|
|||
I. КАДЕНЦИИ. Каденции выражаются с помощью всех средств музыкальной выразительности, среди которых важнейшее место принадлежит гармонии и ритму. Ритмическое торможение, укрупнение длительностей связано с выделением опорных гармоний, выполняющих функции поI. КАДЕНЦИИ Главное гармоническое средство сплочения музыкальных элементов в органическое целое – это тональное тяготение, теоретически фиксируемое функциональной систематикой гармонии. Членение гармонического процесса осуществляется системой каденций, иерархия которых уже обрисовывает музыкальную форму и в целом, и в функциях ее частей. Проще говоря, КАДЕНЦИЯ – это функционально обозначенное окончание определенного построения (период, предложение, более крупный раздел формы) Каденции выражаются с помощью всех средств музыкальной выразительности, среди которых важнейшее место принадлежит гармонии и ритму. Ритмическое торможение, укрупнение длительностей связано с выделением опорных гармоний, выполняющих функции половинной или заключительной каденции. Напомним, какие бывают каденции: 1. По местоположению в форме: а) серединная; б) заключительная. 2. По функциональному содержанию: а) автентическая (с D); б) плагальная (с S); в) сложная (содержит все три функции) !!! не путать с полным гармоническим оборотом и с полной каденцией!!! 3. По степени завершенности: а) половинная (без разрешения в T); б) полная (с разрешением в T), которая бывает совершенная (Т в мелодическом положении примы) или несовершенная (Т в мелодическом положении терции или квинты).
II. ГАРМОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ. ГАРМОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ становится одним из факторов постоянно обновляющегося развития целого, средством чуткого воплощения художественного замысла, самого движения мыслей и чувств. Такое варьирование способствует образованию богатого единства формы, — единства в многообразии. Формообразующая роль гармонического варьирования выступает нагляднее, более открыто, чем в ряде других гармонических средств. Варьирование гармонии участвует в различных исторических типах вариационных циклов, но особенно активно в глинкинском типе вариаций; в последнем случае именно изменения гармонии становятся главной чертой, главным «носителем» самого развития музыки и продвижения музыкальной формы. Но и во всех других формах – например в простой трехчастной, в сонатной — варьированию гармонии принадлежит заметное место: достаточно сослаться на варианты реприз по сравнению с экспозициями, или варианты в серединах и разработках. Основные типы гармонического варьирования: 1. Перегармонизация – повторение музыкального построения на той же высоте, но с другой гармонизацией; 2. Секвенция – повторение музыкального построения с той же гармонизацией, но на другой высоте. Секвенции различают диатонические (без выхода за пределы данного тонального центра, то есть без смены тональности) и хроматические (каждое звено секвенции в новой тональности)
|
|||
|