Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





MESOGAIA* Imperium Internum (РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ)



*MESOGAIA* Imperium Internum (РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ)

Г. БУТУЗОВ АЛХИМИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Г. ЮНГА

Публикация "Философского Дерева" на русском языке завершает цикл переводов работ Карла Густава Юнга, посвященных алхимии. Теперь эта важная часть наследия крупнейшего психолога стала доступной русскоязычному читателю в полном объеме, что позволяет сделать некоторые общие выводы в отношении его произведений, посвященных этой теме, в контексте развития научного мышления конца ХХ века.

Я не являюсь специалистом в области психологии, да и, откровенно говоря, трудно что-либо добавить к тому обилию книг и статей, комментирующих труды Юнга, которые были изданы специалистами-психологами в течение последних десятилетий. И все же я взял на себя смелость составить это своеобразное эссе, имея лишь одно оправдание: существует область, в которой Юнг был, хотя и очень осведомленным, но все же любителем, и о которой мне кое-что известно; речь идет об Алхимии. Я специально написал это слово с большой буквы, так как именно с такой малой детали и начинается большая путаница. Адепты, то есть по определению люди, успешно завершившие Magnum Opus, никогда не использовали слово "алхимия", они называли это занятие Искусством, а себя - Любящими Искусство и Сыновьями Гермеса, а чаще всего просто Философами. Более того, они весьма уничижительно отзывались об алхимиках и их деятельности, чему хорошим свидетельством служит следующий пассаж: "Этот естественный труд не такой грязный, как неумелая работа обычных алхимиков с их угольными печами, плавкой и очисткой, и чем-то там еще, что они умудряются проделывать…"[1]. Однако слово "алхимия" настолько прижилось, и, благодаря бесчисленным публикациям, наводнившим Европу в XVII веке, стало столь часто использоваться для определения занятий как алхимиков, так и истинных Философов, что последние ввели еще один термин - "суфлер"[2], т.е. человек, без толку раздувающий угли своей печи, не понимая сути учения адептов (кстати, из суфлеров вышли многие известные химики). Таким образом, чтобы внести ясность, Королевское или Священное Искусство я буду в дальнейшем называть Алхимией с большой буквы, а деятельность суфлеров - алхимией с малой, поскольку это слово наиболее привычно для уха современного читателя в обоих контекстах. Изначальным допущением Юнга, приведшим к последствиям, которые мы обсудим позднее, было разделение Алхимии на "духовную" и "лабораторную", причем в последнюю категорию попали и алхимики, и истинные Философы. Критикуя заблуждения суфлеров, Юнг приписывал их также и Алхимикам; так, вместо разделения Великого искусства на истинное и ложное, возникло разделение на "психологический опыт" и "претенциозный обскурантизм"[3].

Чтобы корректно подойти к вопросу, сначала определим предмет Алхимии; при этом следует без колебаний отбросить характеристики, известные нам по школьным учебникам, - "прародительница химии", "великое заблуждение" и т.д., поскольку они лишь служат живым примером ограниченности некоторых ученых. Наиболее краткое определение можно найти у Руланда; оно звучит так: "Алхимия есть освобождение чистой субстанции от нечистот"[4]. Весьма афористичного определения придеживаются многие современные алхимики, включая такого знатока древнего Искусства, как Станислас Клоссовки де Рола: "Алхимия есть овеществление духа и одухотворение материи"[5]. Все же, для более глубокого понимания роли Юнга в Алхимии и вскрытых им аспектов этой науки нам имеет смысл воспользоваться формулировкой, предложенной Жаном Дюбюи, экс-президентом международной эзотерической организации Les Philosophes de la Nature : "Алхимия является искусством манипулирования жизнью; она дает возможность проявиться сознанию, заключенному в материи, и решает проблемы внутренней дисгармонии"[6]. Основополагающей особенностью юнгианской трактовки Алхимии, и в то же время коренным отличием ее от понимания этой науки средневековыми Адептами, является разделение Юнгом вышеприведенной формулировки на несколько частей в пользу последней из них. Можно ли упрекнуть выдающегося психолога в однобокости? Я думаю, нет. Причина здесь не в ограниченности некоего отдельно взятого ученого по имени Карл Густав Юнг, а в дисперсии мировосприятия человека как такового, к которой привела нас "столбовая дорога науки" в конце второго тысячелетия от рождества Христова. Юнг первым среди именитых академических ученых нового времени описал и обосновал психологическую сторону Magnum Opus; пускай это обоснование не всобъемлюще, но благодаря ему мы теперь вообще можем обсуждать эту тему без угрозы быть обвиненными в мошенничестве или психической неуравновешенности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.