Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Bearbeiten] Функциональные регистры



[Bearbeiten] Функциональные регистры

Функциональное разделение на регистры основано, с одной стороны, на изучении физиологического аспекта при помощи современной исследовательской аппаратуры, такой, как, например, электроглоттография (ЭГГ), которая используется для замера фаз смыкания и размыкания голосовой щели, либо для прямого стробоскопического наблюдения за движением голосовых складок. С другой стороны, оно основано на изучении спектра шума разных регистров и участков диапазона, и, кроме того, основных четко выраженных формант.

С точки зрения работы голосовых складок различают  нижеследующие функциональные регистры:

  • В функциональном регистре штро-бас  мышцы голосового аппарата, и, соответственно, голосовые складки – короткие и толстые, расслабленные и эластичные. Голосовые складки колеблются с очень короткой фазой размыкания и долгой фазой смыкания, производя низкие, скрипучие звуки. Звуки не столько «скрипучие», сколько «урчащие». По поводу фазы смыкания – явная ошибка в тексте. В процессе издавания штро-баса отчётливо ощущается свободный проход воздуха, что возможно только при увеличенной фазе размыкания. Аналогия – лаблиовибрант: вибрация губ при сильном выдохе с шумовым звуком. Впрочем, и с включением голоса лаблиовибрант также провоцирует «проточность», т.е., увеличенную фазу размыкания.

· В грудном регистре голосовые складки колеблются полностью, причем с вертикальной разностью фаз. Голосовые складки – толстые, и обладают  сравнительно большим вибрирующим слоем и амплитудой вибрации. Фазы смыкания и размыкания по сравнению со штро-басом  более равномерны, вплоть до преобладания фазы размыкания.  Звуки, тоны, которые при этом воспроизводятся, соответствуют по звучанию грудному низкому голосу.

Рис. 4: Движение голосовых складок в фальцетном регистре

  • В фальцетном регистре голосовые складки в процессе вибрации  –истончаются, и амплитуда вибрации по сравнению с грудным регистром (грудным голосом, Modalstimme (Bruststimme)) незначительна. Колеблется только слизистая оболочка – края  голосовых складок (прикраевые участки слизистой оболочки голосовых складок) (на рис.2 - die Mucosa), поэтому об этом регистре также говорят – «краевой голос», Randstimme. Вертикальная разница фаз не проявляется. Фаза размыкания длиннее фазы смыкания, голосовые складки смыкаются при этом зачастую неполностью, особенно при продутой (придыхательной) фонации. В литературе также описывается следующий механизм фальцетного регистра: при переходе в фальцетную функцию поворачивающаяся часть черпаловидного хряща поворачивается, и голосовые складки закрываются, таким образом, что только 2/3   длины краев голосовых складок могут колебаться.
  • NB!!! Это – главное отличие биомеханики: участие или неучастие голосовых отростков черпаловидных хрящей в вибрационном процессе.
  • Свистковый регистр (Pfeiffunktion) недостаточно хорошо изучен. Возможно, голосовые складки почти полностью закрываются, но остается небольшое остаточное раскрытие,  при этом складки не вибрируют, или едва-едва вибрируют, звучание становится похожим на звук свистка, с образованием во рту турбулентности, вызванной прохождением через остаточное раскрытие.

Если не брать в расчет штро-бас и свистковый регистр, остаются два функциональных регистра, грудной (die Modalfunktion) и фальцетный (die Falsettfunktion). Иногда встречаются также гипотезы о 3-х регистрах. Американский исследователь и вокальный педагог Ллойд У. Хэнсон (Lloyd W. Hanson)  указывает зону между грудным и головным регистром, которую он называет средним голосом (middle voice) или смешанным голосом (mixed voice).

  • Согласно Хэнсону, отличительной характеристикой среднего, или смешанного голоса является то, что  мускулатура голосового аппарата (Vocalismuskel) уже не колеблется,  однако голосовые складки продолжают вибрировать. Сначала в головном регистре (Kopfstimme) колеблются только края голосовых складок, без участия мускулатуры и самих складок. По его мнению, данный регистр – регистр, который используют контртенора. Он делает различия между головным регистром и фальцетным регистром, считая, что в последнем смыкание голосовых складок – неполное, и голос вследствие этого более продутый. Вот так и вносится путаница: один и тот же механизм с разной мерой энергетических затрат и включённости тканевых масс выдаётся за самостоятельный механизм.

Так как терминология у разных авторов очень разнородна, особенно это касается фальцета, фистулы, свисткового регистра, современные исследователи голоса предпочитают работать с несколькими названиями. Один пример такой работы – исследование Хайнриха (Henrich) и др. [4] . Исследователи провели электроглоттограмму – измерение у профессиональных певцов и, согласно им, можно однозначно выделить следующие четыре регистра (функции):

  • m 0 соответствует штро-бас регистру  
  • m I соответствует грудному регистру у женщин, грудному и головному голосу (регистру) у мужчин.
  • m II фальцетный регистр
  • m III свистковый регистр у женщин.

Данная классификация соответствует 2-регистровой гипотезе и в настоящее время является наиболее общеупотребительной в исследованиях певческого голоса.

Корнелиус Л.Райд (Cornelius L. Reid) считает, что оба основных регистра, грудной и фальцетный, образуются за счет разной совместной работы мышц гортани: в грудном и/или модальном регистре  (Brustregister и oder Modalregister) работает преимущественно внутренняя мускулатура гортани при закрытой голосовой щели, в фальцетном [регистре] преимущественно работают расположенные с внешней стороны гортанимышцы перстневидного хряща гортани Stimmlippendehner (musculi cricothyroidei), при полностью открытой голосовой щели. Внутренняя мускулатура гортани с функциональной точки зрения принадлежит к дыхательной системе, ее участие в голосообразовании очевидно, т.к. именно она открывает и закрывает голосовую щель. Внешние мышцы, натягивающие голосовые складки,  которые наклоняют щитовидный хрящ гортани, участвуют в перистальтических движениях во время глотания. Влияние мускулатуры, натягивающей голосовые складки, на голосообразование заключается в регулировке высоты голоса, т.к. она удлиняет и истончает голосовые складки. Такого же взгляда придерживался Л.Б. Дмитриев. Но дело в том, что внешние мышцы одинаково могут работать и при вибрирующих голосовых отростках черпаловидных хрящей («грудной режим») и при остановленных («фальцетный» режим). Отсюда и пошла путаница в терминах «школ»: «микст» у мужчин, «медиум» у женщин, у женщин, мол, фальцета нет, а есть «головной», а у детей межет быть выработан «микст» на основе «грудного» и «микст на основе «фальцетного» (Г.П. Стулова).

По мнению Райда, тренинг голоса обеспечивается взаимонезависимым иннервированием этих двух групп мышц. (Функциональное развитие голоса Funktionale Stimmbildung). Можно регулировать взаимодействие этих мышц, и, таким образом, оказывать влияние на характеристики голосовых складок во время голосообразования. Под данными характеристиками имеются в виду толщина, длина и степень напряжения голосовых складок. Толщина, длина и степень напряжения струн (в данном случае, голосовых складок) определяют высоту тона, громкость и тембр (гласных), т.е изменения во взаимодействии мышц оказывают влияние на качество тона.[5]

В вышеуказанных исследованиях Хайнрих и др.[4] на основании электроглоттограмм не делается различий между грудным (Modalstimme) и головным регистром (Kopfstimme) Речь идёт о мужском голосе. Очевидно, эта методика имеет свои ограничения, т.к. рассматривает только фазы смыкания и размыкания,  и не делает никаких дальнейших предположений, например, какие мышечные системы вовлекаются в том или ином случае. В одном исследовании (Кастелленго и др. (Castellengo et al.))[6] для различных регистров голоса  при певческой фонации в каждом случае применяется обозначение среднего голоса. В результате при ЭГГ проявляются  исключительно механизмы m I и m II, соответствующие грудному (Modal function) и фальцетному режимам (Falsettfunktion). Смешение сводится, вероятно, не к выравниванию положения гортани, а, скорее, через управление дыханием к регулировке громкости звука и изменению спектра звучания путем использования различных комбинаций резонирования, и, в частности, к формированию певческих формант.

Сложно однозначно понять, что именно подразумевают авторы. Очевидно, певцы учатся в каждом регистре «имитировать» в каждом регистре качества другого регистра (грудного в фальцетном и фальцетного в грудном, соответственно – прим. переводчика), чтобы на слух оба регистра на среднем участке звучали бы похоже друг на друга. Таким образом, физиологически [третьего] среднего регистра не существует.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.