Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О «жэнь», «вэнь» и «хэ»



О «жэнь», «вэнь» и «хэ»

«Фань Чи спросил, что такое «жэнь» (человеколюбие)? Учитель ответил: «Это значит любить людей».

«Янь Юань спросил, что есть «жэнь» (человеколюбие)? Учитель ответил: «Преодолей себя и возвратись (в словах и поступках) к правилам (ли) - в этом заключается «жэнь». Если однажды преодолеешь себя и возвратишься (в словах и поступках) к правилам (ли), то Поднебесная назовет тебя человеком, обладающим «жэнь». Осуществление «жэнь» зависит от самого себя, неужто оно зависит от других людей?» Янь Юань вновь спросил: «Прошу рассказать о том, как этого добиться?» Учитель ответил: «Нельзя смотреть на то, что не соответствует правилам; нельзя слушать то, что не соответствует правилам; нельзя говорить то, что не соответствует правилам; нельзя делать то, что не соответствует правилам».

«Чжун Гун спросил: «Что есть «жэнь»?» Учитель ответил: «Выйдя за ворота, (отнесись к людям), словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так; словно совершаешь большое жертвоприношение, Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

«Фань Чи спросил о «жэнь». Учитель сказал: «Всегда будь почтителен. Исполняя работу, проявляй уважение. В отношениях с людьми проявляй преданность. Когда отправишься к варварам, не отказывайся от этих правил».

«Цзы-чжан спросил Кун-цзы о человеколюбии (жэнь). Кун-цзы ответил: «Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым. ...Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

Учитель сказал: «Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями».

Учитель сказал: «Превозмогать себя и возвращаться к должному •в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих».

«Когда молодой человек дома почтителен к родителям, а вне его проявляет уважение к старшим; когда он скромен и правдив; когда он с любовью относится к людям - он этим всем приближается к человеческому началу (жэнь) в себе. И если у него еще останутся силы, он изучает вэнь».

«Когда в человеке одерживает верх чжи (свойства самой натуры), получается дикарство (е); когда же одерживает верх вэнь (образованность), получается одна ученость (ши). Вот когда и естественные свойства человеческой натуры, и приобретенная культурность в человеке сочетаются, получается цзюнь-цзы».

Учитель сказал: «Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек стремится к тун, но не стремится к хэ».

Учитель сказал: «Благородный муж использует свое правильное мнение для исправления ошибочного мнения других, дабы все устроить к лучшему, и не согласен со слепым подлаживанием (под чужое мнение).

Маленький же человек только слепо подлаживается (под чужое мнение) ине осмеливается проявить свое собственное несогласие». Учитель сказал: «Нападать за инакомыслие - губительно». «Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?»

Задание для самоконтроля:

1. Какой смысл вкладывает Конфуций в понятия «жэнь», «вэнь» и «хэ»?

2. Свободен ли цзюнь-цзы?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.