![]()
|
||||||||||||||||
Людвиг ван Бетховен. Увертюра к трагедии И.-В.Гёте «Эгмонт» (1809). ЗАВЯЗКА. показ основных сил. ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ - РАЗВИТИЕ - СТОЛКНОВЕНИЕСтр 1 из 2Следующая ⇒ Людвиг ван Бетховен Увертюра к трагедии И.-В.Гёте «Эгмонт» (1809) Конфликтный (действенный) тип драматургии. Претворение трагической идеи борьбы за свободу, в которой основную роль играет героическая личность. Музыку отличает театральная «зримость» предельно обобщенных образов. Все развитие сконцентрировано на развитии идеи.
ЗАВЯЗКА показ основных сил |
ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ - РАЗВИТИЕ - СТОЛКНОВЕНИЕ | кульминация – развязка | ЭПИЛОГ Триумф победы |
| ||||||||||||
принципы | контраст и сопоставление непримиримых сил, зарождение конфликта. | контраст | столкновение – противоборство | итог противоборства тем; гибель героя несет свободу. | ||||||||||||
образы -темы |
1 тема
| 2 тема | эпизод | Г.П. | П.П. | 1 эпизод | 2 эпизод | Г. П./ П.П. | эпизод | тема – фанфара; тема-ликование; | ||||||
унисон - возглас
| идея власти и угнетения; величие. | тема народного горя. | на фоне тремоло парит мягкая, но скорбно никнущая мелодия скрипок. Ей отвечают грозные басы –отзвуки 1-й темы. | собирание сил к борьбе; тема вырастает из секундовой интонации 2-й темы Вступления, она проводится у виолончелей, излагается широко. В характере темы есть противоречие: энергичность, решительность и скорбные интонации в верхних голосах. Далее все резче обозначается непримиримость - 2-е проведение темы (tutti) – мятежное, страстное. | величие «темы испанцев» уже не так сильно, тема содержит элементы не только 1-й темы, становящейся более агрессивной, но и 2-й темы Вступления (она приобретает светлые краски, энергичность). | секвенционное развитие, сопоставление певучих фраз деревянно-духовых и аккордовых возгласов. | звучание мелодии темы Г. П. у виолончелей в контрапункте с тревожным подголоском.
| характер тем сохраняется по сравнению с экспозицией. | трехкратное сопоставление образов (элементы 1-й и 2-й тем). | Празднично – торжественное звучание. Тематизм и инструментовка испытывают влияние военной музыки (в т.ч. музыки Французской Революции). Господствуют фанфарно-героические интонации (движение по Фа мажорному трезвучию), провозглашаемые медно-духовыми инструментами в сопровождении струнных. В конце ликование подчеркивается «свистом» флейты–пикколо. По идейному значению и выразительным средствам Кода увертюры сопоставима с Финалом Пятой симфонии. | ||||||
жанровая основа темы – сарабанда, (испанский ритуальный танец - шествие). Тембры низких струнных; тяжелая аккордовая поступь. | интонации вздохов; имитационное изложение; деревянно-духовые, струнные | |||||||||||||||
трагическая кульминация и развязка (переход к Коде) – гибель героя (пауза в звучании). | ||||||||||||||||
темы повторяются дважды, все более контрастируя. | ||||||||||||||||
тональный план |
|
|||||||||||||||
|