|
|||||||||
Социальные типы демократической журналистики 4 страницаЗаконодательство о СМИ содержит требованиенедопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствии с ней не допускается использование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя, нарушению целостности государства; для разжигания национальной, социальной, религиозной розни и нетерпимости; для пропаганды войны, фашизма и других форм экстремизма; для распространения порнографии, культа насилия и жестокости. Ограничивается распространение эротических изданий и программ; сообщения о способах изготовления и использования наркотиков, пропаганда каких-либо преимуществ их употребления. Пятая область регулирования - отношения между СМИ и аудиторией (МА и СИ). По Закону о СМИ «граждане имеют право на оперативное получение... достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц» (ст. 38). Однако это слишком общая декларация, требующая проработки с точки зрения требований информированности. Ограниченность обязательств перед аудиторией еще более проявляется в законной возможности не обращать внимания на почту, отказываться от публикации поступивших в редакцию обращений, не отвечать на письма. И СМИ, не заботящиеся о прочной связи с аудиторией, заявляют: «Редакция в переписку вступает. Рукописи не рецензируются и не возвращаются». Сомнительность этой нормы для демократической журналистики побудила некоторые СМИ вводить специальные разделы типа «Переписка с читателями». А Интернет широко открыт для интерактивного общения. Когда же СМИ выступают в адрес тех или иных социальных институтов, то, по Закону о СМИ, те имеют право на ответ, но не обязаны реагировать на критику. Шестое составляющеегосударственной политики в области СМИ является определениеобъема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности. Государственные органы являются учредителем Информационного телеграфного агентства России - правопреемника Телеграфного агентства Советского Союза (ИТАР-ТАСС), Российского информационного агентства (РИА-Новости), различных информационных служб палат Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и т.д. Государственные институты являются учредителями ряда СМИ («Российская газета», «Парламентская газета»), Всероссийской государственной телерадиокомпании (холдинг ВГТРК, который включает целый ряд теле- и радиоканалов, передающих станций, множество других инфраструктур СМИ), а также соучредителями ряда федеральных и региональных СМИ. В государственной собственности находятся наземные и космические каналы связи, много полиграфических предприятий и других составляющих информационной инфраструктуры. Государство является «распорядителем эфира», выдавая лицензии на теле- и радиовещание. Седьмая область государственной политики - контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Характер и порядок контроля определяют специальные положения законодательства. Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законодательства бывает предварительной и последующей. Предварительнаяцензура осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь уставами, положениями, списками запрещенных тем и т.п., имели право запретить вообще публикацию произведения или потребовать сделать в нем купюры или исправления. Без разрешения цензуры ни одно произведение опубликовано быть не могло. Последующая (карательная) цензура осуществляется за опубликованными произведениями. В соответствии с предоставленными полномочиями цензура могла делать замечания, выносить предупреждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы. В России по действующему законодательству предварительная цензура не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с Законом о чрезвычайном положении может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множительная и звукоусилительная техника. В некоторых странах (например, в Испании), а в России - в некоторых ведомствах существуют подразделения (например, в Министерстве обороны), которые можно назвать консультативной цензурой - обращающиеся туда журналисты могут получить рекомендации по доработке или исправлению представленных на просмотр текстов, если в них обнаружатся сведения, которые не подлежат разглашению. Эти рекомендации не обязательны для исполнения, но заставляют журналиста подумать над ними и сознательно принимать то или иное решение. 30) Первый социальный тип — СМИ, представляющие прежде всего «частные» интересы различных социальных групп и общественных объединений (разумеется, с той или иной мерой устремленности видеть их в перспективе «общего блага»). Эти СМИ выходят в интересах, от имени или с поддержкой различных институтов гражданского общества и бизнес-структур экономического сообщества. В структуре гражданского общества свое место занимает и создаваемая соответствующими объединениями или отдельными гражданами журналистика гражданского общества. Единая в своей независимости от государства, эта журналистика выражает частные интересы своих учредителей и владельцев. Созданные ими СМИ либо открыто представляют и отстаивают позиции тех или иных социальных групп, политических партий, различных неполитических организаций (творческих и ученых союзов, ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), либо позиционируют себя как «независимые». Соотношение в их программах и деятельности «частногрупповых» и «общечеловеческих» интересов может быть очень разной: от жесткой защиты интересов какой-то частной группы до стремления к балансу «частного» и «общего». Второй социальный тип — государственные СМИ, создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. В ряде стран (например, в США) государственных СМИ нет вообще (кроме бюллетеней, печатающих официальные документы и выступления); в некоторых нет государственной прессы, но есть ТВ и РВ, а также агентства (хотя часто управляемые специальными органами, а не непосредственно назначаемыми государством руководителями). Считается, что на деньги налогоплательщиков («общие») нельзя выпускать СМИ, представляющие «частную» точку зрения того или иного государственного института. Ведь все ветви власти (исполнительная во главе с Президентом, который имеет также и некоторые законодательные полномочия; представительная — от парламента до городского собрания; судебная) представляют в своих позициях не всех, а победившее на выборах большинство, а затем интересы собственно властных структур. Так складывалось издавна. Однако, во-первых, государственные СМИ представляют большинство, а порой и вовсе подавляющую «часть» общества. И этим они отличаются от тех «частных» СМИ, которые выступают от имени различных социальных меньшинств, а часто и вообще периферийных малых групп и общественных объединений. Притом позиция государственных сил носит консолидированный характер, и они действуют ради пришедших к согласию «частных» сил. Во-вторых, избранные демократически власти и их СМ И в принципе берут на себя ответственность перед всем народом представлять и отстаивать интересы всей страны (как они это делают — проблема контроля со стороны институтов непосредственной демократии и общественности). Более того, по мере развития демократии становится все более очевидным, что государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны и реально, «по закону» быть всеобщим представителем и учитывать интересы, точки зрения, позиции, требования как большинства, так и меньшинства.
Социальные типы демократической журналистики Сущность демократических порядков предопределяет необходимость представительства в журналистике как тех СМИ, которые выражают и отстаивают прежде всего «частные» интересы, так и тех, которые стоят по преимуществу на позициях и требованиях «общего блага». При этом все более актуальной становится проблема сбалансированности отношений между различными отрядами журналистики и их конструктивного взаимодействия, формирования СМИ, в позициях и деятельности которых будет органичен баланс «частногруппового» и «общечеловеческого». Поэтому результатом демократического развития в сфере журналистики являются три социальных типа СМИ. Первый социальный тип — СМИ, представляющие прежде всего «частные» интересы различных социальных групп и общественных объединений (разумеется, с той или иной мерой устремленности видеть их в перспективе «общего блага»). Эти СМИ выходят в интересах, от имени или с поддержкой различных институтов гражданского общества и бизнес-структур экономического сообщества. В структуре гражданского общества свое место занимает и создаваемая соответствующими объединениями или отдельными гражданами журналистика гражданского общества. Единая в своей независимости от государства, эта журналистика выражает частные интересы своих учредителей и владельцев. Созданные ими СМИ либо открыто представляют и отстаивают позиции тех или иных социальных групп, политических партий, различных неполитических организаций (творческих и ученых союзов, ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), либо позиционируют себя как «независимые». Соотношение в их программах и деятельности «частногрупповых» и «общечеловеческих» интересов может быть очень разной: от жесткой защиты интересов какой-то частной группы до стремления к балансу «частного» и «общего». Бизнес-сообщество, составляющее экономическое «тело» общества, также «выходит» в сферу журналистики со своими изданиями и программами, представляя «частные» интересы различных бизенес-структур, ассоциаций предпринимателей и т.д. и т.п. Учреждаемые ими СМИ часто имеют коммерческий характер и выпускаются ради прибыли, но, разумеется, явно или латентно занимают определенную позицию, хотя и явно не связываемую с платформой конкретной партии или союза. Часто думают, что коммерческие СМИ ради успеха в аудитории (и, соответственно, коммерческого успеха) готовы поступиться «частными» интересами своих владельцев. Одни СМИ такого рода («качественные») действительно идут на уступки идеям «общего блага», но отказаться от основ своих «частных» интересов, разумеется, не могут. Другие же («массовые») действуют ради экономического успеха по принципу «услужения» неразвитым, часто низменным вкусам и предпочтениям аудитории. Но эти «уступки» аудитории на самом деле преследуют коммерческие цели вкупе со стремлением увести аудиторию от существенно важных вопросов, что выгодно владельцам СМИ с их «частными» интересами. Второй социальный тип — государственные СМИ, создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. В ряде стран (например, в США) государственных СМИ нет вообще (кроме бюллетеней, печатающих официальные документы и выступления); в некоторых нет государственной прессы, но есть ТВ и РВ, а также агентства (хотя часто управляемые специальными органами, а не непосредственно назначаемыми государством руководителями). Считается, что на деньги налогоплательщиков («общие») нельзя выпускать СМИ, представляющие «частную» точку зрения того или иного государственного института. Ведь все ветви власти (исполнительная во главе с Президентом, который имеет также и некоторые законодательные полномочия; представительная — от парламента до городского собрания; судебная) представляют в своих позициях не всех, а победившее на выборах большинство, а затем интересы собственно властных структур. Так складывалось издавна. Однако, во-первых, государственные СМИ представляют большинство, а порой и вовсе подавляющую «часть» общества. И этим они отличаются от тех «частных» СМИ, которые выступают от имени различных социальных меньшинств, а часто и вообще периферийных малых групп и общественных объединений. Притом позиция государственных сил носит консолидированный характер, и они действуют ради пришедших к согласию «частных» сил. Во-вторых, избранные демократически власти и их СМ И в принципе берут на себя ответственность перед всем народом представлять и отстаивать интересы всей страны (как они это делают — проблема контроля со стороны институтов непосредственной демократии и общественности). Более того, по мере развития демократии становится все более очевидным, что государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны и реально, «по закону» быть всеобщим представителем и учитывать интересы, точки зрения, позиции, требования как большинства, так и меньшинства. И государственные СМИ в перспективе обязаны, в отличие от «частных» СМИ гражданского «тела» общества и бизнес-сообщества, консолидировать все составляющие общества и представлять «общие» интересы. Реализовать такой подход трудно, но необходимо. Третий тип — общественные СМИ (их называют также общественно-правовыми, государственно-общественными), которые могут максимально полно реализовать общие интересы. Эти СМИ по природе своей и при надлежащей организации дела как раз и призваны выступать с общенародной, общенациональной позиции и предлагать общеприемлемые решения по спорным проблемам жизни общества. Такова трудная, но непременно требующая реализации миссия этого отряда журналистики. Обязательное условие достижения успеха — пропорциональное квотное представительство в руководстве «третьим» социальным типом журналистики всех значимых институтов гражданского общества, бизнес-структур и государственных органов, притом делегировать следует тех, кто настроен на достижение согласованных решений и способен на преодоление неизбежных трудностей их выработки. Выполнить такую роль может Национальный Совет по СМИ. Информационная политика общественных СМИ носит особый характер — с одной стороны, представлять интересы всех социальных групп через изложение всех значимых позиций. Так аудитория будет иметь возможность познакомиться со всеми точками зрения. С другой — всесторонний анализ предлагаемых позиций и решений. С третьей — организация диалога между различными социальными силами с подведением итогов с публикацией согласованных подходов. |
31) Информационное пространство нуждается в оптимальной организации на основе главного критерия - «заполненность» информационного пространства должна быть такой, чтобы каждый человек в любой точке мира из предлагаемых источников информации мог так сформировать свою информационную среду, чтобы быть максимально полно и релевантно информированным, постоянно подкреплять, расширять и углублять свою информированность.
При наличии многих источников информации главная роль в обеспечении информированности аудитории, а следовательно, и место в информационном пространстве принадлежат СМИ. Деятельность журналистики может быть успешной только в том случае, если выполнение ею своих функций, притом в слоях аудитории, различных по социально-демографическим характеристикам (образование, профессия, возраст, пол, местожительство и т.д.), социально-политическим ориентациям, интересам и взглядам, будет «распределено» между большой совокупностью изданий и программ. Поэтому неизбежно закономерное возникновение множества газет, журналов, каналов радио и телевидения, различных видов кибержурналистики. Система журналистики складывалась исторически, на протяжении веков, и постоянно изменялась с изменениями в социально-политической жизни, характера аудиторий, с развитием технических возможностей массовой коммуникации.
Система журналистики в рамках страны может считаться сформированной относительно адекватно, если:
В результате система журналистики складывается таким образом, что оказываются занятыми практически все информационные «ниши» (по тематике, позициям, формам представления информации) и между различными органами журналистики возникают сложные отношения взаимодействия - от взаимодополнения до информационной борьбы. В ходе и в результате этих взаимоотношений одни издания и программы возникают, другие преобразовываются, третьи ликвидируются. При этом в перспективе важно создание общественных СМИ.
32) С момента основания журналистики принято разделять несколько теорий ее возникновения:
Марксистская теория возникает в процессе нарастания социальных и классовых противоречий. Теория поддерживает тезис о непримиримости, и требует поддержки рабочего класса.
Авторитарная теория окончательно формируется в период XVI – XVII веков из абсолютной власти монархии. Печать может находиться только в руках государства или частного лица. Печать и все публикуемые материалы должны поддерживать и превозносить государственную политику.
Либертарианская теория основана на полной свободе была принята в Англии в 1688 году, и позднее в США. Здесь печать ни что иное как инструмент, созданный с целью контролирования правительства. Периодическое издание может организовать любой гражданин.
Теория социальной ответственности появилась в США в XX веке. Печать должна информировать, продавать и развлекать, а также любую конфликтную ситуацию переводить на язык дискуссии.
https://sfedu.ru/lib1/filolog/520600/s5_520600.htm
33) СИСТЕМА СМИ – совокупность СМИ, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом. СМИ представляют собой систему по форме организации и по функциям, которые они выполняют в общественном пространстве. Системность – это тот принцип, опираясь на который и производят основной анализ деятельности журналистских средств и форм воздействия на аудиторию. Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ. Функционирование обеспечивают информационные агентства и пресс-службы, производственно-технические службы и средства связи, транспорта и доставки, книготорговля, учебно-научные центры. К системе примыкает система устных форм (митинги), работа кинопроката, выставки, плакаты. В условиях становления информационного рынка в системе СМИ начинает играть большую роль службы ПР, рекламные, электронные СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации: печатная пресса, аудиовизуальные, информационные. Говоря об истории журналистики, мы назвали пять видов средств массовой информации: газета, журнал, радио, телевидение и интернет-сайт. Между тем ученые еще спорят, можно ли относить интернет-сайты к средствам массовой информации. Дело в том, что в российском законодательстве, в частности в Федеральном законе «О средствах массовой информации», отсутствует определение понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), что позволяет не регистрировать в обязательном порядке интернет-сайты в качестве СМИ. К названным выше пяти видам средств массовой информации нужно добавить информационные агентства. Как уже упоминалось, одним из типоформирующих признаков газеты является периодичность выхода. Газеты также классифицируются по административно-территориальному уровню: федеральные, региональные (республиканские, краевые и областные), местные (муниципальные, ранее их называли городскими и районными) и корпоративные (в советское время их называли многотиражными); по целевому назначению: универсальные, отраслевые и специализированные; по времени выхода: утренние и вечерние; по уровню контента (содержания): качественные, массовые и так называемые «желтые» (бульварные, изначально предназначавшиеся для розничной продажи на улицах). Существуют и другие типоформирующие признаки газет (к примеру, возраст аудитории, национально-языковые особенности и т.д.), но они не являются основными при характеристике типологии газет. Считается, что радио должно прежде всего информировать о событиях, телевидение эти события показывать, а газеты и журналы – анализировать. Типология электронных СМИ не такая широкая, как у СМИ печатных: теле– и радиопрограммы дифференцируются по административно-территориальному признаку: федеральные, региональные и местные; по целевому назначению: универсальные и специализированные; а также по диапазонам распространения: телепрограммы – метровые и дециметровые каналы, а также кабельные сети, радиопрограммы – длинные волны, средние, короткие и ультракороткие, которые еще называют FM-волны, а также проводное радиовещание. В системе электронных СМИ также происходит смешение типологических характеристик. Так, многие федеральные телеканалы и радиостанции имеют местные «врезки».
34) Высокий уровень результативности есть результат оптимального (лат. optimum - «наилучшее в данных условиях») функционирования журналистики по удовлетворению потребностей общества в информации. При этом наиболее результативными будут произведения, в которых наилучшим образом учитывается весь комплекс факторов порождения текста Этих факторов пять - столько, сколько «сил» влияет на журналиста в его работе: журналист должен «совместить» объективное отображение действительностис выполнением программных целей учредителяв связи с характером и потребностями аудитории и (или) социальных институтов как «потребителей» информации при учете особенностей своего каналаи полной реализации своих возможностей как журналиста. Разумеется, гармоничность действия этих факторов достижима лишь в том случае, если между журналистом и учредительской программой нет различий (или они минимальны) по поводу потребностей «потребителя» информации, а потребности осознаны достаточно точно, чтобы создать объективную «картину» жизни. И если, конечно, учитывается характер аудитории. Так что добиться исторически значимой результативности (а не просто успеха в аудитории «любыми средствами») нелегко, и реально ее достигает лишь тот, кто наилучшим образом просматривает историческую перспективу и умеет привлечь к ней свою аудиторию.
Поскольку «потребителями» информации являются как массовая аудитория, так и социальные институты, результативность деятельности бывает двух планов - соответственно адресату информации. С одной стороны, уровень воздействия информации на массовую аудиторию следует называть эффективностью(лат. effectivus-«производительный»), с другой - результативность контактов с социальными институтами (уровень воздействия на принятие решений) определяется как действенность. Это различение имеет и теоретическое, и практическое значение, хотя очень часто эти термины употребляют как синонимы или близкие, даже тождественные понятия. (В частности, действенностью называют меру достижения непосредственного, сиюминутного результата, а эффективностью - отдаленные последствия и т.д.).
Различение эффективности и действенности по объекту журналистского обращения позволяет журналистам четко ориентировать свои усилия и соответствующим образом замерять их результаты. Причем высокая эффективность формирует в аудитории высокое довериек СМИ, а высокая действенность способствует повышению их авторитета. Доверие и авторитет в их своеобразии и единстве - признаки влиятельности журналистики, что оказывается результатом высокого качества работы.
При этом деятельность журналистики в оптимальном варианте нацелена на результативность в обоих ее проявлениях, на «универсальность» влиятельности в обществе. Это тем более важно, что высокая эффективность способствует усилению действенности (так как на социальные институты как бы дополнительно «давит» пресс общественного мнения), и наоборот, действенность усиливает эффективность (так как повышается доверие к СМИ, пользующимся авторитетом в социальных институтах, оказывающим воздействие на принятие решений).
http://www.myshared.ru/slide/1303847/
https://studfile.net/preview/5427631/page:26/
35) Действенность и эффективность СМИ. Эта проблема занимает особое место в теории журналистики. Журналистика — связующее звено между «субъектом» и «объектом»; она обеспечивает постоянную циркуляцию информации, удовлетворяющей потребности и интересы различных слоев населения. Журналистика — сильное средство прямого влияния на ход производственных процессов. Журналистика — мощное средство опосредованного влияния на поведение и поступки людей через разум, психику, эмоции.
Результат зависит от всех «действующих сил», которые находятся в системе СМИ: от канала информации, в частности от того, в какой мере он использует свои специфические возможности; от социальных институтов, расположенных в «зоне обслуживания» данного канала; от аудитории, в частности от того, насколько она «открыта»; от «издателя» (учредителя), в частности от того, достаточно ли он заботится о кадрах для «своего» органа, помогает ли устанавливать необходимые связи с инфраструктурой, на каком уровне осуществляет общее руководство; и от самих авторов (журналистов), от их талантливости, мастерства и опытности, в частности от умения собирать, обрабатывать, компоновать и передавать материал, привлекать к себе в помощники нештатных корреспондентов и активистов и «возиться» с ними.
Действенность выступлений журналистики как мера результативности контрольной, непосредственно-организаторской деятельности. Определение (формула) действенности и ее использование в практике. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Требования обоснованности, конструктивности, реалистичности. Организаторские факторы повышения действенности. Проблема правового регулирования реакции социальных институтов на выступления СМИ. Значение публикаций типа «по следам наших выступлений» для повышения действенности и роста авторитета СМИ. Методы изучения действенности и использование их результатов.
Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Аудитория как субъект и объект. Закономерности информационного поведения аудитории. Определение (формула) эффективности и ее значение для практической ориентации журналиста на конечные результаты. Два варианта подхода к пониманию эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного (шагового) определения эффективности. Взаимодополняемость подходов.
Позитивно влияют на действенность и эффективность следующие основные моменты:
1. Редакционный контроль при поддержке «издателя» (учредителя);
2. Актуальность темы;
3. Компетентность исполнителя задания;
4. Убедительность доводов;
5. Аналитичность при рассмотрении конкретных социальных ситуаций;
6. Острота критики;
7. Объективность критики;
8. Нестандартность изложения материала, правильный выбор жанра;
9. Оперативность журналистского выступления;
10. Правдивость (достоверность) фактов;
11. Читабельность текста (простота и доходчивость языка);
12. Четкая постановка проблемы;
13. Наличие конструктивных предложений;
14. Доброжелательность повествования;
15. Авторитет автора и издания
При реализации культурных, идеологических и других функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. Это требует умения найти подход к своей аудитории, заинтересовать ее, увлечь, донести информацию, отвечающую ее потребностям. Поэтому судить об эффективности журналистки только по уровню синтактической и семантической адекватности несправедливо. Часто случается так, что высокие качества журналистского произведения, если рассматривать его только с этих сторон, оказываются «недостатками» с прагматической точки зрения. Употребление, например, редких лексических средств языка, сложных композиционных построений, развитых синтаксических конструкций может привести к нежелательным, дисфункциональным последствиям в конкретной аудитории. К таким же результатам может привести и чрезмерно акцентированное изложение верных положений, которое аудитория может оценить как «давление», слишком большой объем информации, предлагаемый в небольшой отрезок времени и т.д. Эффективность работы журналистов зависит от прагматических качеств их произведений. Они зависят от владения журналистом методами профессиональной деятельности. Таким образом, все составляющие компоненты содержания и формы его произведения должны быть ориентированы на конкретную аудиторию. Результаты, которых добивается журналиста, называются эффектами.
Задачи и совокупности целей, поставленных журналистом в процессе подготовке произведения, определяются системой эффектов. Таким образом, эффективность журналистики – это степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории с учетом возможности журналиста и аудитории.
36) Действенность- это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер теми или иными социальными институтами.
Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.
Прежде всего это необходимость для журналиста при анализе конкретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, активнее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? При этом предложения по поддержке позитивных начинаний, прогрессивных форм деятельности, по исправлению недостатков, преодолению трудностей, решению назревших проблем формулируются лишь после анализа, четко показывающего, можно ли вообще их реализовать и в какие именно сроки. Это касается даже обоснованных предложений, которые в данных условиях могут быть невыполнимы (прожектерство, «добрые пожелания», вызывающие иронию у здравомыслящих людей). Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.
Выдвигаемые журналистикой предложения с опорой на результаты анализа (экономический - для ситуации в сфере экономики, правоведческий - в сфере применения права, эстетический - по отношению к явлениям искусства и т.д.) обязательно имеют, кроме того, общесоциальныйаспект, зависящий от социальной позиции СМИ. Но конечная цель - чего же добиваться? - задана принципиальным подходом к жизни, связанным с социальной позицией СМИ.
Для журналиста очень важно правильное видение и действенное выполнение непосредственно-организаторских функций. Это обусловлено тем, что такая деятельность неотрывна от социальной ориентации аудитории. Все выводы, практические предложения журналистов, которые важны для аудитории, не должны «пропадать» и для социальной практики. Использование их организациями и лицами, принимающими решения, является прямым продолжением обращения к аудитории и апелляцией от имени общества к тем, кто ответственен за положение дел в рассматриваемой сфере жизни (в администрации, в правительстве, на заводе, предприятии, образовательном учреждении и т.д.). Деятельность журналистов без действенного участия в принятии решений оказывается односторонней, незавершенной, так как нереализованные и невостребованные практические наработки журналистов как общественных деятелей и социальных аналитиков являются «нерациональным» распоряжением результата, достигнутого их усилиями. Кроме того, это ведет к снижению авторитета средств массовой информации и доверия к ним.
Повышение действенности СМИ требует от журналиста соблюдения ряда условий. В первую очередь, журналист при анализе конкретных ситуаций должен задавать себе вопрос – кто и что именно должен предпринять, чтобы положение дел улучшилось? При этом все предложения по поддержке прогрессивных форм деятельности, позитивных начинаний, исправлению недостатков, преодолению трудностей и т.д. формулируются только после анализа, который четко показывает, возможно ли их реализовать и в какие сроки. Касается это и обоснованных предложений, если в данных условиях они невыполнимы.
Фоном и главным смыслом деятельности журналиста становится принципиальное решение по поводу перспектив достижения поставленной цели. Этот подход оберегает журналиста от чрезмерно детального проникновения в специальную область, в которой первое слово принадлежит профессионалам, и позволяет активно вмешиваться в жизнь в соответствии с важнейшими социальными интересами аудитории и общих интересов развития социума. Благодаря этому журналистика способна удержаться в рамках своей специфики, не переход в сферу средств специальной информации. В свою очередь, специалисты с помощью журналистики получают возможность увидеть положение дел и проблемы, требующие решения, с общесоциальных позиций. Без подсказки журналиста такие вопросы нередко оказываются за гранью их внимания, так как оно, в основном, сосредоточено на узкоспециальных вопросах.
Так как решение проблем, которые поднимаются журналистами, а также рассмотрение выдвинутых ими предложений зависят от должностных лиц и социальных институтов общества, крайне важным в практике работы редакция является налаживание контактов с официальными лицами и социальными институтами. Необходимо донести до них суть выступлений средств массовой информации, так как не все институты имеют пресс-центры, собирающие и обобщающие выступления СМИ по вопросам, касающимся их деятельности. Однако даже если материалы доходят до инстанций, они далеко не всегда принимают адекватные меры. Поэтому необходимо убедиться, что выступление СМИ дошло до адресата. Если же реакции не последовало, через некоторое время полезно напомнить о позиции программы или издания, приложить к напоминанию дополнительную информацию. Таким образом, редакция последовательно вмешивается в процесс рассмотрения вопроса, поднятого ею, и занимает активную позицию, стремясь к действенности. Но часто усилий редакции бывает недостаточно, чтобы выступление СМИ оказалось действенным.
Проблемы повышения действенности журналистики с<
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|