Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





f-moll. Э К С П О З И Ц И Я. Р А З Р А Б О Т К А. Р Е П Р И З А. СОНАТНОЕ  ALLEGRO. ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ». СХЕМА ДРАМАТУРГИИ. раздел. ВСТУПЛЕНИЕ. СОНАТНОЕ  ALLEGRO. противоборства. ЭКСПОЗИЦИЯ. характер музыки. средства выразительности. дв



f-moll

Des -  f f-moll As-dur As-dur –  b-moll c-moll – f-moll f-moll /        Des-dur Des - b - f F-dur

этапы

формы

МЕДЛЕННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Sostenuto, ma non troppo

     Э К С П О З И Ц И Я

 Р А З Р А Б О Т К А

Р Е П Р И З А

КОДА

- АПОФЕОЗ

Allegro con brio

 

СОНАТНОЕ  ALLEGRO

 

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

 

СХЕМА ДРАМАТУРГИИ

раздел

ВСТУПЛЕНИЕ

СОНАТНОЕ  ALLEGRO

КОДА

итог

противоборства

ЭКСПОЗИЦИЯ

показ

РАЗРАБОТКА развитие РЕПРИЗА итог Тема Тема 1 Тема 2 Г.П. П.П. Г.П. П.П. Г.П.   П.П. тема-фанфара тема- образ Образ власти. Величие Образ страдания, народного горя Тема народа Тема  власти   Взаимодействие тем-образов власти и народа Характер сохраняется почти как в Экспозиции   апофеоз триумф народа

характер музыки

средства выразительности

Аккордовая поступь. Сарабанда Интонация скорби, плача. Имитационное изложение. Собирание сил, преодоление страдания, энергичность Агрессивность, наступательность.

Тревога, надежда.

Мажор, минор,

Тональная

неустойчивость.

два эпизода

(противопоставление         интонаций; тревожный характер)

Изменяется тональность П.П.- средство показа преобразования в образе.

Эпизод: Новая фаза взаимодействия – трехкратное сопоставление интонаций тем, движение к развязке.      Трагическая

кульминация – развязка

 гибель героя (острая «рубящая» интонация, пауза в звучании, тихие хоральные аккорды)

Фанфарно-героические

интонации.

Звучание медных.

Ликование, радость от победы и

свободы.

Темп ускоряется.

Мажор

F-dur

Медленный темп

 Sostenuto, ma non troppo

f-moll

Быстрый темп

Энергия. tutti

f-moll As-dur

Этап

драматургии

ЗАВЯЗКА

контраст тем

 ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ     -                      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

              

ЭПИЛОГ

КОНТРАСТ

 непримиримость

СТОЛКНОВЕНИЕ-

противоборство

КОНФЛИКТ

Жанр программная одночастная симфоническая увертюра.

Претворение трагической идеи борьбы за свободу, в которой основную роль играет героическая личность.

Тип драматургии - конфликтный (действенный).

Музыку отличает театральная «зримость» предельно обобщенных образов. Все развитие сконцентрировано на развитии идеи.

 

СОНАТНАЯ ФОРМА

   
Высшая из «гомофонных» форм. Предтечи сонатной формы – старосонатная форма XVII в., концертная форма барокко, увертюра, фуга.
Сонатная форма – это драматургическая композиция, возникающая из контрастного сопоставления различных музыкальных образов, мыслей. Развитие их в сонатной форме интенсивно, напряженно, а подчас и глубоко драматично.
В основе сонатной формы лежит принцип двухтемности и принцип репризности.
Композиция и структура сонатной формы складываются из трех этапов: экспозиции, разработки и репризы.

 

 

 

Вступление ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА Кода
«вводит в атмосферу»     Раздел, в котором представлен основной тематизм.   Изложение основных мыслей, тем – образов. Этап сонатной формы, открывающий новые, неизвестные грани знакомых образов Третий этап сонатной формы. Результат того, что произошло в разработке.   Назначение коды – утверждение главной идеи.
Вступление может быть кратким (до одного такта) и довольно развернутым.   Роль вступления:  - - настраивает на тональность   По тематическому материалу вступление может быть связано и не связано с основными темами экспозиции.   Форма Вступления - свободное построение.
Главная партия  (Г.П.)

 

Побочная партия

(П.П.)

Главная тема. Носитель основного образа.

 

Тональность – главная.

Тема может быть:

- однородной по своим элементам;

- неоднородной (из контрастных элементов).

Интонационное содержание Главной партии (Г.П.) в значительной мере определяет характер всего произведения.

Вторая тема. Контрастный образ (в большей или меньшей степени)*.

Тональность – побочная(доминантовая или параллельная).

По материалу Побочная партия (П.П.) может быть новой или производной от Главной.

 

Образ П.П. часто - носитель личного начала.

 

 

Связующая партия

 (С.П.)

      

Заключительная

партия

 (З.П.)

Материал главной партии или новый. Назначение – переход в новую тональность.

Заключительный Раздел: утверждение новой тональности; момент развития.

           

* Контраст между темами Главной и Побочной партий проявляется прежде всего на тональном (или тонально-ладовом) уровне. Контраст образов этих тем оказывается различным в каждом отдельном случае (зависит от авторского замысла, идеи).

Разработка – знаковый для сонатной формы раздел. Он основан на динамичном развитии предшествующего музыкального содержания. Часто в разработке происходит «выяснение отнощений» между темами главной и побочной партий: напряженные столкновения, борьба. Основные образы раскрываются с разных точек зрения, по-новому.   По форме разработка нестабильна (в ней может быть несколько построений или разделов). Основное назначение разработки - развитие материала тем экспозиции: - тональное - мотивное   Конец разработки обычно совпадает с главной кульминацией и завершается предыктом к репризе. Яркая грань, отделяющая Репризу от Разработки – возвращение Главной партии после тональной неустойчивости.   В репризе происходит возвращение и утверждение музыкального материала экспозиции. Даже повторяясь, темы главной и побочной партий звучат по-новому.   Варианты тональных соотношений между Г.П. и П.П. : · - обе темы в одной тональности · Г.П. – в главной, П.П. – в другой (у венских классиков это случается редко)   Темы могут быть повторены без существенных изменений, либо с изменениями материала и характера звучания.  распространены следующие типы: 1) Кода - заключение. Нередко после репризы сонатной формы следует своеобразный эпило.   2) Кода - разработка и итог. Иногда кода разрастается до самостоятельного раздела сонатной формы и имеет значение высшей драматической кульминации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.