Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»



М. Мусоргский

Опера «Борис Годунов»

 

Опера «Борис Годунов» одно из самых значительных творений М. Мусоргского.

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868 года. Для написания либретто композитор использовал одноименную трагедию Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Главная тема оперы – период правления царя Бориса Годунова перед началом «Смутного времени». Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина и в либретто М.П. Мусоргского рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству царевича Димитрия, однако эта версия основана на легенде, убедительных доказательств этому нет. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере». Не случайно жанр оперы Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

В конце 1869 года опера была завершена и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений: ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрия и Марины Мнишек, а также добавил эффектный финал – монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.

В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. В последующие годы оперу редактировали Б. Асафьев, М. Ипполитов-Иванов, Д. Шостакович.

Такое большое количество редакций было вызвано неоднозначностью оценки оперы и желанием её «усовершенствовать» после смерти композитора. По словам Н. Римского-Корсакова, с одной стороны – высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление; с другой стороны – непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний.

Для одних, эти самые, технические недостатки заслоняли не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; для других, эти же самые недостатки возводились в достоинства и заслугу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.