Введение
Актуальность исследования заключается в том, что проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
А в связи с развитием средств массовой информации, информационно - компьютерных технологий, эта проблема приобретает все большую и большую остроту, т.к. учащиеся большую часть свободного времени проводят у экранов телевизора, компьютера. Чтению книг, общению уделяется все меньше внимания.
Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. И поэтому основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир.
У ребенка в процессе социальной адоптации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни).
Социальные идеи и образы не просто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.
Изобразительная деятельность, включая все ее виды, обладает большими воспитательными возможностями.
Ещё одна важная потребность, которая удовлетворяется в художественно-изобразительной деятельности,– потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Работа с детьми организуется так, чтобы они смогли свободно общаться друг с другом и с взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время декоративно-прикладной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу взрослого, чтобы лучше рассмотреть образцы и работ друг друга.
Выполнение некоторых работ (панно, коврики, салфетки) носит коллективный характер, в процессе которых дети сами распределяют между собой процесс изготовления отдельных деталей, подбирают необходимое оборудование и материалы, оказывают друг другу помощь, советуют, как лучше и интереснее сделать совместную работу.
Одна из важнейших потребностей ребенка – потребность в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Младший школьник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности.
Предоставляя детям возможности заниматься художественно-изобразительной деятельностью, мы помогаем осознать им свое «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить творчество, инициативность, самостоятельность. Занимаясь с младшими школьниками интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает у них чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, мы в итоге формируем у них основы общей культуры, накопление собственного социального опыта, ценностных ориентаций, поднимаем их на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.
Проблема исследования заключается в том, что Концепция развития дополнительного образования определяет в качестве одного из приоритетных формирующих результатов – коммуникативные, однако механизмы приобщения к социальному миру и формирования коммуникативных навыков посредством изобразительной деятельности у младших школьников в системе дополнительного образования разработаны в недостаточной степени.
Объектом исследованияявляется социальная адаптация младших школьников в системе дополнительного образования
Предметом исследованияявляется художественно-эстетическая деятельность как средство социальной адаптации младших школьников.
Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности художественно-эстетической деятельности, как средства социальной адаптации младших школьников в объединении дополнительного образования.
Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование социального опыта детей 7-11 лет средствами изобразительной деятельности в детской художественной школе
Задачи исследования:
- осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме средства социальной адаптации младших школьников
- изучить особенности художественно-эстетической деятельности, как средства социальной адаптации младших школьников
- выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников;
- апробировать комплекс учебных занятий по изобразительной деятельности, направленный на формирование коммуникативных навыков с целью социальной адаптации младших школьников;
- обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что посредством художественно-эстетической деятельности возможна эффективная социальная адаптация младших школьников
- проектирование и апробация комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленного на социальную адаптацию и формирование коммуникативных навыков.
А также в предположении о том, что формирование социального опыта детей 8-11 лет средствами изобразительной деятельности в системе дополнительного образования будет обеспечено если:
- рисунок, живопись, скульптура, декоративное искусство, история и теория искусства, включенные занятия изобразительной деятельности детей, используются как средства межличностного и социального взаимодействия;
- компоненты социального опыта - социальное познание, социальное суждение, социальный вывод развиваются на изобразительном и вербальном уровнях;
- в процессе обучения изобразительной деятельности используются интерактивные технологии диалогового образовательно-коммуникативного взаимодействия и приемы, обеспечивающие единство вербального и изобразительного способов социальных отношений и оценки (взаимооценки, самооценки) результатов деятельности;
- определены критерии и показатели оценки уровня сформированности социального опыта у детей 8-11 лет средствами изобразительной деятельности
Методологической основой исследования являются:
- теоретические положения о сущности социального опыта
- педагогические труды, раскрывающие потенциал изобразительной деятельности в процессе формирования социального опыта детей
- педагогический потенциал учреждений дополнительного образования в формировании личности учащегося
- личностно-ориентированный, полисубъектный (диалогический) подходы в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко, Б. Блум, В.А. Трайнев др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, Л. М. Фридман);
В процессе исследования использовались следующие методы:
-изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование,
- проектирование, синтез;
-экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и преподавателями художественных школ города Тольятти, метод экспертных оценок);
- наблюдение и постановка педагогического эксперимента;
- статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводится в четыре этапа.Основные этапы исследования:
На первом этапе(октябрь-декабрь 2020 г.) – теоретическом – осуществление изучения состояния проблемы в теории и практике, разработка научного аппарата исследования, определение экспериментальной базы исследования.
осуществление изучения и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством изобразительной деятельности, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе(декабрь-февраль 2020-2021 г.) – теоретико-проектировочном – проведение поискового эксперимента:
Рассмотрение состояния проблемы в теории и практике учреждений дополнительного образования города Тольятти, изучались основные показатели и критерии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий изобразительной деятельности.
разработка программы эксперимента и модели процесса формирования социального опыта у детей 8-11 лет средствами изобразительной деятельности на основе использования интерактивных форм обучения.
На третьем этапе(март-апрель 2021 г.) – опытно-формирующем –
проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего) на базе детской школы искусств в процессе занятий изобразительной деятельностью детей 7-11 лет.
проведение формирующего эксперимента с целью проверки разработанной методики, направленных на формирование коммуникативных навыков у младших школьников через технологию сотрудничества на занятиях изобразительной деятельности. Проведение экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса занятий по технологии сотрудничества младших школьников для формирования коммуникативных навыков.
На четвертом этапе(апрель-май 2021 г.) –
- проведение контрольного эксперимента, обобщение результатов,
- уточнение материалов исследования, обобщение его результаты, выводы
- литературное оформление выпускной квалификационной работы.
База опытно-экспериментального исследования: МБОУ ДО «АрхиМодус».
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|