|
|||
Х – Х(Х)Х – ХХ(Х) 2 страница· ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, органов исполнительной власти, субъектов РФ, иногда привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В области защиты населения и территорий от ЧС организации обязаны: · планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций производственного и социального назначения от ЧС; · обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучению работников организационным способам защиты в ЧС; · создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения от ЧС; · обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных работ на объектах производственного и социального назначения от ЧС.
Граждане РФ имеют право: · на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; · использование средств коллективной и интеллектуальной защиты; · быть информированным о риске, котором они подвергаются; · участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; · на возмещение ущерба, приченённого их здоровью и имуществу, на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; · на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности, кормильца.
Граждане обязаны: · соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС; · соблюдать меры безопасности в быту и в повседневной трудовой деятельности; · изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой помощи; · выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
20. Федеральный закон «О гражданской обороне», полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Принят 26.12.1997 г. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Основные задачи ГО: · обучение населения способам защиты от опасностей военного времени; · оповещение населения; · эвакуация населения; · предоставление населению средств индивидуальной защиты; · проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; · проведение маскировки; · борьба с пожарами; · обнаружение и обозначение районов радиационного, химического, биологического заражения; · восстановление функционирования объектов экономики; · захоронение трупов. Принципы: 1. Территориально-производственный принцип организации ГО 2. Подготовка к ведению ГО осуществляется в мирное время с учетом уровня развития вооруженных сил, военной техники, средств защиты населения. 3. Введение ГО начинается с момента объявления войны.
Полномочия организации в системе ГО: 1. Планирование и организация проведения мероприятий ГО. 2 Обучение работников защите от опасности. 3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения.
Права и обязанности граждан: 1. Проходить обучение по защите от опасностей. 2. Принимать участие в проведении др.мероприятий по ГО. 3. Оказывать содействие органам гос. власти и организациям в решении задач ГО
Руководство ГО в РФ осуществляется Правительством, в фед. органах и организациях – их руководителями, в субъектах РФ и мун. образованиях – главы органов исполнительной власти.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
21. Федеральный закон «О пожарной безопасности», права и обязанности организаций, руководителей организаций и граждан в области пожарной безопасности.
ФЗ: · принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров; · определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности; · устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Руководители организации имеют право: · создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; · вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; · проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; · устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; · получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны: · соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; · разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; · проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; · включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; · содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; · оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; · предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; · обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; · предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; · незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; · содействовать деятельности добровольных пожарных.
Граждане имеют право на: · защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; · возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; · участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; · получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; · участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны: · соблюдать требования пожарной безопасности; · иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; · при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; · до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; · оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; · выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; · предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
22. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», основные положения.
ФЗ: принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров; определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности; устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Тут бы дополнить, но попозже.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
23. Назначение, задачи и структура РСЧС.
РСЧС – система органов исп. власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоупр., гос. учреждений и различных общ. объединю, а также специально уполномоченных орг. структур, с имеющимися у них силами и средствами, предназн. для предупреждения ЧС в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспеч. безоп. населения, защиты окр. среды и уменьш. потерь и мат. ущерба.
Основные задачи РСЧС: 1. Разработка и реализация правовых и эк норм в сфере безопасности. 2. Осуществ целевых и научно-технич. программ в сфере безопасности. 3. Поддержание в готовности сил и средств к действию в ЧС. 4. Подготовка населения к действиям в ЧС. 5. Соц защита населения в ЧС. 6. Международное сотрудничество в обл защиты от ЧС. 7. Проведение гуманитарных акция. 8. Прогнозирование ЧС.
РСЧС имеет 5 уровней: фед, рег (в фед. округах =7), территор. (в субъектах = 89), местный, объектный. РСЧС состоит из: 1. Функциональных подсистем РСЧС создается в мин-вах, т.е. фед органами власти (ок. 45 ФП РСЧС). 2. Территориальных подсистем РСЧС создаются в субъектах РФ, состоит из звеньев соответственных админстративно-территориальному делению РФ (89 ТП РСЧС) Каждый уровень РСЧС имеет: · органы управленияния (координационныеые, постоянно действующие, повседневного управления); · силы и средства; · резервы фин. и мат. ресурсов; · средства связи, оповещения и инф. обеспечения
24. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС, назначение, где создаются.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
25. Система управления РСЧС, координационные органы РСЧС, предназначение и состав.
Координирующими органами РСЧС являются: · на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; · на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России · на территориальная уровне, охватывающем территории субъектов РФ – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти и субъектов РФ; · местном уровне, охватывающем территории района, города (района в городе) КЧС органов местного самоуправления; · на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта – объектовая КЧС.
На федеральном уровне функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. В её состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию). Основным органом управления, ответственным за функционирование РСЧС на территории региона, является региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС. На территориальном, местном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
26. Постоянно-действующие органы управления РСЧС, назначение, где создаются.
На федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;. На межрегиональном уровне – территориальные органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На региональном уровне – территориальные органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. На муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления. На объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
27. Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития.
Задачи: · осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориям; · планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; · совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действия при ЧС; · создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; · осуществление целевых видов страхования. 2. В режиме повышенной готовности: · принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации; · усиление дежурно-диспетчерской службы; · усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; · принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; · приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
Органы управления: 1.Федеральный уровень – Национал. ЦУКС (центр управления в кризисных ситуациях) и ФОИВ. 2. Межрегиональный уровень – ЦУКС'ы при РЦ ГОЧС. 3.Региональный уровень – ЦУКС, Инф. центры, Дежурно-диспетчерские службы, ФОИВ. 3. Муниципальный уровень – ЕДДС. 5.Объектовый – ДДС.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
28. Силы и средства РСЧС, назначение и классификация, их применение.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери. Силы и средства РСЧС подразделяются на: · Силы и средства наблюдения и контроля; · Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Личный состав МВД в экстремальных ситуациях: · обеспечивает правопорядок; · сохраняет материальные ценности; · осуществляет охрану важных объектов; · организует оцепление, а когда надо – и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности. ФСБ осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
29. Информационное обеспечение РСЧС.
Осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: · центр управления в кризисных ситуациях МЧС; · информационные центры федеральных органов исполнительной власти; · региональные информационно-управляющие центры; · информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ; · информационные центры организаций; · средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации. Информационное о6еспечене функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: · ЦУКС МЧС РФ; · информационные центры федеральных органов исполнительной власти; · региональные и информационные управляющие центры; · информационно-управляющие центры субъектов РФ; · абонентские пункты ГОЧС; · информационные центры организации; · средства связи, передачи данных и оповещения.
30. Чрезвычайная ситуация, определение, классификация.
ЧС – состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Классификация ЧС: 1. По характеру источника: природные; техногенные; социальные; экологические (биологосоциальные). 2. По масштабу и тяжести последствий: локальные; муниципальные; межмуниципальные; региональные; межрегиональные; федеральные; трансграничные.
Признаки, позволяющие отнести определенное событие к ЧС: · наличие источника ЧС; · угроза здоровью и жизни людей; · нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей; · нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики, окружающей природной среде); · наличие границ ЧС.
В зависимости от количественных показателей последствий ЧС подразделяются на: · локальные; · местные; · территориальные; · региональные; · федеральные; · трансграничные.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
31. Негативные факторы источников чрезвычайных ситуаций, их классификация, принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Классификация негативных факторов ЧС: 1. Термическое воздействие. 2. Барическое воздействие. 3. Токсическое воздействие. 4. Воздействие радиации.
Принципы защиты населения в ЧС: · укрытие населения в защитных сооружениях и других сооружениях, приспособленных для этих целей в конкретной ситуации (метро, подземные выработки, подземные пространства городов и др.); · эвакуация населения из зон возможных стихийных бедствий, аварий, катастроф или при угрозе их возникновения и в военное время, рассредоточение рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушений (затоплений) и эвакуация всего остального населения из этих зон в загородную зону; · использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) и медицинских средств защиты (МСЗ); · защита населения и хозяйства достигается путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и МСЗ).
32. Назначение, задачи и принципы организации гражданской обороны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основные задачи: · защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.); · координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф; · создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой; · повышение устойчивости объектов экономики и отраслей и их функционирования в чрезвычайных условиях; · проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; · поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов; · специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; · накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения; · обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением; · эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления; · организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях; · обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Принципы организации и ведения ГО 1. Подготовка государства к ведения Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения. 2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
33. История и перспективы развития гражданской защиты в России.
Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 —1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов. В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
34. Основные нормативно-правовые и нормативные документы в области пожарной безопасности.
· ФЗ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 18.11.1994 г.; · ФЗ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.; · Правила пожарной безопасности в РФ ППБ-01-08 от 18.06.2003 г.; · НПБ (Нормы пожарной безопасности); · СНиП 21-01-97; · ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
35. Физико-химические основы горения (концентрация горючего, стехиометрическая концентрация, скорость горения).
Горение – экзотермическое окислительное взаимодействие горючего вещества и окислителя. В качестве окислителя условно берется кислород.
Наличие процесса горения зависит от наличия следующих факторов:
|
|||
|