рис.20 Эксплуатационные лючки в носовой части бронекорпуса

 

Продолжаем сборку модели.

Следующими этапами сборки является установка в левую половину фюзеляжа (А58) узла состоящего из пола кабины пилота с установленным на нем педалей управления рулем направления (А1), рукоятки бомбосбрасывателя (А2), кресла пилота (А20), установленного на раму (А38). Между педалями и креслом пилота устанавливается ручка управления самолетом (А9). Позади кресла пилота, как было описано выше устанавливается либо бронеспинка либо армированное стекло. Между бронеспинкой и задней части бронекорпуса (Е1) установлен топливный бак (А40). С левой стороны от кресла пилота устанавливается левая панель управления (сборочная единица 6-а). В нижней передней части бронекорпуса устанавливается левый маслобак, который закреплен на нижних кронштейнах подмоторной рамы  (В62)

 

 

 

Рис.21 Этапы сборки кабины пилота

 

Далее в левую половину фюзеляжа устанавливается сборочная единица 7-с (представляющая собой часть короба воздуховода радиатора водяного охлаждения: (нижняя половина (А15), спремляющая воздушный поток перегородка (А21), верхняя половина (А18)) закрытого снизу радиатором водяного охлаждения двигателя (А62)), двигатель в сборе.

В пилотское кресло устанавливается фигура пилота состоящая из 5 частей, что позволяет голову пилота слегка оживить, развернув ее в сторону, а руки положить  точно положить на РУС и РУД.

Вызывает недоумение деталь А12. Если это трубчатый подкос подмоторной рамы, то он должен к ней и крепиться, а не картеру двигателя около круглого отверстия для выхода знаков литейных стержней второго цилиндра двигателя (простыми словами – одного из технологических отверстий предназначенных для литья картера двигателя АМ-38). Крепление АМ-38 к подмоторной раме осуществлялось 12 болтами (по 6 с каждой стороны: 4 в приливах

Рис.22 Продолжение сборки фюзеляжа

 

на картере спереди (до вышеуказанных технологических отверстий) и 2 в приливах сзади (после отверстий)). Если эта деталь трубопровод какой либо системы, то на двигателе АМ-38 в месте его крепления данного Производителем, никакого ответного штуцера или патрубка  нет.

Одним из этапов сборки кабины пилота является сборка приборной доски. Производитель предлагает ее собирать из «гладкой» детали А34 с нанесением на нее декали с имитацией шкал приборов, либо из «рельефной» детали А35, на которой приборы выделены уже при литье детали. Поверх детали наносится также декаль, как  и в первом случае. Данный подход Производителя я считаю правильным, так как, кто захочет делать приборную панель с использованием афтемаркета, выберет деталь А34, тем самым избегая дополнительных работ по удалению ненужного для афтемаркета рельефа, кто желает сэкономить - выберут А35.

 

Продолжаем сборку. Сборка переднего и заднего лонжеронов не вызовет ни каких трудностей если их собирать строго по инструкции. Решение Производителя дать на модели лонжероны не только позволяет повысить жесткость и прочность модели в собранном состоянии, сделать правильное V – крыла, но и лонжероны образуют передние и задние стенки бомбоотсеков в центроплане крыла.

 

Рис. 23 Сборка панели приборов.

 

 Рис. 24 Варианты приборных панелей

Следующим этапом сборки является сборка винта изменяемого шага.

 

На  Ил-2 разных модификаций применялись разные винты изменяемого шага: ВИШ-22Т и АВ-5Л. Судя по тому, что храповик запуска от автостартера крепился прямо к коку винта, Производитель дал винт изменяемого шага ВИШ-22Т, а не винт АВ-5Л у которого храповик крепился к проходящему сквозь кок валу винта.

Производитель очень грамотно подошел к данному сборочному узлу: членение его на сам винт (Е14), втулку винта (Е8), вал винта (Е9), втулку (Е10) и кок винта (А17) позволяет существенно облегчить покраску винта и кока в разные цвета, облегчить нанесение камуфляжа на всей модели, так как позволяет устанавливать вин на заключительных этапах сборки модели. Если моделист пожелает сделать винт вращающимся, то в собранных вместе втулке винта и самом винте отверстие под вал двигателя сделать чуть большим чем диаметр вала, то собрав все вышеуказанные детали (Е9, Е8 и Е14), приклея к валу втулку Е10 можно получить вращающийся вин на модели. Если моделист не любит такие винты, то данный сборочный узел можно сделать не вращающимся. Сам сборочный узел устанавливается в капюшон редуктора двигателя модели.

 

 

Рис.25 Сборка винта изменяемого шага ВИШ-22Т

 

После сборки фюзеляжа и установки в нем двух лонжеронов приступаем к сборке центроплана.

Центроплан собирается из единой нижней поверхности центроплана (В40), силового набора, (состоящего из двух лонжеронов , шести нервюр (В41, В45, В1, В2, В46 и В42)) и верхних поверхностей центроплана: левой (В31) и правой (В30).

В носок правой плоскости у фюзеляжа устанавливается всасывающий патрубок центробежного нагнетателя (сборочный узел 13-а).

В центроплане Производитель предусмотрел установку четырех бомбоотсеков. До данной модели Звезды никто из производителей моделей Ил-2 (хоть одноместного, хоть двухместного) в 48 масштабе и меньше, бомбоотсеки в модель не закладывал. За данное решение огромное спасибо Звезде. Ранее, желающие сделать на модели бомбоотксеки с установленными в них бомбами были вынуждены покупать афтемаркет.

Бомбоотсеки образуются передним и задним лонжероном, вышеуказанными нервюрами и корневыми нервюрами, сделанных заодно с левой и правой половиной фюзеляжа

В каждый бомбоотсек устанавливается на бомбодержателе фугасная авиационная бомба ФАБ - 100 состоящая из:

 левой половины корпуса бомбы с закрепленным в ней бомбодержателем (А59);

правой половины корпуса бомбы с закрепленной в ней носовым и хвостовым взрывателями с предохранителями - ветряками (упрощены в виде диска), вертикальной частью оперения бомбы (А30);

горизонтального оперения бомбы (А60);

частью кольцевого стабилизатора бомбы (А31).

Размещение бомб в бомбоотсеке Ил-2 можно увидеть на рис.33

 

 

Рис.26 Сборка центроплана крыла

 

 

Бомбоотсеки могут быть как в открытом, так и закрытом состоянии.

В открытом состоянии, каждая створка люка (В13+В10, В17+В15, В14+В16 и В12+В11) вставляется в обрез люка с внутренней стороны.

В закрытом состоянии – каждые две вышеуказанные створки люка заменены одной деталью В53, В52 В50 и В51 соответственно.

 

Рис.27 Створки бомболюков в открытом и закрытом положении

После сборки центроплана Производитель предлагает собирать хвостовое оперение и узел с хвостовым колесом (костылем).

Горизонтальное хвостовое оперение на модели состоит из стабилизатора и рулей высоты. Стабилизатор на модели состоит из левой и правой половин, которые в свою очередь делятся на верхние (А29 и А26) и нижние половины (А22 и А25). Каждая из половин стабилизатора крепится к фюзеляжу модели с помощью двух штифтов, которые вставляются в соответствующие отверстия в хвостовой части.

Рули высоты на модели: левый и правый даны по одной деталью на каждый руль высоты( А36 и А33) соответственно. К триммерам на каждом руле высоты подходят тяги (А4). Членение горизонтального оперения на

Рис.28 Сборка хвостового оперения и узла с хвостовым колесом.

 

стабилизатор и руль высоты, позволяет рули высоты сделать отклоненными от нейтрального положения.

Руль направления дан одной деталью А37. Как и на рулях высоты на руле направления к триммеру идет тяга (А3), вследствие чего сделать отклоненным руль направления от нейтрального положения, без изготовления новой тяги, не представляется возможным, так как один конец тяги крепится к килю, а другой к триммеру и при отклоненном положении длина тяги должна измениться.

Руль направления, как и рули высоты на Ил-2 обшивались перкалью. Производитель на рулях показал силовой набор и провис ткани между ним.

Рис.29 Руль направления с весовым балансиром и рули высоты сделаны с имитацией провисания полотна между силовыми элементами.

 

Сборка узла хвостового колеса не представляет сложности и легко собирается в соответствии с инструкцией. Сам узел состоит из двух силовых шпангоутов (А41 и А39), детали сложной формы: сопряжения нижней концевой части фюзеляжа и зализов горизонтального оперения (А7), стойки хвостового колеса с амортизатором (А43+А44) и пневматика хвостового колеса (А42).

Далее Производитель предлагает собирать отъемные части крыла (ОЧК). Каждая ОЧК состоит из верхней половины (D9 и D8), нижней половины (D11 и  D10), законцовок (D5 и D6), элеронов (D3 и D2) и весовых балансиров элеронов D1 соответственно для левой и правой ОЧК.

Левая и правая ОЧК различаются между собой тем, что только в левой ОЧК на данной модификации установлена посадочная фара (D16 и С6), а трубка ПВД (D15) и всасывающий патрубок нагнетателя двигателя (В23) установлены только в правой ОЧК.

В зависимости от борта прототипа меняется пушечное вооружения (ВЯ либо ШВАК), люки доступа к пушкам и наличие либо отсутствие весового балансира на элероне (D13), но это я уже описал выше.

Перед сборкой ОЧК, в соответствии с выбранным вариантом неуправляемого реактивного вооружения (РС-82 либо РС-132) в нижних половинах ОЧК с внутренней

стороны просверливаются отверстия для последующей установки с наружной стороны нижней части ОЧК направляющих реактивных снарядов (РО-82 или РО-132 соответственно) Ил-2 брал реактивных снарядов РС-132 в два раза меньше чем РС-82, следовательно, и отверстий под направляющие нужно сверлить в точном соответствии с выбранным типом неуправляемого оружия.

Учитывая то, что к каждому триммеру элерона подходит тяга (D12), которая одним

Рис.30 Сборка ОЧК

 

концом крепится к ОЧК, а другим к триммеру, сделать элероны в отклоненном положении, без изменения длины вышеуказанной тяги, не представляется возможным.

 

 

Рис.31 Расположение заклепочных швов

 

Хочется отметить, что дюралюминиевая обшивка стабилизатора, центроплана, на консолях крыла Ил-2 имеет множество заклепочных швов, которые Производителем не воспроизведены. Даны лишь линии панелей обшивки и разнообразные лючки. Исправляя данные недочеты Производителя представляю чертеж, с помощью которого опытные моделисты могут накатать заклепочные швы на модели.

Следующий этап – сборка шасси. Производитель дает возможность собрать Ил-2 со стойками как в убранном (полетном) так и в выпущенном положении. Наиболее простой вариант сборка модели с шасси в убранном положении. Учитывая то, что стойки шасси не полностью убираются в обтекатели и в убранном положении видна часть пневматика основных стоек шасси, Производитель «выступающую часть колес» дает деталями В9 и В8, которые устанавливаются в точки крепления стоек шасси. Далее они будут закрыты обтекателями.

 

Рис.32 сборка шасси

 

Стойки шасси в выпушенном состоянии состоят из следующих деталей: 1) собственно сами стойки с гидравлическими амортизаторами  (В56 и В55), 2) подкосов, образующие шарнир оси поворота основной стойки шасси при уборке (подкосы на самой стойке идущие от гидравлических амортизаторов к нижнему поясу первого лонжерона и подкосы (В4+В6; В5+В3), 3) Ломающийся подкос с замком фиксирующий подкос в выпущенном положении (В43 и В48); 4) пневматические цилиндры управления замками ломающихся подкосов (В49) 5) Пневматические цилиндры уборки и выпуска шасси (В44). Производитель качественно сделал вышеуказанные детали шасси в 48 масштабе. Одно лишь замечание на ломающихся подкосах, в нишах шасси отсутствуют детали изображающие трубопроводы воздушной системы идущие к пневмоцилиндрам уборки и выпуска шасси, пневмоцилиндрам управления замками на ломающихся подкосах.

Чтобы лучше разобраться с конструкцией основных опор шасси привожу фрагмент чертежа, где основные стойки шасси показаны как в убранном, так и в выпущенном положении; показана хвостовая опора шасси (костыльная установка), а также размещение бомб в бомбоотсеках.

 

 

Рис.33 фрагменты чертежей основных стоек шасси

 

Рис.34 и 35. Ломающийся подкос с пневмоцилиндром управления замком (слева) и левая стойка основного шасси (вид против полета) (справа)

 

 Рис.36. Пневмоцилиндр уборки и выпуска шасси с трубопроводами воздушной системы.

Рис.37. Правая основная стойка шасси

Следующим этапом Производитель предлагает сборку выхлопных патрубков двигателя. На мой взгляд технологическое членение 6 патрубков (с каждой стороны фюзеляжа) на 6 деталей  - основы (F8 (F9), двух F22 ( F25) и по одной  F26 (F21) (для левой и правой половины фюзеляжа соответственно) не логично. Во-первых: возрастает риск утерять такие мелкие детали; во-вторых: учитывая что детали F22 ( F25) вставляются в основу (F8 (F9) есть шанс получить расположение выхлопных патрубков не одной плоскости, что впоследствии затруднит их установку в соответствующий паз в бронекорпусе. В-третьих: крепить по отдельности каждый патрубок, чтобы его рассверливать, не удобно.

Мое мнение - патрубки подлежат замене на афтемаркет. (для сравнения привожу фотографию как выглядят выхлопные патрубки на двигателе АМ-38).

Рис.38 сборка выхлопных патрубков

Рис.39 Выхлопные патрубки на левом блоке цилиндров двигателя АМ-38

 

 

После установки патрубков двигателя в носовую часть бронекорпус, Производитель предлагает устанавливать на нижнюю часть центроплана бронекорзину маслорадиатора (сборочный узел 28-b), в которую установлены створки (А6) регулирующие расход воздуха на входе и на выходе из маслорадиатора, а также поверхность (А14) разделяющая поток воздуха проходящего через маслорадиатор от потока воздуха, выходящего их короба обдува радиатора водяного охлаждения.

Отсеки ниш основных стоек с наружной стороны прикрываются носовым обтекателем ниш (сборочные единицы 28-d и 28-с для левой и правой части ниши шасси) и обтекателем (В28 и В29) соответственно. На внутренних частях на вышеуказанных обтекателей Производителем с имитирован сего силовой набор. В зависимости от выбранного варианта ниши шасси прикрываются двумя створками (В34+В38 и В35+В39) – при выпущенных основных стойках либо деталями (В18 и 19) имитирующие две вышеуказанные створки, но уже в убранном положении.

В верхней части бронекорпуса устанавливаются профилированные части капота А19+А56. По бокам бронекорпуса рядом с выхлопными патрубками устанавливаются части бронекорпуса (А24) – заборники воздуха для охлаждения двигателя и створки (А28 и А27) для выхода охлаждающего воздуха.

 

 

Рис.40 Установка обтекателей ниш шасси

 

 

Завершает сборку модели установка козырька фонаря, его сдвижной и неподвижной части. Различия в используемых частях фонаря, для каждого прототипа, я указал в самом начале.

 

Заканчивая обзор модели хочется сделать определенные выводы:

 

 

Модель имеет сильные стороны: Высокая деталировка модели позволяет собрать разные исторические прототипы. Грамотное (в большинстве случаев) членение модели, существенно облегчающее сборку и окраску модели. Два варианта пушечного вооружения; два варианта неуправляемого реактивного. В изокоробочном варианте даны бомбоотсеки в центроплане крыла, позволяющие разместить в них бомбовое вооружение, что для 48 масштаба сделано впервы.. Почти все управляющие поверхности (с незначительными доработками) можно сделать в отклоненном положении. Великолепно детализированный двигатель АМ-38. Фигура пилота оживляет модель.  Высокое качество литья модели, превосходные декали, (даются также и технические надписи) отличные детали из прозрачного пластика. Несколько вариантов окраски бортов имеющих интересную историю. Понятная инструкция, которая не позволит моделисту сделать ошибок в сборке модели.

Слабые стороны:

Местами не очень продуманное членение модели: великолепный двигатель, но из-за отсутствия технологических лючков его на собранной модели практически не видно. Выхлопные патрубки двигателя вызывают недоумение. Отсутствие привязных ремней на кресле пилотов. Отсутствие масок на фонарь кабины. Отсутствие заклепочных швов на центроплане, ОЧК и стабилизаторе.

Личное мнение - хотелось бы видеть на модели:

1) посадочные щитки.

2) фигуру техника обслуживающего самолет либо двигатель, ( при наличии пилота в кабине и без техника (рядом с самолетом), непонятно наличие открытых бомбоотсеков с бомбами на самолете);

3) сделать эксплуатационные лючки для обслуживания двигателя в бронекорпусе.

 

В заключение, хочется поблагодарить специалистов фирмы «Звезда» за создание такой модели. Несомненно модель найдет своего Покупателя хоть за рубежом, хоть в России.

С уважением к модельному сообществу Игорь Вахрин.

11.12.2020 год

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.