Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





q Смычные



q Смычные

v Носовые [м], [м'], [н], [н']

v Взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'];

v Аффрикаты(смычно-щелевые) [ц],[ц‘] и [ч'], [ч]

 

q Дрожащие [р] / [р']

 

 

8. Классификация согласных звуков русского языка по уровню шума, по участию или неучастию голоса, по твердости мягкости. Классификация согласных звуков в школьной практике.

При произношении согласных голосовые связки могут напрягаться или раслабляться

уровень шума (звучность/сонорность, глухость/звонкость)

q Сонорные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j]

q Шумные

v звонкие [в], [в'], [з], [з'], [ж], [б], [б'], [д], [д'], [г],

v глухие [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [х], [х'], [ч], [щ].

Шумные согласные могут образовывать пары по глухости-звонкости. Такие согласные тождественны по месту и способу образования и различаются лишь участием или неучастием голосовых связок в артикуляции звука. Если голосовые связки напряжены получаются звонкие согласные, расслаблены- глухие.

В школьной практике звуки х,ц,ч,щ считаются непарными

Большинство согласных звуков образуют пары по твердости-мягкости. Разница в артикуляции таких согласных обусловлена работой средней части языка в полости рта. Если средняя часть языка, или спинка, при общей артикуляции поднимается вверх и продвигается чуть вперед, то происходит смягчение согл.

В школьной практике всегда твердыми считаются ж,щ,ц. Всегда мягкими- ч,щ,й. Йот всегда мягкий

9. Слог как суперсегментная единица речи. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов.

В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой( или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые (неслогообразующие)

Существуют несколько теорий:

- Экспираторная (слог – звукосочетание, произносимое одним толчком воздуха) не объясняет всех случаев.

- Сонорная (Аванесовым) (слог – волна сонорности, звучности. В слоге – звуки с разной звучностью. Самый звучный – слоговой звук.)

По степени звучности:

4 – гласные

3 – сонорные

2 – звонкие

1 – глухие

Принцип восходящей звучности может нарушаться на конце слова, и если есть сочетания гласн+сонорн+шумный

- Динамическая (слог – волна имеющая силу и интенсивность)

Самый сильный, интенсивный звук слога — слоговой, менее сильные — неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносится кор[уо]ва, молок[уо], л[ае]с, с[ие]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках.

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым, начинающийся неслоговым- прикрытый. Слог оканчивающийся слоговым- открытым, неслоговым-закрытым.

 

10. Слог как сегментная единица речи. Слогораздел в русском языке. Слогораздел в школьной практике.

Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. Рассмотрение слога с этой точки зрения устанавливает законы членения речевой цепи на слоги, выясняет место слогоразделов внутри слова и на стыке слов. В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, перетекает один в другой. Невозможно обнаружить эти границы никакими приборами. Но иногда нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда деление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Слогораздел — реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языка даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный — наиболее звучный, т. е. слоговой. Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш], [на-су-хэ]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], [ра-ссол]; сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрэк]; начинается шумный

и заканчивается сонорным согласным: [су-кно], [во-бла|-

Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [чай-н'ик].

Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у согласного перед шумным звучность может снизойти до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу: [на-рват'], [ко-лба].

Основной принцип строения слога в русском языке слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам — только один из этих принципов.

 

 

11. Ударение. Фонетическая природа словесного русского ударения. Место ударения в слове. Функции словесного ударения.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные — безударные. Ударение- интонационное выделение одного из слогов в неодносложном слове, суперсегментная единица. Характеризуется следующими признаками.:

-музыкальность- при произношении ударного слова изменяется высота тона

-количественность- ударный слог произносится дольше безударного.

-динамичность ударений- ударный слог произносится с большей силой

Ударность или безударность это свойство не одного гласного, а всего слога. В ударном согласные произносятся более четко.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется разноместным или свободным. Может быть также дополнительное или побочное ударение в слове, где :больше 4-5 слогов, слово сложносокращенное, в словах с иноязычными приставками. Ударение может быть подвижным: в различных формах одного слова, при образовании однокоренных слов. Ударение неподвижно в им и вин падеже вынужденное.

Функции:

- смыслоразличительную

- форморазличительную

- различения вариантов слов

v равноправные варианты (творог)

v литературный/разговорный (звонит)

v общеупотребительный/профессиональный (компас)

- устаревший/современный (музыка)

- современный/фольклорный (злато, серебро)

 

12. Ударение формообразующее и словообразовательное. Подвижность и неподвижность ударения. Клитики.

При образовании грамматических форм слова может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным или постоянным формообразовательным: книга, книги. В русском языке большая часть слов (около 96 %) имеют неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается крайне редко: дерево — деревья. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: рука — руки, сниму — снимешь, сняла — сняли.

При словообразовании наблюдаются те же закономерно­сти, что и при формообразовании. Так, ударение в производ­ном слове может быть на той же морфеме, что и у произво­дящего слова: книга книжка.

Это словообразовательное неподвижное ударение. В дру­гих случаях ударение в производящем и производном словах падает на разные морфемы: звезда звёздочка. Это словообразовательное подвижное ударение.

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому примыкает, называется проклитикой (односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе; ко_мне;)

Безударное слово, стоящее после удар к которому оно примыкает, называется энклитики (односложные частицы: скажи-ка, он_же, придёт_ли)

Абсолютные проклитики и энклитики к основному слову, сливаются с ним в одно слово, где гласные и согласные звуки произносятся в одном лексическом слове: до_сада (ср. досада).

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, характеризуйте произношением отдельных звуков, чем внутри одно лексического слова. Например, безударный союз но сохранят в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцэ] (ср. на солнце [на-сбнцъ]).

 

13.  Фонология. Звук речи и звук языка. Понятие фонемы.

Фонология- это наука, которая изучает звуки языка я функциональной точки зрения.

Звук речи- это звук, произнесенный конкретным человеком в конкретной речевой ситуации.

Звук языка- это множества звуков человеческой речи, близких друг к другу артикуляционно и воспринимаемых всеми как тождество.

Фонема-основное понятие фонологии. Фонема- это абстрактная обобщающая единица языка, которая представлена рядом позиционно чередующихся звуков. Фонема соответствует звуку в сильной фонетической позиции

14. Позиционные и непозиционные чередования. Исторические чередования. Нейтрализация фонем.

Чередование звуков- это мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. ( Сад-сады; т/д)

Позиционные:

Фонетические – позиция звуков в слове

Морфологические – зависят от положение звука по отношению к определенной морфеме или в определенной грамматической форме (юг – юга – южный).

Непозиционные:

Не имеют ни морфологической, ни фонетической обусловленности, есть лишь в отдельных словах (сон – сна).( о с нулем звука)

Историческими (фонетически не обусловленными) называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях. Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме. Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи. Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов, однако возможны чередования гласных с нулем звука и в некоторых суффиксах. В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований: вознестись - взлететь (о//# - чередование о с нулем звука) (2), передать - предать (пере//пре - чередование полногласных и неполногласных сочетаний). Исторические чередования изучаются в разделах "Словообразование" и "Морфология".

Разграничиваются три вида исторических чередований: 1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука), 2) чередования согласных и групп согласных, 3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов:

 1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов;

2) чередования образующие пересекающиеся ряды имеющие общие члены. (р/л смотры/смыслы)

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. (а-о-э в первом предударном слоге.)

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах.

Поэтому нейтрализация фонем – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

 

15. Фонетическая позиция. Сильные и слабые позиции.

Фонологическая позиция — условия употребления и реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Чередование звуков, воплощающих одну и ту же фонему, обуславливается фонетическими позициями. Звуки выполняют смыслоразличительную функцию, если находятся в сильной фонетической позиции. Сильные позиции для согласных:

-перед гласными

-перед сонорными согласными

-перед [в]+сонорными

Слабые позиции для шумных согласных:

-конец слова

-шумный перед шумными

Сильные позиции для гласных- под ударением, слабые-безударные.

16. Фонетические чередования согласных звуков по глухости/звонкости и твердости/мягкости, чередование согласных с нулем звука.

Чередование по глухости-звонкости

1)на конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими. Такая же мена звуков происходит при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного и [в], за которым следует гласный или сонорный

2)перед глухими согл звонкие заменяются глухими

3)перед звонкими глухие заменяются звонкими

4)перед [в] замена глухого согласного звонким происходит только тогда, когда после [в] произносится звонкий шумный.

Чередование по твердости-мягкости: Перед некоторыми мягкими согласными некоторые твердые заменяются мягкими. Внутри слова обычно твердые зубные заменяются мягкими перед мягкими зубными.

Чередование согл с нулем звука:

1)обычно не произносятся [т], [т‘][д][д‘] между зубными согл (между [с]-[ц]-крестца, удастся; [н]-[ц]- талантца,[д][д’] не произносится между [р]-[ц]-сердце, [р]-[ч]-сердчишко, [л] перед [нц]- солнце.)

2)фонемы с и з перед [ш‘:] реализуются нулем звука ([с]и[з] перед [ш‘:] заменяются на [ш’], а [ш’] перед [ш‘:] не произносится- не счастливым, из щели

3)после гласного перед [и][иэ] фонема йот реализуется нулем звука (мои).

17. Фонетические чередования согласных звуков по месту и способу образования, по долготе/краткости.

Чередование по месту образования

1)перед передненебными шумными зубные шумные заменяются передненебными- с чашкой ([ш‘] чашкой)

2)зубной [н] перед заднеязычным согл, после которого обычно следуют и другие согласные,заменяется заднеязычным [нг]- конгресс, функция

Чередование по способу образования:

Взрывные согл перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами- отсыпать (о[ц]сыпать), ветшать(ве[ч]шать).

Так, [т] перед[с] меняется на [ц]-детсад, бутсы

[т’] перед [c’] меняется на [ц’]- пять селедок

В позиции перед [ш][ж] звуки [т][д] заменяются передненебными, в результате чего образуются передненебные твердые аффрикаты [ч],[дж]-мла[ч]шая, по[дж]жилки

Перед [ш’] происходит замена взрывного мягкой аффрикатой-[ч’]щетно, [ч’]щерь

Чередование долгих и кратких согласных:

Долгие согласные звуки реализуют сочетание фонем. Долгие согласные звуки могут находиться в начале слова перед гласным: ввоз, ссора – или между гласными : Анна, вожжи. На стыке приставки и корня долгие согласные встречаются и перед согласным: во[з:]вание, ра[ш:]вырять.

В других позициях долгий согласный заменяется кратким согласным:

а) на конце слова: ва[н:]а-ва[н], ма[с:]а-ма[с]

б) рядом с согласным: програ[м:]а-програ[м]ный,ру[с]кий, францу[с]кий, мо[ш’:]и-мо[ш’]ный

в) возможно чередование долгих и кратких согласных и в позиции между гласными в зависимости от положения после ударного гласного или в других положениях: програ[м:]а-програ[м’]ировать, прогре[c:]а-прогре[с’]ивный.

 

18. Фонетические чередования гласных звуков.

Формула Потебни 1231 – остальные безударные слоги.

Ъ – аЪ – а – Ъ

Ъ – аЪ – о – Ъ

Формула Потебни показывает, что:

- во всяком фонетическом слове - только один слог ударный;

- первый предударный слог - слабее ударного, но сильнее всех остальных;

- все остальные слоги по силе примерно равны;

- слова с любым количеством слогов подчиняются этой формуле;

- предударная и послеударная части фонетического слова в русском языке не симметричны, устроены по-разному.

Перекрещивающаяся мена (ряды имеют общие члены)

Только в ударном слоге.

Мама/мать, рук/руки, люк/люки

[а] [а’] [‘а] [‘a’]

Параллельная мена.

В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:

 

1. [ý] // [у] з[ý]бы, з[у]бнóй: зубы, зубной.

 

2. [и´] // [и] // [ь] [п'и´]шет, [п'и]сáть, [п'ь]сани´на: пишет, писать, писанина.

 

3. [ы´] // [ы] // [ъ] ш[ы´]ре, ш[ы]рóк,ш[ъ]рокá: шире, широк, широка.

 

4. [и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.

 

5. [э´] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стá, ш[ъ]стовóй: шест, шеста, шестовой.

 

6. [э´] // [и] // [ь] [п'э´]ший, [п'и]шкóм, [п'ь]шехóд: пеший, пешком, пешеход.

 

7. [ó] // [а] // [ъ] д[ó]мик, д[а]мáшний, д[ъ]мовóй: домик, домашний, домовой.

 

8. [ó] // [и] // [ь] [п'ó]стро, [п'и]стр и´ть, [п'ь]стротá: пёстро, пестрить, пестрота.

 

 

9. [ó] // [ы] // [ъ] ш[ó]лка, ш[ы]лкá, ш[ъ]лков и´стый: шёлка, шелкá, шелковистый.

 

10. [á] // [а] // [ъ] тр[á]вка, тр[а]вá, тр[ъ]вянóй: травка, трава, травяной.

 

11. [á] // [и] // [ь] [п'á]тый, [п'и]тáк, [п'ь]тачóк: пятый, пятак, пятачок.

 

19. Фонологическая система русского языка. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

Фонемы — минимальные единицы языка, их нельзя разделить на более мелкие, последовательно идущие друг за другом элементы. Но, тем не менее, фонема — сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонемы, но сосуществующих одновременно в фонеме, различаются в сигнификативно в сильных позициях.

Признаки необходимые и достаточные для определения фонемы в сигнификативно сильных позициях, называют дифференциальными признаками этой фонем.

Наборы дифференциальных признаков совпадают всех фонем.

Фонема /а/ реализуется рядом звуков, признаками которых являются нижний подъем и нелабиализованность. Но /а/ противопоставлена всем остальным фонемам уже по одному признаку — нижнему подъему. Нет ни одной фонемы, кроме /а/, обладающей этим же признаком. Признак нижнего подъема — дифференциальный для фонемы /а/;

Интегральные признаки — это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные.

Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Так, [а] выступает в позиции рядом с мягкими согласными, [а] — между мягкими гласными; это звуки разных рядов, но они воплощают одну же фонему /а/.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить.

20. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

В русском языке гласные фонемы могут быть представлены звуками в абсолютно сильной позиции- начало слова под ударением. Московская школа выделяет 5 гласных фонем- О, А, У, Э, И. По мнению ученых фонемы Ы нет, так как звуки [ы] и [и] встречаются всегда в разных фонетических позициях, значит эти звуки вариант фонемы И

21. Состав согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Выделение большей части согласных фонем не представляет трудности:

В положении перед гласными фонемами <а>, <о>, <у>, <и> согласные фонемы произносятся наиболее определенно, т.е. максимально дифференцируются. Традиционно считается, что в русском языке 32 согл фонемы:

<п> - <п'>, <б> - <б'>, <м> - <м'>, <ф> - <ф'>, <в> - <в'>;

<т> - <т'>, <д> - <д'>, <с> - <с'>, <з> - <з'>, <л> - <л'>, <н> - <н'>, <ш>, <ж>, <р> - <р'>; <к>, <г>

+

<ц>,<ч>,<х>, <j>;

+

Г’, к’(ткешь, ткет), х’, жщ(дрожжи), щ(плащь).

 

22. Предмет орфоэпии. «Старшая» и «младшая» нормы произношения.

Наука о правильном произношении слов. Русская орфоэпия изучает нормы литературного произношения.

Существуют 2 точки зрения на предмет орфоэпии:

1) Аванесов считал, что О. Занимается вопросами правильного произношения всех слов русского языка. Такой подход, только если русский иностранный.

2) Панов- фонетика и орфоэпия занимаются разными предметами. Т.е. фонетика изучает основные фонетические законы русского языка, которые действуют всегда, без исключения. Предметом орфоэпии (для носителей языка) являются те произносительные нормы, которые допускают варианты в пределах русского литературного языка.

.

Причины различия в вариантах:

1) Территория

- московская

- Петербург

2) Хронологическое

- старшая

- младшая

3) стилистическая

4) влияние письма

Старшая норма: 1) характерна ассимиляция согл по тв-мягк- бе[н’з’]ин

2)[ж-]’ [jэж-‘у]

3)чн---[шн] було[шн]ая, ску[шн]о

4) ся, сь---[с] мыл[с]а, одела[с

5)гий, кий, кий-----[ъй] тих[ъ]й, долг[ъ]й

Младшая норма: 1)нет ассимиляции по твердости-мягкости

2)[ж-]

3)чн-[чн

4)мыл[с’а]

5)тихий

23. Стили произношения. Особенности произношения заимствованных слов.

Стили: официальный, нейтральный, разговорный.

В некоторых словах сохранилось произношение О (радио, болеро). В остальных случаях произношение вариативно (рококо)

В некоторых заимствованных словах и произношение б/у О, расценивается как нарочитое (рояль, бокал, аромат)

Раньше в русском языке действовал закон – твердый согласный перед звуком Э может быть только мягкий согласный. (брюнет, пионер, фанера).

В современном языке закон утрачивается – Э после твердого согласного.

Многие заимствованные слова начинаются с буква Э в б/у положении. В этом случае вариант произношения, если слово достаточно освоено в языке (экзамен, этот, энергия). Если слово малоосвоенное в языке, то произносится б/у Э (эмбрион, эвенк) То же самое с произношением Э в б/у положении в середине слова. (бутерброд)

 

24.  Вариативность произношения гласных звуков.

1. Сильная позиция для гласных -- позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.

 

Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными – как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

 

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы -- устаревшее, ч[а]сы -- диалектное.

 

3. Согласные ц, ж, ш -- твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. Произношение [ыъ] в заударном слоге.

Оп[ыъ]т. А так же во 2 пред/ударн. д[ыъ]мовой

5. Произношение [ъ] – у, [иэ] - ю

В разговорной речи на месте букв у/ю редуцированные звуки револ[иэ]ционный.

6. Проклитики и энклитики не подчиняются общим законам редукции. Дл[аъ]_нас, дл[иэ]_него.

7. В некоторых сложных и сложносочиненных словах, а так же в словах с некоторыми приставками, возможно позиционнирование гласных без качественной редукции. (сверхмощный, древнерусский)

 

 

25. Вариативность произношения согласных звуков.

1. Согласный [г] может произноситься как [г] -- год, [к] -- враг, [γ] -- Господи, [х] -- Бог, [в] -- кого.

Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.

 

2. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест.

Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек.

Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

 

3. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная, хотя последнее устаревает.

 

4. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.

В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: почта, мечта.

 

5. Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ж’ж’] (на конце слова -- [ш’ш’]). Современное произношение [жд’] ( на конце слова -- [шт’]) оценивается как вариант литературной норма.

По "старшей" норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) поизносились как [ж’ж’] -- долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [жж]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы

6. Произношение сочетаний здн, здк, стл, стп, ндн.

В таких сочетания фоне /д/ /т/ не произносится (радостный)

Но в некоторых случаях фонемы сохраняются когда стоят в 2 словах постлать, костлявый, бездна /т/ сохраняется в словах.

 

26. Вариативность произношения грамматических форм слов.

1)фонема а после мягк согл перед твердым в заударном положении в корнях реализуется в звуке иэ (вытянут).В этой же позиции и после [и неслоговой] в окончаниях фонема а обычно реализуется в [ъ]

2)прилаг: [ъ]на месте зауд [ы] (кроме конечного в слове). Звук [ъ] соотносится с фонемой и, а также с фонемой о в ударном окончании ой. [ъ] в окончанияхтий, ой= гиперфонема и/о.

3)прилаг на кий, гий, хий с мягк к,г,х.

4)В окончаниях им, вин падежа ед числа прилаг ср рода ое/ее и множ числы ые/ие- конечный гласный всегда безударный. В кодифицированном литературном языке в оконч ое/ее эти гласным обычно бывает [ъ], а в оконч ые/ие- звук иэ: грибно[йъ] лето- грибн[ыиэ] места. В разговорном языке эти гласные обычно не различаются: в обоих случаях произносится [иэ]

5)в безуд окончании вин падежа ед числа прилаг женского рода- ую/юю наряду с произношением[уйу] широко распространено произношение [ъйу] после ТВ согл и [ийу] после мягк: бел [уйу]-бел[ъйу], син[уйу]- син[ийу]

6)в 3м лице множ числа гл 2 спр наряду с безуд оконч ат/ят может употребл и оконч 1 спр ут/ют, более характерное для старшей нормы. Встречается преимущественно после мягк согл и [й]:уч[ъ]т- уч[у]т. Произношение этого окончания с [у] чаще встречается у возвратных гл: конч[у]тся, мерещ[у]тся

7)в 19-начале 20 вв обычным было произношение возвр форм глагола с тв [с]: бери[с], мыл[с]а.

И только в деепр с ударн на посл слоге обязательным был с мягк( берясь, боясь). Сейчас наряду с [с] чаще встречается с мягк, а после [л] звуки с и с мягк равноправны- мылсъ и мылс’

27.  Графика. Понятие письма. Значение письма в истории развития общества. Графика и алфавиты.

Графика-раздел языкознания, который изучает знаки письма и их значение. Знаки письма, т.е. единицы, которые помогают отразить устную речь на письме называют графемы. Графемы: буквы алфавита, знаки ударения, знаки препинания, пробел между знаками, построфы, шрифты, подчеркивания и пр. Буква обозначает звук в сильной фонетической позиции, т.е. фонему. Русское письмо-фонематическое. В широком смысле, письмо- любой способ передачи информации (узелковое и т.д.). В узком смысле, письмо- это система графических знаков, передающая устную речь, т.е. начертательное письмо. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного. Устная речь ограничена во времени и пространстве. Письмо преодолевает эти ограничения. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке называется алфавитом или азбукой. Алфавит- это система букв, передающих звуки или фонемы языка. 3 типа алфавитов, которые различаются по методу обозначения гласных:1)греческий, латинский, русский и др, где гласные обозначаются отдельно стоящими буквами,2) арабский, еврейски и др, где гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими(т.е. надстрочными или подстрочными) значками, 3)индийский,эфиопский и др, где гласные обозначаются диакритическими значками, слитыми с основными буквами.

 

28. История развития русского алфавита. Кириллица.

В основу славянской азбуки лег греческий алфавит, были добавлены буквы, которых не было в греческом языке. В результате славянская азбука состояла из 48 букв, но 7 букв были не очень нужны, они были введены для правильного произношения греческих слов, но славяне произносили эти звуки на свой лад. Данное противоречие нужно было исправить, но долгое время славянская азбука считалась священной, ее нельзя было трогать. Результаты реформы Петра 1: ввел светский шрифт, ввел прописные и строчные  буквы, включил в алфавит арабские цифры вместо букв, исключил титлы(знаки сокращения), греческие буквы были убраны. 1я реформа: графика. В 1735 году введена буква й, в 1797 Карамзин ввел букву ё, 1873- выходит книга Якобса Гротта «Спорные вопросы русского правописания от Петра и доныне». 2я реформа 1917-18гг- реформа и графики, и орфографии. Подготовка к реформе: 1904- при академии наук создается орфографическая комиссия под руководством Фортунатова, март 1917 года- Временное правительство принимает реформу и распоряжается ввести ее в школы( не в печать), декабрь 1917- большевики издают декрет о проведении реформы русского правописания. Результаты 2й реформы: изчезли след буквы дубляжи- ять, i, фита, изменилось название букв- назв по латинской традиции- 10 букв [tэ], 6 букв [эt], 4 буквы [tа.]. В совр русском алфавите 33 буквы: 10гласных, 21 буква согл, ъ и ь звуков не обозначают.

Кириллица возникла на основе греческого алфавита. К 24 буквам греч алфавита были добавлены 19 букв для обозначения особых славянских фонем. Буквы употреблялись и для обозначения цифр. Кириллические названия букв (аз, буки, веди) употреблялись в школах до 1917г. Считается, что кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия, на Русь кириллица пришла в 988г, вместе с крещением.

29. Современный русский алфавит, его состав. Названия букв. Значения букв Ъ и Ь.

21 буква согласная, 10 гласных и 2 – без звуков.

Каждая буква имеет два вида букв: печатный и рукописный. В каждом варианте два вида букв: прописные (большие, заглавные) и строчные (малые).

Существуют индивидуальные и комплексные названия букв. Индивидуальные:

Названия гласных букв — двух типов.

1. а, и, о, у, ы, э состоят из одного гласного звука.

2. Названия букв е [jэ], ё [jo], ю [jy], я [jа]состоят из гласного звука и предшествующего ему согласного [j]

Названия согласных букв — четырех типов:

1. Названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука и следующего за ним гласного [э]: [бэ], [вэ] и т. п

2. Названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из соответствующего согласного звука и предшествующего гласного [э]: [эл'], [эм] и т. п.

3. Названия букв к,х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука и последующего гласного [а]: [ка], [ха] и т. п.

4. Буква й с начала XVIII в., когда она появилась в нашем алфавите, называлась «и с краткой» (по значку «кратка» над буквой; это название было образовано по типу названия имевшейся тогда в алфавите буквы i — «и с точкой») Во второй половине XIX в. ее стали называть «и краткое». Это название неудачно: буква й обозначает фонему /j/, название же «и краткое» связывает букву й со звуком [и]. Поэтому у буквы й в школьных учебниках приведено новое название «й» (читается [ии]).

5. Буквы ъ и ъ в научной литературе в соответствии с традицией называются «ер» и «ерь». Так, в частности называются буквы фонетической транскрипции. В школьных учебниках эти буквы называются «твердый знак» и «мягкий знак». Название «мягкий знак» соответствует одной из функций ь указывать на мягкость предшествующей согласной фонемы.

Комплексными можно считать названия букв, обозначающие целые классы звуков (фонем), объединенных в группы одним общим признаком, например: буквы гласных звуков, буквы согласных.

Значение Ъ

- разделительный

Значение Ь

- указывает на то, что следом идет фонема j

- мягк перед согл(конь)-1/4 или 1/3 фонемы

- грамматическое(рожь, поешь)

30. Значения гласных и согласных букв. Гласные буквы после шипящих и Ц.

Гласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. После пробела, гласной буквы, ъ и ь буквы е, ё, ю, я обозначают <jэ>, <jо>, <jу>, <jа>.

2. После согласной буквы ё, ю, я обозначают мягкость предшествующей парной согласной фонемы и гласные фонемы <о>, <у>, <а>.

3. После ж, ч, ш, щ, буква ё обозначает фонему <о>.

4. После согласной буквы е обозначает фонему <э>, причем твердость/мягкость предшествующей согласной остается либо необозначенной, либо написание находится вне действия позиционного принципа.

5. После пробела буква и обозначает фонему <и>; после согласной буквы – мягкость предшествующей парной согласной фонемы и <и>; после ь – сочетание фонем <jи>.

6. После пробела и гласной буквы а, о, у, э обозначают <а, о, у, э>; после букв ж, ц, ч, ш, щ, – фонемы <а, о, у, э>, в остальных случаях – <а, о, у, э> и твердость предшествующих согласных фонем.

7. Буква ы после согласной обозначает фонему <и> и твердость предшествующей парной согласной фонемы.

Согласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. Буквы й, ж, ц, ч, ш, щ, обозначают фонемы <j>, <ж>, <ц>, <ч>, <ш>, <ш’>.

2. Буквы б, в, д, з, л, м, н, п, р, с, т, ф передают общую часть фонем <б – б’>, <в – в’>, <д – д’>, <з – з’>, <л – л’>, <м – м’>, <н – н’>, <п – п’>, <р – р’>, <c – c’>,<т – т’>, <ф – ф’> (место и способ образования, глухость/звонкость). Мягкость/твердость этих фонем обозначается следующей буквой, либо пробелом, либо остается необозначенной.

3. Буквы г, к, х обозначают весь объем фонем <г>, <к>, <х> причем последующая гласная буква или пробел указывают, в какой разновидности (твердой или мягкой) реализуются данные фонемы. Вполне приемлема трактовка заднеязычных фонем как парных по твердости-мягкости (см. пункт 2).

 

31. Основные принципы русской графики /фонематический и позиционный/

1)фонематический. Буква на письме обозначает фонему(или звук в сильной позиции)

2)позиционный (слоговой). Значение буквы определяется с учетом ее позиции по отношению к другим буквам (или графемам). Ёлка- 2 фонемы j и о, лёд- 1 фонема о+ мягкость пред согл, шёл- фонема о. Дифференциальные признаки: 1) место образования, 2)способ образования, 3) глух/зв, 4) тв/мягк. Сонорные фонемы имеют только 3 диф пр. Всегда однозначны буквы ж,ш,ц,ч,щ,й

32. Обозначение на письме фонемы / j /.Обозначение на письме твердости /мягкости согласных.

Обозначение фонемы йот на письме:

1) Буква й (большой, майка)

2) Обозначается буквами е,ё,ю,я в след позициях: начало слова (яблоня); после разделительного ъ-ь: подъём, вьюга; после гласного- поел, уют, маяк.

В русском языке нет особых букв для обозначения твердой и мягкой парной фонемы. Мягкость согласной фонемы перед фонемами <а, о, у, и> обозначается буквами я, ё, ю, и. Твердость согласной фонемы перед гласной обозначается бук



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.