|
|||
III. МОДУЛЯЦИЯIII. МОДУЛЯЦИЯ МОДУЛЯЦИЯ (от лат. modulatio — размеренность) – смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В музыкальном наследии наиболее распространена функциональная модуляция, основанная на гармоническом родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат посредствующими; при восприятии этих аккордов происходит переоценка их функций. Переоценка вызывается появлением гармонического оборота, характерного для новой тональности Модуляция называется совершенной при окончательном или относительном закреплении новой тоники (модуляция-переход). К несовершенным модуляциям относятся отклонение (с возвращением в основную тональность) и проходящая модуляция (с дальнейшим модуляционным движением). Особый вид функциональной модуляции – энгармоническая модуляция, в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его ладовой структуры. Такая модуляция легко может связывать самые отдалённые тональности, образуя неожиданный модуляционный поворот. Модуляции имеют весьма важное выразительное и формообразующее значение в музыке. Они обогащают мелодию и гармонию, вносят красочное разнообразие, расширяют функциональные связи аккордов, способствуют динамике музыкального развития, широкому обобщению художественного содержания. В модуляционном развитии организуется функциональное соотношение тональностей – так называемый ТОНАЛЬНЫЙ ПЛАН произведения(например, F-dur для C-dur тональность субдоминанты…)
|
|||
|