Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вариант 2.. Пояснение.



Вариант 2.

Задание 1.

В этой местности я знал каждый поворот дороги, каждый овражек. На моих глазах тут сменялись все времена года.

Я видел тенистые аллеи и окрестные рощи в пестроте листопада. Любовался ими зимой. Тогда верхушки берёз блистали в серебряном(2) инее, а ёлочки прикрывались тяжёлыми снежными хлопьями. Мне приходилось пробираться по какой-то непролазной апрельской грязи, когда над землёй кричали неистовые грачи.

В июньском чередовании солнца и сине-чёрных туч мне открывалась история края. Я вслушивался в название придорожного посёлка Первый Воин и разыскивал древние укрепления против ордынских полчищ. Подвиг древнерусских ратников, которые первыми принимали удар врага, повторили(3) осенью тысяча девятьсот сорок второго года танкисты. Они героически сдержали натиск немецких колонн. (4)

 

Задание 2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

серебряном(2) – окончание –ом, основа серебрян-, корень серебр-, суффикс –ян-

 

серебряном ← серебро (суффиксальный способ)

 

Морфологический разбор слова

1. Повторили (что сделали?) — глагол, обозначает действие

н. ф. — повторить.

2. Пост.пр.: сов. вид, невозвр., переходн., II спр.;

Непост. — в форме изъявит. накл., прош. вр., мн. ч.

3. В предложении является сказуемым.

 

Синтаксический разбор предложения

 

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, ничем не осложнено.

 

Задание 3.

Сменялись. В слове 9 букв и 8 звуков, так как буква ь не обозначает звука.

 

Задание 4.

Ба́нты, краси́вее, повтори́т, позвони́т.

 

Задание 5.

Задание 6.

Мой день рождения, семь козочек.

Задание 7.

2) «Я не подведу Вас, Мария Ивановна», — сказал Артём. — Тире после прямой речи перед словами автора.

 

Задание 8.

Возвращайтесь, дорогие путешественники, поскорее домой! Это предложение с обращением.

 

Задание 9.

Основная мысль текста.

Любовь Лады и вера в возращение жениха были столь сильны, что продолжают жить в легенде о цветке-огоньке.

 

Задание 10.

Примерный план.

1) Проводы.

2) Лада ждёт возвращения жениха.

3) Бальзамин — огонёк надежды.

 

Задание 11.

Бальзамин называют огоньком, потому что, согласно легенде, он символизирует огонёк в окне, где ждут и верят в возращение кого-то.

 

Задание 12.

Сложена — составлена, придумана.

Вещи сложены на полку.

 

Задание 13.

Воротился — вернулся.

Слово «воротился» книжное, принадлежит к художественному стилю.

 

Задание 14.

1) объяснение значения фразеологизма: Тише воды, ниже травы — незаметно, тихо;

2) толкование ситуации в заданном контексте, например:

Мы играли в разведчиков. Надо было сидеть тише воды, ниже травы, чтобы нас не заметили соперники.

 


 

Вариант 3

Задание 1.

Перед утренней(2) охотой лисица всегда ищет местечко для отдыха. (4) Где-нибудь в прошлогодней траве, чтобы самой всё видеть, а её не видел никто. Такое укромное место Рыжуха давно отыскала(3).

Солнце неторопливо вставало. Пора было передохну́ть, но лисица не хотела останавливаться. Очень много мышей в поле! Через снег слышался их писк, и тогда Рыжуха добиралась до добычи и сначала играла с ней. Отпустит мышку, упадёт перед ней на живот, поймает — отпустит. И так — пока не надоест. Морда Рыжухи испачкалась, подушечки лап горели, самое время было прилечь. Возраст у лисицы далеко не юный, и в огненно-рыжей шубке уже проглядывает седина. Лисица утомилась и легла отдыхать.

 

Задание 2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

утренней(2) – окончание –ей, основа утренн-, корень утр-, суффикс – енн-

утренней ← утро (суффиксальный способ)

 

   Морфологический разбор слова

1. Отыскала (что сделала?) — глагол, обозначает действие

Н. ф. — отыскать.

2. Пост. пр.:сов. вид, невозвр., переходн., I спр.;

Непост. пр.:в форме изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.

3. В предложении является сказуемым.

 

   Синтаксический разбор предложения

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, ничем не осложнено.

 

Задание 3.

Cолнце. В слове 6 букв и 5 звуков, так как буква л здесь не обозначает звука.

 

Задание 4.

ЗадалА, досУг, боЯзнь, атлЕт.

 

Задание 5.

Задание 6.

Вкусная кольраби, пятьюдесятью минутами.

 

Задание 7.

Задание 8.

Не трещите, морозы, в заповедном бору. Это предложение с обращением.

 

Задание 9.

Основная мысль текста.

У акробатики славное прошлое, уверенное настоящее и большое будущее.

 

Задание 10.

Примерный план.

1. Что означает слово «акробат»?

2. Современная акробатика — доступный, интересный и универсальный вид спорта.

3. Спортсмены очень гордятся прошлым и само́й историей происхождения акробатики.

 

Задание 11.

Современная акробатика — универсальный вид спорта, потому что акробатикой занимаются на тренировках многие спортсмены: и гимнасты, и прыгуны в воду, и фигуристы, и волейболисты.

 

Задание 12.

1) объяснение: История — рассказ, повествование.

2) Без знания истории своей страны невозможно стать настоящим патриотом.

 

Задание 13.

1) смелость — стилистически нейтральное;

2) смелость — храбрость.

Могут быть подобраны другие синонимы.

 

Задание 14.

1. Тёртый калач — опытный человек, которого трудно обмануть.

2. Я всегда могу обратиться к дедушке за советом. Он тёртый калач, много повидал в своей жизни.


 

Вариант 4

Задание 1

На утренней(2) заре холодная роса приятно обжигала босые ноги. Галя на одном дыхании добежала до тёмно-синей реки и глубоко нырнула в неё. Девочка плыла рядом с галечным дном, касалась его кончиками пальцев и слышала прерывистый стук своего сердца. В этом месте Галя знала(3) каждый донный камешек, и это знание было радостным.

Иногда она выныривала, набирала полную грудь воздуха и опять уходила на дно, пока течение не уносило её к живунам — подводным родникам.

Здесь, у свежей воды, любили держаться небольшие рыбёшки. Тут им было привольно. Живуны и рыбки задевали Галю, щекотали её. (4) Она смеялась, выныривала. И сквозь длинные волосы, как сквозь водоросли, что-то кричала восходящему солнцу.

 

Задание 2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

утренней(2) – окончание –ей, основа утренн-, корень утр-, суффикс – енн-

утренней ← утро (суффиксальный способ)

 

Морфологический разбор слова

1. Знала (что делала?) — глагол, обозначает действие

Н. ф. — знать.

2. Пост.пр.: несов. вид, невозвр., переходн., I спр.;

Непост. — в форме изъявит. накл., прош. вр., ж. р., ед. ч.

3. В предложении является сказуемым.

 

Синтаксический разбор предложения

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

 

Задание 3.

Привольно. В слове 9 букв и 8 звуков, так как буква ь не обозначает звука.

 

Задание 4.

Ба́нты, включи́т, по́нял, создала́.

 

Задание 5.

Задание 6.

Три женщины, около трёхсот экземпляров.

 

Задание 7.

2) Любишь кататься — люби и саночки возить. — Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными глаголами.

 

Задание 8.

2) Повернись ко мне, избушка, передом. — Запятые выделяют обращение «избушка».

 

Задание 9.

С глубокой древности люди искали и создавали инструменты для измерения времени.

 

Задание 10.

1. Гномон − столб, выполнявший функцию часов в Древней Греции.

2. Как «измеряли время» индийские монахи?

3. Почему с помощью посоха можно точнее определить время в разные сезоны года?

 

Задание 11.

Каждая грань посоха предназначалась для измерения времени лишь в какое-то одно время года и не подходила для другого.

 

Задание 12.

Мерить — определять величину, протяжённость какой-либо мерой (шагами, рулеткой и т. д.).

В магазине я мерила платья из новой коллекции.

 

Задание 13.

1. Значимость — книжное.

2. Значимость — значение, важность.

 

Задание 14.

Точка зрения — мнение о чём-либо или о ком-либо.

Мой папа хорошо разбирается в политике. У него есть собственная точка зрения на происходящие политические события.


 

Вариант 5

Задание 1

В начале лета время словно застывает, а небо будто выцветает от жары. Солнце в нём застаивается, идёт всё медленнее. Но жизнь в это время не замирает(3), а берёт ощутимый разгон. Быстро растут рожь и пшеница, а на солнцепёке поспевают ягодки земляники. Над цветами летают пчёлы и собирают сладкую дань. (4) Дикая смородина щедро разрослась по берегам рек. Её невысокие, но пышные кусты густо облепили незрелые ягоды.

В разных по цвету шляпках высыпали на полянку сыроежки. В шоколадных беретах встречают грибников белые крепыши. На нежно-зелёном мху, как на бархатной(2) подкладке в драгоценной шкатулке, замечательно смотрятся ярко-жёлтые лисички. С утра и далеко за полночь стрекочут в лугах какие-то неугомонные кузнечики.

 

Задание 2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

бархатной(2) – окончание –ой, основа бархатн-, корень бархат-, суффикс –н-

бархатной ← бархат (суффиксальный способ)

 

Морфологический разбор слова

1. Замирает (что делает?) — глагол, обозначает действие

Н. ф. — замирать.

2. Пост. пр.: несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.;

Непост. пр.: в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.

3. В предложении является сказуемым.

 

Синтаксический разбор предложения

 

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

 

Задание 3.

Сыроежки. В слове 8 букв и 9 звуков, так как буква е обозначает два звука после гласного — [й’] и [э].

 

Задание 4.

Сли́вовый, кра́ны, на́чал, хво́я.

 

Задание 5.

Задание 6.

1) положи на стол

3) пара полотенец

Запомните: положи, но клади (без приставки).

 

Задание 7.

 

Задание 8.

2) Поезд не сбавлял скорости, не останавливался, быстро прошумел через разъезд. — Запятые между однородными сказуемыми.

 

Задание 9.

Основная мысль текста.

Медуница неслучайно называется разноцветным цветок: у неё лепестки меняют свою окраску.

 

Задание 10.

Примерный план.

1) Девочки увидели необычный цветок.

2) Лиловая медуница.

3) Медуница стала грязно-синей.

4) «Разноцветный цветок».

 

Задание 11.

Чтобы приметить место, где увидели необычный цветок, девочки воткнули в землю сухую сосновую ветку.

 

Задание 12.

Проведать — навестить.

Очень хотелось проведать, что там происходит.

 

Задание 13.

Слово разговорного стиля.

Красоваться — выставлять себя напоказ, любуясь собой.

 

Задание 14.

1. Горит в руках — выполняется быстро, ловко, хорошо, успешно (о работе, деле и т. п.)

2. Моя подруга — человек очень организованный. В свободное время она успевает и маме помочь, и с младшим братом поиграть, и сходить на тренировку по гимнастике. У неё всякое дело горит в руках.

 

 

Вариант 6

Задание 1.

Как приятно выехать весной до зари! Ты выходишь на крыльцо деревянного дома и смотришь в небесную высь.(4) На тёмно-сером небе ещё мигают(3) звёзды, влажный ветерок набегает лёгкой волной. Слышится неясный шёпот ночи.

Пруд едва начинает дымиться в этот ранний час. Ты едешь по узкой дорожке. И вот уже заря разгорается. Вот уже золотые полосы протянулись по небу. Предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком. Далеко видно кругом, прозрачна даль. Ослепительно блестит река. В ясном небе белые облака собираются в какие-то необыкновенные фигуры.

Слышишь чудесные бесчисленные(2) голоса птиц, которые исполняют прекрасную утреннюю симфонию. Сердце замирает от этой дивной песни весны!

 

Задание 2.

 

Пояснение.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

бесчисленные(2) – окончание –ые, основа бесчисленн-, корень –числ-, приставка бес-, суффиск –енн-

бесчисленные ← число (приставочно-суффиксальный способ)

 

Морфологический разбор слова

1. Мигают (что делают?) — глагол, обозначает действие.

Н. ф. — мигать.

2. Пост.пр.: несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.;

Непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.

3. В предложении является сказуемым.

 

Синтаксический разбор предложения

 

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

 

Задание 3.

Даль. В слове 4 буквы и 3 звука, так как буква ь звука не обозначает.

 

Задание 4.

(Над) воро́тами, алфави́тный, парте́р, кварта́л.

 

Задание 5.

 

Задание 6.

Три учительницы, болтливый какаду.

 

Задание 7.

Задание 8.

4) По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые, голубенькие огоньки какого-то растения. — Первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая между однородными определениями.

 

Задание 9.

Ценность оренбургских платков определяется качеством пряжи, мастерством исполнения, разнообразием и неповторимостью узоров.

 

Задание 10.

1. Пряжа для оренбургских пуховых платков.

2. Мастерство изготовления пуховых платков.

3. Неповторимые мотивы узора платков.

 

Задание 11.

Пух коз оренбургской породы мягкий и эластичный, легко растягивается, поэтому и платки из него легки и тонки.

 

Задание 12.

Удерживать — беречь, сохранять.

Пете удалось удержать собаку на поводке.

 

Задание 13.

1. Неповторимы — книжное.

2. Неповторимы — исключительны, единственны.

 

Задание 14.

1. Мутить воду — умышленно запутывать какое-либо дело, вводить в заблуждение, вносить неразбериху в какое-либо дело.

2. Мой одноклассник не любит делать домашние задания. Когда его спрашивают на уроке, он начинает мутить воду, говорит, что учитель нам ничего не задавал, а не признаётся, что не сделал работу.


 

Вариант 7

Задание 1.

Из-под колёс машины летят пыль и белая галька. (4) За каждым поворотом нас ожидает что-нибудь новое. Вот вынырнул крепкий мост, за которым блестят крыши невысоких деревянных(2) домов, а внизу бушует горная речка Стеклянуха. Перекаты в ней — один за другим, а в некоторых местах вода закручивается в воронку.

Самое незабываемое время на всех горных реках Приморья — осень. В эту пору пляж краснеет(3) от листвы, хмурые тучи застилают голубое небо. А в реках косяками идёт лосось. Мощные рыбины разрезают речную воду, рвутся вверх по реке, туда, где они появились из икринок. Ход лосося — одно из самых ярких зрелищ на горной реке. От цветного наряда рыбы вода становится огненно-красной, будто горит.

 

Задание 2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

деревянных(2) – окончание –ых, основа деревянн-, корень дерев-, суффикс –янн-

деревянных ← дерево (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

1. Краснеет (что делает?) — глагол, обозначает действие

Н. ф. — краснеть.

2. Пост.пр.: несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.;

Непост.пр.:  в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.

3. В предложении является сказуемым.

 

Синтаксический разбор предложения

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

 

Задание3.

Ярких. В слове 5 букв и 6 звуков, так как буква буква я в начале слова обозначает два звука — [й’] и [а].

 

Задание 4.

Позвони́м, слу́чай, ту́фля, шкафы́

 

Задание 5.

 

Задание 6.

История более увлекательная, трём сёстрам.

 

Задание 7.

 

 

Задание 8.

Приходи, Артём, сегодня вечером к нам в гости. Это предложение с обращением.

 

Задание 9.

Герои любимых с детства книг на всю жизнь остаются нашими друзьями и никогда нам не изменят.

 

Задание 10.

1. Этажерка с любимыми книгами.

2. Петя Ростов не литературный персонаж, а живой мальчик, друг детства.

3. Друзья, которые останутся со мной на всю жизнь.

 

Задание 11.

Петя пошёл в армию добровольцем, чтобы защищать свою Родину.

 

Задание 12.

Косточка — ядро плода; семя в плодах некоторых растений, покрытое оболочкой.

Бабушка говорит, что у неё все косточки ноют. / Он обглодал куриные косточки.

 

Задание 13.

1. Начистоту — разговорное;.

2. Начистоту — искренне, откровенно.

 

Задание 14.

1.Путаться под ногами — находясь рядом, поблизости, мешать своим присутствием, отвлекая от дела.

2. Перед Новым годом ребята решили украсить дом. Они достали гирлянды, мишуру, блестящий дождь. Младший брат хватал по очереди все украшения и всё время путался под ногами. Так что работа затянулась.

 


 

Вариант 8

Задание 1.

Берёза очень созвучна русской природе и русской душе. Когда она надевает(3) свой светло-зелёный наряд или осыпается золотой листвой, нет её краше. Весенней порой берёза распускается самой первой. А перед морозами она последней сбрасывает листву.

Светом и каким-то необыкновенным теплом одаривает она людей. Берёзовые дрова долго горят в печи и не коптят. (4) Жар от них самый горячий. И лучину, которой на Руси освещались крестьянские избы, делали из берёзы.

Весной пылят берёзовые серёжки. Длинные, буро-зелёные — это мужские, короткие — женские. А осенью разлетаются семена с прозрачными, словно слюдяными, крылышками(2). В первые годы берёзка растёт медленно, но потом другие деревья за ней не поспевают. Вот почему в березняке нет ёлок и осин.

 

Задание 2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.