Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





q Губные. q Язычные



 

                       Вопросы к экзамену по фонетике

 

 

1. Акустические свойства звуков речи.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движение голосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды.

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду. Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Силу звука измеряют децибелами. Порог слышимости- 0 дБ, шепот- 10-20дБ, обычная речь- 40-60дБ, порог болевого ощущения- 130дБ. Гласные безударные- менее сильные, а ударные- более сильные.

Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Тембр звука- это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром, соотношением между основным тоном и обертонами(дополнительными тонами). Основное свойство обертоном заключается в том, что их частота всегда в кратное число раз выше частоты основного тона, а сила тем слабее, чем выше частота.

Объемный резонатор- полое тело. Если рядом с резонатором возникает звук, частота которого совпадает с частотой резонатора, звук станет намного громче. Это явление называется резонансом. Наша ротовая полость, носовая полость и глотка тоже резонаторы. Меняя объем и форму речевого резонатора, мы усиливаем разные составляющие сложного звука, возникшего в гортани или ротовой полости. Так возникают звуки речи. При произнесении гласных напряжение мышц разлито по всей ротовой полости, стенки ротового резонатора гладкие, они хорошо отражают звук. При произнесении согласных напряжение мышц сосредоточено в одном месте ротовой полости, а в других ее частях мышцы расслаблены, здесь стенки рыхлые, они поглощают звук.

Бывают колебания периодические, они создают тон, музыкальные звук. Гласные- тоновые звуки. Непериодические колебания создают шум ( согласные).

2. Речевой аппарат, его устройство и функции.

Речевой аппарат- это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи. Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.Средний этаж речевого аппарата- гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных. Верхний этаж речевого аппарата-органы, находящиеся над гортанью ( глотка: носоглотка, ротовая и носовая полости, твердое и мягкое небо).Вместе с маленьким язычком мягкое небо называется небной занавеской, если она приподнята, то воздух идет через рот- так образуются ротовые звуки, если опущена- то через нос( носовые звуки).Полость носа- неизменяемый по объему и форме резонатор, ротовая полость и глотка-изменяемые. Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (п, б, м), сближаться с ней (w), сближаться с верхними зубами ( в, ф), губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (у,о). Наиболее подвижный орган речи- язык. При образовании звуков одни органы ротовой полости активны- они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны- они неподвижны при образовании данного звука. Язык- всегда активен, зубы и твердое небо всегда пассивны. Губы и небная занавеска могут играть активную и пассивную роль в образовании звуков. При артикуляции п нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции у активны обе губы, а при артикуляции а обе пассивны.

3. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегментные единицы.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. Фраза- это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение линейно могут не совпадать.

Речевой такт представляет короткий фрагмент речи, соответствующий минимальной единице содержания — синтагме. Речевой такт- это отрезок звуковой цепи, между небольшими паузами, который характеризуется повышением тона в конце. Разбиение на речевые такты — важный элемент передачи смыслового содержания. Тактирование в русском языке обеспечивается посредством пауз. Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, который говорящий вкладывает в высказывание. Таким образом, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Фонетическое слово- это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим единицам. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки. Звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза- это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами. Звук- наименьшая сегментная единица

  1. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Ударение и интонация как суперсегментные единицы.

Звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза- это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами. Звук- наименьшая сегментная единица. Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам (просодическим), которые как бы накладываются на сегментные. Слог является и сегментной и суперсегментной единицей. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в фонетические синтагмы благодаря синтагменному ударению и интонацию Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе. Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое, ударение, когда выделяется не отдельный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы. Все слова имеют ударение, если произносить их отдельно. Но в речевом потоке некоторые слова, сливаясь в произношении с последующим или предыдущим словом, могут терять ударение. Клитики- безударные слова, чаще всего односложные и служебные, которые примыкают к знаменательному слову, образуя с ним единое фонетическое слово. Если клитики стоят перед знаменательным словом, то это проклитики, если после, то это энклитики. Каждая фраза интонационно оформлена. Интонация—это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона (мелодики — повышении или понижении тона), ритма речи (соотношении сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз (что отражается на ритмике фразы) и общего тембра высказывания, который, в зависимости от целевой установки, может быть «веселым», «игривым», «испуганным», «мрачным» и т. д. Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразы, предложения и различные синтаксические конструкции, но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявления людей.

5. Гласные и согласные звуки, их артикуляционные и акустические различия.

При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Гласные- это чисто тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные характеризуются наличием шума. Шум- это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда. Гласные- ртораскрыватели: чем громче мы хоти произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот. Согласные- ртосмыкатели: чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи. Гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

6. Классификация гласных звуков русского языка, артикуляционные и акустические особенности. Классификация гласных звуков в школьной практике.

Гласные- это чисто тоновые звуки. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи. Артикуляция гласных зависит от формы и размера резонатора, т.е. полости рта, которая изменяется при помощи губ и языка, в зависимости от работы губ и языка выделяют следующие типы гласных:

1) По участию- неучастию губ:

-лабиализованные( огубленные)- О,У

-нелабиализованные ( неогубленные)- А,Э,Ы,И

2) По движению языка вверх-вниз:

-гласные верхнего подъема- И,Ы,У

-гласные среднего подъема- Э,О

-Гласные нижнего подъема- Ы,А

3) По движению языка вперед-назад:

-гласные переднего ряда-И,Э

-гласные среднего ряда- Ы,А

-гласные заднего ряда-У,О

Подъем /ряд передний Пер/сред средний Ср/задни задний
Верхний и У(сверху:) ы   у
Верх-средн Иэ, эи О: Ы(редуц)    
Средний э э Ъ   о
Ср-ниж   А: аъ    
Нижний     а    

 

7. Классификация согласных звуков русского языка по месту и способу образования. Классификация согласных звуков в школьной практике.

Артикуляция согласных описывается 5 основными параметрами:

-место образования звука,

-способ образования звука

-уровень голоса и шума

-уровень шума(глухость, звонкость)

-твердость-мягкость

Место образования звука определяется органом речи, который участвует в образовании звука и местом, где происходит сближение органов речи.

q Губные

v губно-губные звуки [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'];

v губно-зубные звуки [ф], [ф'], [в], [в'];

q Язычные

v Переднеязычные

o Переднеязычные зубные звуки [т], [т'], [с], [с'], [з], [з'], [ц],[ц’] [л], [л'], [н], [н'];[д][д’]

o нёбные звуки [ш], [ш':] [ж], [ж':], [р], [р'], [ч'];[ч’]

v среднеязычный, среднёнебный звук[j];и неслоговой

г фрикат.

v заднеязычные,

-задненёбные звуки [к], [г], [х],

-средненебные[к'], [г'], [х'].[й’]

Способ образования звуков характеризуется типом преграды и способом ее разрушения.

q Щелевые (фрикативные)

v Срединные( [ф], [ф'], [в], [в']-губные),( [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш':], [ж], [ж':]- переднеязычные), [j], [х], [х']-среднеязычные;

v Боковые [л] / [л'];



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.