![]()
|
|||
Второе действие. Третье действие. Первая картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек (ария Марины «Как томительно и вяло»). Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Второе действие
Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе; рассматривает географическую карту, которую чертит сын Феодор. Но, ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича (монолог «Достиг я высшей власти»). Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца-Димитрия. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца («сцена с курантами»: «Ух, тяжело!.. Дай дух переведу»). Третье действие Первая картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек (ария Марины «Как томительно и вяло»). Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «еретиков-москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием. Вторая картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка, у фонтана, мечтает Самозванец о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Марина обещает Григорию, что будет его женой только тогда, когда во главе польского войска он овладеет Москвой и взойдёт на престол. Четвёртое действие Первая картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся здесь народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз (песня Юродивого «Месяц едет, котенок плачет»). Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню (хор «Хлеба!»). Юродивый жалуется царю на мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивого.
В XX – XXI века опера «Борис Годунов» М. Мусоргского была поставлена в лучших театрах мира: Метрополитен Опера (Нью Йорк), Ла Скала (Милан), Ковент Гарден (Лондон), Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва). Вначале XX в. роли Бориса Годунова блистали знаменитые певцы русской оперы – Л. Собинов и Ф. Шаляпин. В течение столетия лучшие постановки оперы принадлежали таким известным режиссерам, как П. Брук, Ю. Любимов, А. Тарковский. Лучшие оперные дирижеры – Сергей Рахманинов, Клаудио Аббадо, Герберт фон Караян, Владимир Федосеев, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев – обращались к ней в своём творчестве.
|
|||
|