Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Х – Х(Х)Х – ХХ(Х) 1 страница



БЖД

1. Задачи и цели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

 

Цели:

1. Повышение уровня подготовки граждан.

2. Оценка обстановки и решение задач в условиях применения современных средств поражения.

3. Обучение правильным действиям при возникновении ЧС

 

Задачи:

1. Иметь представление:

· о взаимодействии человека со средой обитания;

· о методах качественного и количественного анализа особо опасных, опасных и вредных факторов;

· о научных и организационных основах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных явлений.

 

2. Знать:

· правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функционировании ОНХ в условиях ЧС;

· принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих местах (РМ), участках и в цехах предприятий, АО и фирм при нормальном и аварийном их функционировании.

 

3. Уметь:

· идентифицировать, измерять с помощью современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания;

· оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической, экологической и др.) применяемых ТС и технологических процессов по избранному направлению профдеятельности;

· разрабатывать организационные мероприятия и рассчитывать (в том числе с применение ПЭВМ) важнейшие коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работающих на ОНХ своего направления деятельности;

· расследовать несчастные случаи на производстве и оформлять соответствующие документы.

 

4. Иметь навыки:

· анализа и оценки безопасности (пожаровзрывной, электрической, радиационной, экологической и др.) в условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ избранного направления;

· принятия основных мер и средств по обеспечению БЖД работающих в этих условиях;

· обеспечения личной безопасности в среде обитания.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

2. Основные понятия и определения в области безопасности (опасность, безопасность, риск, объекты, источник опасности).

Опасность – состояние окружающей и внутренней среды объекта, при котором существует риск нанесения вреда.

Безопасность – 1) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства, общества от внешних или внутренних угроз опасности; 2) совокупность условий различного характера, обеспеч. состояние объекта, при котором риск нанесения вреда находится на приемлемом уровне.

Риск – количественная мера опасности: 1) вероятность возникновения источника опасности; 2) величина ущерба от негативного источника опасности.

Объекты – 1) основные: личность, общество, государство; 2) семья, окружающая среда, объекты экономики и т.д.

Источник опасности – явление любой природы (физической, химической, социальной, экономической и т. д.), способное привести к реализации опасности, т. е. нанести вред объекту безопасности.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

3. Принципы обеспечения безопасности, чем достигается, жизненно важные интересы основных объектов безопасности.

 

Принципы

1. Законность.

2. Соблюдение баланса интересов.

3. Взаимная ответственность личности, общества и государства.

4. Сотрудничество с международной системой безопасности.

 

Безопасность достигается проведением единой гос. политики системой мер экономического, политического, военного и др. характера.

Основной субъект безопасности – государство.

 

Жизненно важные интересы основных объектов безопасности

1. Личность:

· реализация конституционных прав и свободы;

· личная безопасность;

· повышение качества жизни.

 

2. Общество:

· духовные и материальные ценности;

· упрочнение демократии;

· создание правового и соц. государства.

 

3. Государство:

· незыблемость конституционного гос. строя;

· территориальная целостность;

· поддержка порядка.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

4. Основные нормативно-правовые документы в области безопасности.

 

1. Конституция РФ.

2. Федеральные конституционные законы: «О чрезвычайном положении» (26.04.01 г.), «О военном положении» (27.12.01 г.).

3. Федеральные законы: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (11.11.94 г.), «О гражданской обороне» (26.12.97 г.), «О радиационной безопасности» 05.12.95 г., «О безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О введении в действие кодекса об административных правонарушениях.

4. Постановление Правительства №547 от 04.09.03 г. «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».

 

5. Система безопасности России, основные функции, силы и средства обеспечения безопасности.

 

Система безопасности – органы законодательной, исполнительной, судебной властей, общественные, государственные и иные организации, а так же граждане, принимающие и обеспечивающие безопасность в соотв. с законом.

 

Основные функции:

1. Выявление и прогнозирования опасностей объектом безопасности.

2. Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечивающих безопасность.

3. Восстановление норм. жизнедеятельности на территории, пострадавшей от ЧС.

4. Проведение комплексных мер по снижению риска ЧС.

5. Участие в международной системе безопасности.

 

Силы и средства:

1. Гражданские объединения.

2. Вооруженные силы.

3. Федеральная безопасность.

4. Здравоохранение.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

6. Совет Безопасности России, назначение и его состав.

 

Совет Безопасности (СБ) – конституционный совещательный орган.

 

Назначение:

1. Проводит работу по предупреждению и выявлению угроз безопасности.

2. Контроль за органами и силами обеспечения безопасности.

3. Проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности.

4. Контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности.

5. Контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации решений в этой власти.

 

Состав: секретарь, председатель, постоянные члены СБ (директор ФСБ, министр иностранных дел, мин. ВД, директор внешней разведки, премьер-министр, председатель Совета Федерации и Госдумы) и члены СБ. Надо бы где-то про членов найти.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

7. Основные функции органов государственной и местной властей в обеспечении безопасности.

 

Функции:

1. Выявление и прогнозирования опасностей объектом безопасности.

2. Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечивающих безопасность.

3. Восстановление нормальной жизнедеятельности на территории, пострадавшей от ЧС.

4. Проведение комплексных мер по снижению риска ЧС.

5. Участие в международной системе безопасности.

 

Президент – руководит органами и силами обеспечения безопасности.

Федеральное собрание – формирует законодательную базу в сфере безопасности.

Правительство – координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует статьи бюджета для реализации программ в области безопасности.

Совет безопасности (СБ) – проводит работу по учреждающему выявлению и оценке угроз безопасности и готовит проекты решений для Президента; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности; контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области. Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Судебные органы – обеспечивают защиту конституционного строя в РФ; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства.

Федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают исполнения законодательства РФ, решений Президента и Правительства РФ, разрабатывают нормативные акты в области безопасности.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – взаимодействуют с федеральными органами власти. Совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении вопросов безопасности.

Органы местного самоуправления – обеспечивают исполнение решений органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти в области безопасности в различных сферах жизнедеятельности.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры – надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, основные положения.

 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внешней и внутренней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Национальная безопасность РФ – это состояние защищенности личности, общества и государства РФ от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

9. Основные показатели состояния национальной безопасности.

 

Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:

· уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

· децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

· уровень роста потребительских цен;

· уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

· уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

· уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

· уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

10. Основные угрозы национальной безопасности России по сферам жизнедеятельности государства.

 

Угроза нац. безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов государства, личности и общества.

 

Основные угрозы национальной безопасности:

1. Экономическая сфера:

· экономический рост остается неустойчивым;

· преобладание в экспортных поставках сырья и материала, а в импортных – предметов потребления и продовольствия.

 

2. Социальная сфера:

· расслоение общества на богатых и бедных;

· сложная демографическая ситуация;

· малая средняя продолжительность жизни;

· ослабление фундаментальной ячейки общества.

 

3. Экологическая сфера:

· низкая экологическая культура населения;

· использование территории России для захоронения отходов;

· использование морально устаревшего оборудования.

 

4. Военная сфера: технологический разрыв ряда ведущих государств по созданию вооружения

 

Основные угрозы в сфере экономики (не знаю, насколько нужен этот пункт):

1. Сокращение ВВП.

2. Снижение инвестиционной активности.

3. Уменьшение научно-технического потенциала.

4. Стагнация аграрного сектора.

5. Рост внутреннего и внешнего долга.

6. Преобладание экспорта сырья и энергии и импорта продовольственных товаров и предметов потребления.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

11. Национальные интересы России и стратегические национальные приоритеты.

 

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

· в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

· в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

· в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

 

Стратегические национальные приоритеты:

1. Основные: нац. оборона; гос. и общественная безопасность.

2. Приоритетные: повышение качества жизни; экономическая безопасность; развитие науки, технологии и образования; развитие культуры; здравоохранение; экология живых систем и рациональное природоиспользование; стратегическая стабильность государства.

 

12. Обеспечение национальной безопасности в области основных национальных приоритетов.

 

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

 

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

· совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти;

· реализуется Национальный план противодействия коррупции;

· развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм;

· создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов;

· формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников;

· совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности;

· принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника;

· развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

· укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

13. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «повышение качества жизни российских граждан».

 

Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:

· совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

· содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

· создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;

· улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;

· обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

· совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения,

· культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

14. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «наука, технологии и образование».

 

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют:

· гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога;

· обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

15. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «экология живых систем и рациональное природопользование».

 

Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для:

· внедрения экологически безопасных производств;

· поиска перспективных источников энергии;

· формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд РФ и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

16. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «культура».

 

Силы обеспечения национальной безопасности обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.

Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать:

сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа РФ, духовных ценностей граждан;

улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга;

совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения;

развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии;

развитие культурно-познавательного туризма;

формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

 

Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет:

· признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей;

· укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;

· создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России;

· развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств – участников СНГ и в сопредельных регионах.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

17. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «экономический рост».

 

Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем:

· развития национальной инновационной системы;

· повышения производительности труда;

· освоения новых ресурсных источников;

· модернизации приоритетных секторов национальной экономики;

· совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

Для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на:

· развитии науки, технологий и образования;

· совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах. 

 

Для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной:

· на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;

· на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики;

· на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы;

· на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;

· на обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;

· на формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализацию научных и технологических приоритетов, усиление интеграции науки, образования и производства;

· на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности;

· на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

18. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «здравоохранение».

 

Государственная политика РФ в сфере здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и предотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний.

 Для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровья нации силы, обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических учреждений, обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи и модернизации системы обязательного медицинского страхования, определения единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне муниципальных образований и субъектов РФ.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

19. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные положения.

 

Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года

ФЗ определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области:

· защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ;

· всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части;

· объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

.

Действие ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Цели ФЗ:

· предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

· снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций.

 

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

· Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

· Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

· Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

 

Закон определяет основные меры защиты населения и территорий от ЧС:

· мероприятия, направленные на предупреждение ЧС;

· мероприятия по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учётом экономического, природного характера, особенностей территорий, от степени реальной опасности возникновения ЧС;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.