|
|||
Социальные типы демократической журналистики 3 страницаДля журналистики законодательство - это система отношений государства со СМИ. ! Реализуя требования Конституции, Закон "О средствах массовой информации" гарантирует свободу учреждения, владения, пользования и распоряжения средствами массовой информации. Сферы, регулируемые законодательством: 1) Внутрижурналистские отношения (учредитель - главный редактор - журналисты) в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования. ! Закон о СМИ регулирует отношения между учредителем и редакцией с достаточной очевидностью "в пользу" редакции. Однако принятый позже Гражданский кодекс наделил правами первого лица учредителя. Противоречия между этими двумя законами можно снять поправками, и эти поправки необходимо сформулировать так, чтобы торжествовал демократизм внутрижурналистских отношений; 2) Отношения между СМИ и источниками информации (социальными институтами и гражданами).Журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Гласность - это достигнутая и затем необходимая для нормального функционирования демократической журналистики мера публичности, открытости функционирования различных соц. структур. Законодательство своими дозволениями и запретами регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов и информации. ! Закон о СМИ обязывает: "Государственные органы и организации, общественные объединения и должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций. Закон обязывает удовлетворять запросы (за исключением случаев, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны). 3) третья область регулирования - права журналистов на распространение информации, которые гарантированы международными и внутренними юридическими документами. (однако использование этих прав накладывает "особые обязанности и особую ответственность в связи с необходимостью "уважения прав и репутации других лиц" и охраны государственной безопасности". ! Закон о СМИ содержит статью о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствии с ней не допускается использование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя. ! Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к насилую, агрессии, возбуждению национальных страстей. 4) четвертая область регулирования - отношения между СМИ и аудиторией. По Закону о СМИ "граждане имеют право на оперативное получение...достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций. ! Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбления (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией. В целом же по поводу отношений "СМИ-аудитория" требуются уточнение и развертывание законодательных норм. Да и вообще законодательство как реализация требования государства к СМИ - это "рамочные требования", обязательные для исполнения каждым СМИ при разработке и реализации информационной политики. · Еще одним составляющим государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности. Государство является учредителем Информационного телеграфного агентства России, различных информационных служб палат Федерального собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств. Государственные институты являются учредителями ряда СМИ ("Российская газета", "Парламентская газета") · Наконец, государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. 23) Феодально – монархическая печать отличается способностью укреплять государство воедино. По мере назревания конфликтов со стороны революции данный тип сначала приобретает консервативную, а после реакционную силу. Охарактеризовать данный тип можно и времена петровских «Ведомостей» и временами кардинала Ришелье. Буржуазная печать, которая возникла в феодальном обществе в качестве основного оппозиционера, позволила наладить идеологическую борьбу против монархии при помощи лозунгов свободы печати, братства и равенства, свободы идей. К примеру, можно привести французские газеты «Защитник конституции» или «Друг народа». До начала XIX века данную эпоху можно было называть эпохой персонального журнализма. И только после победы буржуазной революции средства массовой информации стали формироваться по ориентирам от демократии к фашизму. Германия и Италия наиболее яркие примеры данного журналистского типа. Религиозно – клерикальный тип относится к особой прессе. Первые проявления относятся к XVI веку, но существуют и сегодня. Буржуазия, стремящаяся избавить политическую власть от канонов католицизма. Такой тип возникает в Ватикане, затем в Германии, Италии и чуть позднее во Франции. Свою позицию идеологи католицизма сводят к соединению народной и божьей воле. Коммунистическая ветвь движения начала формироваться на основе большевистской части РСДРП и особенно быстро развивалась на фоне кризиса в период русской революции 1905 г., Первой мировой войны и после февральской буржуазно-демократической революции в России. Идеологически ее деятельность обеспечивалась коммунистической (большевистской) печатью, центральное место в которой занимала «Правда» (1912-1914 годы, возобновлена после февральской революции 1917 года и выходящая до сих пор) и многие местные специализированные органы партийной литературы, издававшиеся партийными комитетами. После Октябрьской революции в России были закрыты все буржуазные издания, а затем и издания других социалистических движений. Жесткая линия сталинской части партийного руководства после смерти В. И. Ленина привела к подавлению всех проявлений оппозиционности не только в печати, но и в партии. Воцарился жесткий, все более догматизировавшийся идеологический монополизм. Партийное руководство превратилось в диктат идеологических структур партийного аппарата над всей журналистикой, включая и те органы, которые не были формально подчинены партийным комитетам. Над всеми средствами массовой информации осуществлялся тотальный контроль. Поставленная в жесткие условия, журналистика оказалась в рамках всевозможных запретов и ограничений, от нее требовалось играть роль идеологического инструмента Коммунистической партии. Несмотря на это, журналистика, особенно в тех областях, которые непосредственно мало соприкасались с политическими вопросами, немало делала для развития аудитории. Были издания (например, «Новый мир» при Твардовском, газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Труд» и др.), на страницах которых прорывалась правда жизни, ставились острые проблемы современности. Таким образом, коммунистическая печать в СССР и странах социалистического содружества прошла сложную историю. С одной стороны, базируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистического выбора, она звала народы на революционную борьбу против «старого мира» и на путь социалистического строительства в различных сферах общественной жизни, с другой - в условиях тоталитарного режима, не только извратившего высокие идеи и отступившего от их практической реализации, но и совершавшего прямые преступления в стране и за ее рубежами, средства массовой информации нарушали свои принципы, превращаясь в «подручных» режима, теряли доверие масс, постоянно манипулируя их сознанием. Переходный период в развитии общества, в том числе и в сфере журналистики, открыто начался в 1985 году, после провозглашения в СССР политики «перестройки», приведшей к возрождению демократических норм жизни, ликвидации цензуры и жесткого идеологического контроля, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности, возникновению плюрализма в политико-идеологической (и журналистской) сфере и т.д. Вместе с тем в условиях наступления рыночной стихии многие СМИ оказались во власти капитала, что отразилось на их информационной политике. На пути к подлинному информационному порядку возникли трудности, которые требуется преодолевать в интересах информационного обеспечения демократии. Однако переходный период характерен не только для нашего общества или стран бывшего социалистического содружества - это всемирный процесс, который лишь по видимости есть «крах коммунизма», потерпевшего поражение в «холодной войне», и победа капитализма как «идеального» общественного устройства. Уже в 60-70-е годы стали возникать социально-экономические предпосылки формирования «новой цивилизации» при одновременном росте многочисленных угроз всему человечеству в виде ряда «глобальных проблем», разрешить которые может только все мировое сообщество в целом путем перехода на рельсы устойчивого развития. Становится очевидным, что складывается единый взаимозависимый мир, в котором каждая страна, регион, нация связаны экономическими, политическими, культурными, социальными и другими, в том числе информационными, узами. Подходит конец неравномерности развития стран, социальным контрастам, национальной ограниченности, конфессиональной замкнутости, другим препятствиям на пути к устойчивому развитию человечества. Но на этом пути еще предстоит преодолеть множество трудностей, и сложно сказать, как с ними справится человеческое сообщество. 24) в 1983 году (в Париже и Праге) была конкретизирована роль, которую «информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов». Там были выработаны принципы профессиональной этики[11]: · Принцип № 1. Право граждан на достоверную информацию · Принцип № 2. Объективное освещение событий — долг журналиста · Принцип № 3. Социальная ответственность журналиста · Принцип № 4. Профессиональная честность журналиста · Принцип № 5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ · Принцип № 6. Уважение частной жизни и достоинства · Принцип № 7. Уважение общественных интересов · Принцип № 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур · Принцип № 9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству · Принцип № 10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка Мораль подсказывает человеку вариант выбора духовных ценностей и соответствующего поведения именно потому, что она опирается на совесть — нравственное чувство, в котором сказывается самооценка соответствия действий принятым в обществе и преобразованным во внутренние убеждения нормам нравственности. Уступая совести, журналист теряет человечность, личность, общественную значимость[9]. Моральные аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились попытки использования СМИ в личных целях. Многие издания различных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают мысли оппонентов, демонстрируют большую неприязнь по отношению к чужим взглядам. Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, которые вызывают общую заинтересованность. Поэтому понятно, что журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности. Свобода слова и высказываний является неотъемлемой составляющей деятельности журналиста. Служение интересам власти или учредителей, а не общества, является нарушением этики журналиста. Журналист с уважением относится к частной жизни человека. При этом не исключается его право на журналистское расследование, связанное с теми или иными событиями и фактами, которые имеют общественное звучание и призваны защищать интересы общества и личности. Освещение судебных процессов должно быть непредвзятым к обвиняемым. Журналист не может называть человека преступником до соответствующего решения суда, вступившего в законную силу. Журналистские опросы граждан не должны фабриковаться с целью получения заранее определенного результата. Журналист обязан сделать все возможное для исправления любой распространенной информации, если оказалось, что она не соответствует действительности. Журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Как известно, источником информации для представителя СМИ является человек, который имеет конституционное право выбора- общаться с журналистом или нет. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать его, предлагать взятки. Все это не только противозаконно, но и «морально безобразно». Если человек отказывается от предоставления той или иной информации, то не мешало бы прислушаться к его мнению относительно отказа. Иногда причиной безразличного отношения к журналисту является неэтичное поведение его коллег из редакции, ранее посетивших этого человека. Урегулировать данный вопрос можно только благодаря «разумному поведению» и завоеванию доверия. Эффективен в таком случае приём имитации — перенос внимания человека с одного объекта на другой. 25) В демократическом обществе в отличие от тоталитарного население страны - не «подданные», а «граждане», и именно им принадлежит суверенитет - верховенство в общественно-политической жизни и, соответственно, право на формирование через регулярные выборы институтов власти и контроля за их деятельностью. Всякого рода цензы (по имущественному и социальному положению, образованию, этнической принадлежности, полу, оседлости и др.) постепенно отменялись, выборы стали прямыми и всеобщими (сохранилась только возрастная граница - избирают только совершеннолетние). Тем самым реализуется идеяres publico(лат. - «общее дело») - всеобщее участие народа в осуществлении власти. Современная журналистика представляет собой сложившийся социальный институт со своими устойчивыми организационными формами, своими собственными нормами, традициями, правилами. Его деятельность направлена на восполнение потребности в информации, а в основе его функционирования лежат демократические начала при развитых механизмах правового регулирования. Однако законодательство в отношении журналистики как социального института развито пока слабо. Есть много нерешенных вопросов, границы некоторых вопросов остаются не обозначенными. И это неизбежно вызывает определенные трудности. У журналистики свое особенное, уникальное положение в обществе. С одной стороны, она включена в общественное управление, то есть является «четвертой властью», формируя общественное мнение, а с другой, сама является частью сознания общества. И это неоднозначное положение.
В связи с этим у нее следующие обязанности: · Предоставление обществу адекватной информации. · Быть пространством для свободного обмена мнениями, независимо от желания власти. · Наполнять массовые потоки информации полезными материалами с самыми разнообразными знаниями, ценностями и т.д. Все это приводит в развитие массовое общественное сознание. Именно благодаря независимому информированию граждан, происходит осуществление демократического принципа посредством данного социального института. Понятие «информированность» представляет особую важность. Постепенно оно проникает в законодательство. Есть закона о праве на информацию, в котором определен основной принцип права информирования граждан на информирование о деятельности органов и организаций. Данную информацию необходимо сообщать в следующих случаях: · необходимо опровергнуть недостоверную информацию; · значима для общества; · представляет опасность для общества. В основе деятельности СМИ должны находиться идеи и практика множественности мнений в области политики, культуры, идеологии. Отличия во мнениях могут быть кардинальными. Плюрализм – еще одна черта демократического общества. Для журналистики важны отношения «журналист – источник информации». Есть три типа таких источников: · Документ – это всегда продукт деятельности по обработки первичной информации. · Предметно-вещественная среда. · Человек – ключевое звено информационной среды. Взаимодействие журналистов с информационными источниками слабо урегулировано в законодательстве, потому и много сложностей. Например, в законодательстве установлено, что должностное лицо – держатель информации – обязан предоставлять журналистам все нужные сведения. Скрывать информацию можно только в случае, когда это охраняемая законом тайна. 26) СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в сфере духовно-идеологической, в сфере влияния (причем степень реального влияния может быть очень разной в зависимости от множества обстоятельств). Будучи неофициальной, эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической власти. Стоит добавить - в наше время особенно. Поскольку в силу информационных нужд общества журналистика обращается к «освещению» явлений и проблем всего социума, то «власть влияния» - массово-информационного воздействия СМИ - распространяется на все структуры и подструктуры общества. Журналистика присущими ей идеологическими средствами вмешивается и в различные области управления государственными делами (государственного «тела» общества), и в жизнь экономического «тела» общества, и в деятельность институтов гражданского «тела» общества во всем богатстве институционализированных и неинституционализированных форм функционирования общества. Вроде бы к суждениям, приговорам и рекомендациям СМИ никто прямо не обязан прислушиваться, но таков характер духовного влияния, что он скрыто или явно проявляется в сознании и поведении людей. Если представительная власть приобретает в демократическом обществе легитимный характер через выборы, СМИ-власть такой формой легитимности не обладает. Легитимные основания для нее создаются в рамках государственной информационной политики через законодательство, на основании которого действует журналистика. Но если в государстве действительно осуществляется народная демократия, то и политика всех трех ветвей власти в сфере СМ И не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении народной журналистике всех необходимых прав и свобод при определении необходимых форм ответственности. И при этом соблюдался принцип равенства представительной власти и властных возможностей журналистики как института непосредственной демократии. Отсюда и характеристика СМИ как четвертой власти. Но поскольку она не располагается «на древе государственности», ибо реально не обладает такой же легитимностью (ведь три государственные ветви власти формируются в результате выборов, почему и называют представительной) и потому не является официальной, то и неизбежно заключение этой характеристики в кавычки - «четвертая власть» 27) Тенденция развития человеческого общества связана с формированием новой цивилизации. В социальном же отношении это общество полной демократии и - в связи с этим - гуманистически ориентированное. Журналистика как социальный институт общества, развивающегося в этом направлении, - активный фактор его становления. И с этой точки зрения и формируются объективно необходимые требования к ней, к ее конкретной текущей деятельности. Современная журналистика в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового». Будущее за теми СМИ, которые способны идеологически и организованно быть «впередсмотрящими» в этих сложных процессах. Сущностной основой функционирования журналистики является соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Чтобы полно реализовать это требование, необходимо широкое и точное понимание сущности демократии в современной трактовке как партиципаторной, делиберативной, диалогической. Отсюда ряд черт демократического порядка деятельности. 1) если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан; 2) если требуется пресечь сообщение недостоверной информации; 3) если она имеет или может иметь общественно значимый характер. Для того, чтобы быть достаточно информированным для принятия и реализации максимально верного решения, во-первых, надо ожидать одинаково активной работы со всеми сторонами массового сознания, во-вторых, учитывая особенности положения разных групп общества, информирование протекает с учетом объективных потребностей каждой социальной группы, общественного слоя, притом с учетом различия в их представлениях, взглядах, настроениях, в-третьих, информированность каждого слоя может быть полной лишь при условии осознания им потребностей, интересов, нужд других. В связи с этим деятельность в сфере СМИ должна прочно базироваться на идее и практике политического, идеологического, культурного плюрализма. 28) СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ, как средство достижения целей социального консенсуса, согласия, социального партнерства. 29) Государственная политика осуществляется прежде всего через законодательство, разрабатываемые на его базе подзаконные акты. Государственную политику в области СМИ вырабатывает и реализует целая система учреждений. В сфере законодательства - это парламентские и президентские структуры, в сфере управления - Министерство культуры и массовых коммуникаций и др. Существуют и региональные нормативные акты. В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналистской деятельности. Первая сфера регулирования -отношения «государство - СМИ». Закон «О СМИ» гарантирует свободу учреждения (лицензирования), владения, пользования и распоряжения средствами массовой информации, причем учредителями и соучредителями (владельцами) могут быть все социальные субъекты - отдельные граждане и их объединения, учреждения, организации, государственные органы. При учреждении, например, газеты требуется указать сведения об учредителях (и, если имеются, соучредителях), название, язык, адрес редакции, форму и территорию предполагаемого распространения, примерную тематику и специализацию, периодичность и объем СМИ, источники финансирования, сведения о других СМИ, где учредитель выполняет функцию собственника, издателя, главного редактора, распространителя. Примерно те же требования предъявляются и к заявителю на получение лицензии на вещание (ТВ, РВ). В развитие этих положений представляется необходимой характеристика деятельности СМИ с точки зрения требований информационного порядка и соответственно определения специфики различных социальных типов журналистики. Это касается также и мер государственной поддержки СМИ в экономической сфере (облегчение налогового, таможенного, валютного и иных финансовых требований, по отношению ко всем СМИ и/или специальные меры по поддержке отдельных секторов прессы, находящихся в особо трудных условиях, но необходимых для общества). По этому поводу принимаются законодательные и иные нормативные акты как постоянного действия, так и рассчитанные на определенный срок. Вторая сфера отношений - внутрижурналистские. Эти отношения (учредитель, т.е. владеющий СМИ издатель или вещатель, - главный редактор - журналисты) в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования. Учредитель как собственник СМИ, создавая его, справедливо рассчитывает на то, что работники СМИ будут руководствоваться его интересами и целями. Однако и «нанятые» сотрудники (возможно, первоначально согласные с провозглашенной учредителем линией СМИ) на каком-то этапе в результате своего анализа и осмысления явлений жизни, а также своеобразия творческого облика могут в большей или меньшей степени разойтись в своих суждениях с позицией учредителя. Если это рассматривать как неподчинение руководителю, то выход очевиден - либо возвращение к принятой в СМИ позиции, либо расставание со СМИ. Третья сфера отношений, регулируемых законодательно, это отношения между СМИ и источниками информации (социальными институтами и гражданами). Чтобы выполнять свои функции, журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Законодательство предусматривает охрану государственной тайны (имеется соответствующий закон), служебных, коммерческих, банковских тайн, тайны следствия, усыновления, вкладов в банки, врачебной и ряда других. По закону защищается достоинство личности, ее честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Распространение информации о частной жизни допустимо только с согласия соответствующего лица или лиц. Однако правила «закрытия» информации (особенно государственных учреждений, производственных и других организаций) требуют более точных характеристик, чтобы журналистов безосновательно не «отсекали» от запрашиваемых сведений по произвольным решениям. Четвертая область регулирования - права журналистов на распространение информации, которые гарантированы международными и внутренними юридическими документами. Однако использование этих прав накладывает, как утверждает, например, «Международный пакт о гражданских и политических правах», «особые обязанности и особую ответственность» в связи с необходимостью «уважения прав и репутации других лиц» и «охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения».
|
|||
|