|
|||
Введение. Древнекитайская философия. КОНФУЦИЙ (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.)Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение В середине первого тысячелетия до н.э. почти одновременно в нескольких культурах древнего мира от Китая до Греции зародились основополагающие для всего человечества философские и религиозные течения и идеи, определившие на многие века ход духовного развития общества. В эту эпоху на смену мифологическому восприятию мира приходит рациональное мышление, что приводит к религиозным реформам, появлению философии и зарождению науки[1]. Так, в Китае возникают конфуцианство и даосизм, в Индии - санкхья, буддизм и джайнизм. В это же время начинают развиваться разнообразные философские учения в Греции.
Древнекитайская философия КОНФУЦИЙ (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) Центральная тема учения Конфуция - человек. Уяснить его скрытую природу - значит обрести средства для воспитания нового человека, способного жить в создаваемой Конфуцием модели общества и государства. Он рассматривает человека в трех измерениях, подразделяя соответственно людей на три категории: «цзюнь цзы» («благородный муж», идеал совершенного человека), «жэнь» («человек») и «сяо жэнь» («маленький человек», «низкий человек»). Конфуций видел смысл и радость жизни в учении, в неустанном самосовершенствовании, «выправлении себя», а примерами этого нескончаемого процесса учения и воспитания, раскрытия способностей человека служили, по его мысли, добродетельные мужи прежних времен. «Жэнь» («человеколюбие», «гуманность»), «вэнь» («духовная культура») и «хэ» («самостоятельность мышления», «активность») – основные принципы, структурирующие образ идеального человека; Предлагаем Вам подборку высказываний основоположника китайской традиции, взятых нами из текста «Лунь юй»[2] («лунь» - суждения; «юй» – беседы). Памятник был составлен после смерти Конфуция его ближайшими последователями. Изречения обращены к тем, кто живет внутренней, самодостаточной, не нуждающейся в наградах работой духа, проникнуты верой в добрую волю человека, в торжество жизненного (сознательного) начала в человеке. Сознательное и одухотворенное существование – вот то, что делает человека человеком. Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в делах он следует правилам поведения (ли), в речах скромен, при завершении дел правдив. Именно таков и есть благородный муж. «Благородный муждумает о девяти:(вещах) - о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». «Благородный муж всегда в помыслах о Дао, а не о еде. Когда обрабатываешь землю, частенько сводит живот от голода, когда занимаешься учением, частенько тебя ожидает хорошее жалование. Благородный же муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не беспокоит нищета». «Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем». «Благородный муж чувствует отвращение к тем, кто не хочет говорить о своих (истинных) намерениях, а непременно выдвигает (всевозможные) объяснения». «Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляется сила, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности». «Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно». «Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым». «Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается». «Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен». «Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать». Задание для самоконтроля: 1. О каких качествах «благородного мужа» идет речь в изречениях Конфуция? 2. Насколько жизненна предложенная Конфуцием модель совершенного человека?
|
|||
|